view counter
Главная страница > Общественный транспорт > MAN Lion’s City E. Электробус примеривается к России

MAN Lion’s City E. Электробус примеривается к России

В России состоялась премьера MAN Lion’s City E. Как компания MAN электрифицирует автобусный транспорт?
24.06.2021
1606

Если на улице вдруг случится увидеть MAN Lion’s City E, вряд ли его так просто удастся отличить от серийно выпускаемого MAN Lion’s City, то есть от дизельного двойника: внешне вроде бы все то же самое, разве что у электробуса несколько выше линия крыши, скрывающая размещенные на ней блоки аккумуляторных батарей. Почему они именно там, а не под полом салона, как у многих конкурентов? Дело в том, что на крыше батареи лучше всего защищены от повреждений в случае аварии, и этот аргумент перевесил даже столь нелюбимое автомобильными инженерами повышение центра тяжести.

MAN Lion’s City E, MAN Lion City, МАН Лион, Лион Сити, автобус MAN, автобус МАН, электробус MAN, электробус МАН, электробус, СТ-КТ

При любом раскладе на одной зарядке MAN Lion’s City E пройдет никак не меньше 200 км – в компании считают, что этого более чем достаточно для значительной части европейских автобусных маршрутов. Причем указанный пробег рассчитан для наиболее сложных условий, когда климатическая система работает на полную мощность, когда в салоне полно народу и когда приходится двигаться в жестком городском трафике. Важно, что в данном случае в расчет взята даже потеря части электроемкости утомленных жизнью, то есть работающих не первый год, аккумуляторных батарей. А новенький бодренький MAN Lion’s City E в хорошую погоду при 60-процентном заполнении салона на одной зарядке преодолеет более 500 км – проверено испытаниями. В средних же эксплуатационных условиях, то есть наиболее близких к повседневным, емкости батарей, составляющей 480 кВтч, хватит на 270 км.

MAN Lion’s City E, MAN Lion City, МАН Лион, Лион Сити, автобус MAN, автобус МАН, электробус MAN, электробус МАН, электробус, СТ-КТ

Почему немцы выбрали именно ночную зарядку, а не подзарядку на конечных остановках, как это сделано, к примеру, у электробусов, работающих в Москве? Главный аргумент – в случае, когда в течение смены не требуется подзаряжать батареи, перевозчик может использовать электробусы более гибко, фактически на любых маршрутах, ведь они не привязаны к расположению зарядных станций. Кроме того, ночная зарядка, в отличие от многократной подзарядки в течение дня, более щадящая для аккумуляторов с точки зрения их ресурса. Но, конечно, в этом случае самих аккумуляторов нужно больше. И это не очень здорово, ведь именно на них приходится основная часть стоимости электробуса и именно они составляют значительную часть его снаряженной массы, во многом становясь причиной ограничения пассажировместимости.

MAN Lion’s City E, MAN Lion City, МАН Лион, Лион Сити, автобус MAN, автобус МАН, электробус MAN, электробус МАН, электробус, СТ-КТ

Примерно десять месяцев от всего времени года MAN Lion’s City E – абсолютно «зеленое» транспортное средство: отопление салона у него происходит исключительно за счет электричества – этим занимаются кондиционер и установленные на полу электроотопители. Но в условиях суровой зимы их мощности элементарно не хватит, чтобы прогреть салон до комфортной температуры. Ведь климатическая система на пиковых режимах потребляет примерно столько же электроэнергии, сколько электродвигатель. Поэтому, если на то будет воля заказчика, MAN Lion’s City E можно оборудовать еще и дизельными печками. Но далеко не всем это нужно. Со слов разработчиков, в европейской практике чаще идут другим путем: в зимние холода салон вместе с чувствительным к морозу электрооборудованием прогревают еще до выхода электробуса на маршрут – это делают в парке при помощи мощных стационарных отопителей. А роль бортовых электроотопителей в этом случае сводится к поддержанию уже достигнутого результата. Разумное решение! Хотя в нашем климате требующее безусловной проверки.

MAN Lion’s City E, MAN Lion City, МАН Лион, Лион Сити, автобус MAN, автобус МАН, электробус MAN, электробус МАН, электробус, СТ-КТ

Разработчики постарались максимально унифицировать электробус с дизельной модификацией. И не только по кузову, но и по ходовой части. Именно поэтому для MAN Lion’s City E не стали использовать электрифицированный портальный ведущий мост с мотор-колесами, оставив его таким же, как у дизельного автобуса. А электрический двигатель, в номинальном режиме развивающий 160 кВт и 2100 Нм, установили отдельно: вместе со всем электрооборудованием он, как и автобусный дизель, также располагается в заднем моторном отсеке, впрочем, занимая значительно меньше места. Именно поэтому в корме салона MAN Lion’s City E исчезла вертикальная моторная шахта, что увеличило внутреннее пространство.

MAN Lion’s City E, MAN Lion City, МАН Лион, Лион Сити, автобус MAN, автобус МАН, электробус MAN, электробус МАН, электробус, СТ-КТ

Первое, что бросается в глаза, когда заходишь внутрь MAN Lion’s City E, – странная по нашим меркам дверь, отделяющая кабину водителя от остального салона. Это даже не дверь, а низкая, высотой по пояс, перегородка, запирающаяся, кстати, на магнитный замок – чтобы его отворить, нужно нажать соответствующую кнопку в правой части приборной панели. Не скрою, садясь за руль, я ждал от электробуса приемистости спорткара – всем известно, что электрический двигатель почти моментально выходит на максимальный крутящий момент. Но нет: MAN Lion’s City E разгоняется степенно и чинно – это запрограммировано специальным ограничителем с целью пощадить пассажиров и ходовую часть. Единственное, в ходе разгона совершенно не возникает ощущения натужности, свойственного значительной части дизельных автобусов: набор скорости происходит ровно и напористо. По требованию перевозчиков, которым предстоит эксплуатировать MAN Lion’s City E в горной местности, интенсивность разгона можно нарастить: производитель сделает другую прошивку, позволяющую набирать скорость более динамично.

MAN Lion’s City E, MAN Lion City, МАН Лион, Лион Сити, автобус MAN, автобус МАН, электробус MAN, электробус МАН, электробус, СТ-КТ

Полная масса MAN Lion’s City E при габаритной длине 12,2 м достигает 19,5 тонны. Из них 3,5 тонны приходится на литий-ионные аккумуляторные батареи (тип NMC), из-за чего вместо более чем сотни пассажиров, перевозимых дизельной модификацией, MAN Lion’s City E берет на борт от 77 до 88 человек – все зависит от количества установленных в салоне сидений. Если необходимо перевозить больше – следует обратить внимание на сочлененную версию, которая в полтора раза длиннее. Ее комплектуют не одним, а двумя электродвигателями, приводящими во вращение колеса второй и третьей осей, и увеличенным числом аккумуляторных батарей общей электроемкостью уже не 480, а 640 кВтч, из-за чего их ночная зарядка (мощность 150 кВт) занимает не три, а четыре часа.

MAN Lion’s City E, MAN Lion City, МАН Лион, Лион Сити, автобус MAN, автобус МАН, электробус MAN, электробус МАН, электробус, СТ-КТ

Да, аккумуляторы совершенствуются, но на полную зарядку по-прежнему уходят часы. Зато, по сравнению с любым другим городским пассажирским транспортом с двигателем внутреннего сгорания, электробус заметно дешевле в повседневной эксплуатации. В том числе за счет того, что для его технического обслуживания требуется значительно меньше человеко-часов. И это второй козырь после главного – экологичности. В угоду которой компания MAN будет стремиться, чтобы к 2025 году большинство выпускаемого ею городского пассажирского транспорта было на электротяге. А к 2050 году поставлена цель полностью перейти к производству техники с нулевым выбросом. 

Константин Закурдаев

MAN Lion’s City E, MAN Lion City, МАН Лион, Лион Сити, автобус MAN, автобус МАН, электробус MAN, электробус МАН, электробус, СТ-КТ




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки