
На чем везти пассажиров?
Новости отрасли
Самое читаемое
Подножка не удалась!
Демарш производителей европейских, южнокорейских, японских и прочих иностранных автобусов на российском рынке после 2022 года общей картины не испортил. Даже наоборот: предложение альтернативных вариантов от отечественных заводов и предприятий дружественных стран по более привлекательным ценам оживило продажи.
На старте сезона-2024 аналитическое агентство «АСМ-холдинг» привело такие данные. По итогам 12 месяцев 2023 г. в России реализовано 17 069 новых автобусов, что на 3485 ед., или на 25,7%, выше значений 2022 г. Сбыт отечественной техники достиг 12 449 ед., что на 1760 ед., или на 16,5%, больше показателей годичной давности. Иномарок куплено 4620 ед., что соответствует прибавке в 1725 ед., или 59,6%. Доля российских брендов поистине львиная: 72,9% против 27,1% у иномарок. Выросли и контракты по пассажирскому электротранспорту. Поставщики отгрузили 475 ед. техники, и в категории год к году это дельта в 198,7%.
Тройку лидирующих брендов по итогам 2023 г. составили ПАЗ (6425 ед., рост 15,9%), Yutong (2086 ед., +78,3%), УАЗ (1770 ед., +62,5%). За ними следовали НЕФАЗ (1707 ед., +7,9%) и «Волжанин» (1255 ед., +9,4%). Высокий процентный подъем в минувшем сезоне показали КАМАЗ (299,1%), Zhongtong (272,2%), Higer (119,9%), JAC (110%). Отрицательным вектором отмечался сбыт новых автобусов «Урал» (–69,1%), КАвЗ (–19,4%), МАЗ (–11,1%). Словом, позиции зарубежных (читай: китайских) брендов стали укрепляться. Производители из недружественных государств, по сути, лишились дополнительного рынка сбыта. Получилось как в русской поговорке: назло бабушке отморозили себе уши.
С апреля текущего года подножку продажам новых лайнеров поставило повышение утилизационного сбора. Хотели как лучше, а получилось как всегда…
Структура рынка
К началу 2024 г. весь российский рынок автобусов составлял 330 298 ед. (по данным НАПИ – 486 314 ед.). За второе полугодие предыдущего года он сократился на 2,7%, но в дальнейшем стал прирастать.
В общем парке пассажирского транспорта на 1 января 2024 г. значилось 321 455 ед.: 272 132 российских автобуса (84,7%) и 49 323 машины иностранных брендов (15,3%). Наиболее массовые – модели ПАЗ среднего класса в количестве 139 424 ед. Вторая по численности когорта – ЛиАЗы большого класса (27 875 ед.). В третьей группе «Кубань» малого класса с числом регистраций 26 524 ед. За ними расположился подвижной состав Нефтекамского и Курганского автобусных заводов – 255 552 ед. и 14 921 ед. соответственно. На учете в ГАИ/ГИБДД стоят 89 168 ед. ПАЗ-3205, 26 113 ед. «Кубань Г1» и 22 291 ед. ПАЗ-3204. Большинство из них используется на периферии в качестве служебного транспорта, городских маршрутных такси, школьных автобусов и пригородного транспорта.
Львиная доля подвижного состава сосредоточена в Центральном федеральном округе – 26,4%. Второй по массовости – Приволжский ФО с долей 17,7%, третий – Сибирский ФО с 14,8%. Далее следуют Уральский (11,3%), Южный (10,7%), Северо-Западный (10%), Дальневосточный (5,4%) и Северо-Кавказский (3,7%) федеральные округа. Самый многочисленный сегмент в РФ объемом 194 560 ед. составили автобусы возрастом старше 10 лет. Свежих машин всех классов негусто: 14 257 ед. образца 2022 г., 14 187 ед. производства 2021 г., 14 245 ед. выпуска 2019 г.
По данным Национального агентства промышленной информации (НАПИ), за последние пять лет средний возраст автобусов на рынке РФ увеличился на 3,5%. Самый молодой парк в Москве: его средний возраст 12,6 года. Далее следуют Санкт-Петербург (13,6 года), Московская область (14,4 года), Ленинградская область (14,5 года), Ямало-Ненецкий автономный округ (14,9 года). Наиболее старые автобусы в Дагестане (средний возраст 24,5 года), Калмыкии (22,7 года), на Камчатке (22,4 года). Похожая картина в Северной Осетии (22,3 года) и Кабардино-Балкарии (21,9 года).
С 2019 по 2024 г. больше всего автобусный парк помолодел во Владимирской области – на 2,9 года (с 17,9 до 15 лет), Мурманской области (на 1,9 года) и в Чечне (на 1,6 года). Наиболее интенсивное старение автобусного парка, на 2–2,5 года, отмечено в Хабаровском крае, Удмуртии и Якутии.
Нормативные сроки эксплуатации автобусов малого класса составляют 5 лет, среднего и большого – 7 лет, особо большого – до 10 лет. В настоящее время четыре из пяти автобусов (271,2 тыс. ед., или 79% парка) используются за пределами нормативного срока. Это свидетельствует о том, что у российского автобусного рынка огромный потенциал пополнения и обновления.
Источник: данные НАПИ.
Три квартала 2024 года
Статистика знает все, и спорить с этим утверждением сложно. Если в августе год к году сбыт новых автобусов просел на 7%, то в сентябре он вырос на 12%. Сведения «АСМ-холдинг» иллюстрируют состояние российского рынка новых автобусов продолжающимся восхождением.
За январь – сентябрь 2024 г. заказчикам передано 14 154 ед. пассажирской техники, что на 13,6% больше, чем по итогам трех кварталов 2023 г. Сентябрьские продажи прибавили к сентябрю прошлого года 16,8%. В начале осени динамика сбыта замедлилась, но все равно плюсовая. По итогам года она может оказаться на 12–15% выше показателей предыдущего года.
В структуре продаж правят бал российские марки. На вершине горы недосягаемый ПАЗ с реализацией 5786 ед., вторым идет ЛиАЗ с активом в 1971 ед. На третьей строчке китайский Yutong с продажей 1693 новых автобусов. Два следующих места за НЕФАЗом с отгрузкой 1316 ед. и «Волжанином» с передачей 533 ед. В топ-10 вошли также КАМАЗ (455 ед., седьмая позиция) и белорусский МАЗ (335 ед., девятое место).
Интересны модельные предпочтения транспортных операторов. По городским и пригородным автобусам это преимущественно российские марки, а по междугородным и туристическим – китайские. В общем зачете условный подиум за техникой с маркировкой «Сделано в России». По муниципальному транспорту перевес в пользу российских производителей в значительной степени обусловлен рамками федеральных и региональных программ развития общественного транспорта. Междугородные и туристические модели чаще выбирают частные перевозчики.
На спрос влияет и корректировка предложения. Например, в сентябре Sollers запустил во Владивостоке выпуск автобусов под собственным брендом. Производственной площадкой стал завод «Автомобильные индустриальные технологии» мощностью до 1500 автобусов в год. В линейку включены три базовые модели: 12-метровый 51-местный «турист» Sollers SA9 (370 л.с.) с багажными отсеками объемом 9,1 м3, аналогичный по длине и вместимости «межгород» Sollers SA6 (330 л.с.) с багажником в 6,3 м3 и 9-метровый 35-местный Sollers SA6 (245 л.с.) с местами для багажа в 3,3 м3. Продажи стартуют в декабре 2024-го.
Меняется и рынок пассажирских машин с пробегом. За 9 месяцев 2024 г. сегмент подержанных автобусов вырос на 7% и достиг 12 373 ед. Свыше 40% от этого объема, или 5369 ед., пришлось на технику ПАЗ. На втором месте ЛиАЗ с реализацией 1299 ед., на третьем – Hyundai с продажей 768 ед. Пятерку самых востребованных автобусов с пробегом замкнули НЕФАЗ (520 ед.) и МАЗ (492 ед.). Модельные предпочтения россиян по «бэушкам» в январе – сентябре вполне предсказуемые: ПАЗ-3205 (2309 ед.), ПАЗ-3204 (724 ед.), ЛиАЗ-5292 (968 ед.), ПАЗ-4234 (724 ед.), НЕФАЗ-5299 (520 ед.).
Источник: данные «АСМ-холдинг».
На финише года
Четвертый квартал 2024 года начался с убедительного роста спроса на новые автобусы. По сведениям аналитического агентства «Автостат», в октябре текущего года перевозчикам отгружено 1707 новых лайнеров, что на 60% больше, чем в октябре 2023-го. В ноябре и декабре ожидается положительная динамика месяц к месяцу, хотя она и не будет такой впечатляющей.
На первом месте с долей в треть рынка марка ПАЗ: реализовано 569 ед. «Серебро» у ЛиАЗа с продажей в 290 ед. Третий результат сбыта у китайского бренда Yutong с передачей заказчикам 264 ед. Пятерку лидеров привычно замкнули НЕФАЗ (104 ед.) и КАМАЗ (100 ед.). Похоже, такой расклад сохранится до завершения сезона.
Предпочтения потребителей вряд ли изменятся и по моделям автобусов. Локомотивом продаж в октябре 2024-го был ПАЗ-3204 (362 ед.). Второй результат у ЛиАЗ-5292 (204 ед.), третий – у ПАЗ-3205 (130 ед.). Транспортники голосовали рублем также за НЕФАЗ-5299 (104 ед.) и Yutong ZK6128H (93 ед.). Совокупные продажи новых автобусов за 10 месяцев 2024 года достигли 15 572 ед. Это на 20% выше показателей января – октября 2023 г. Данный показатель превышает прогнозные значения 12 месяцев 2024 года, озвученные экспертами в начале сезона.
Бренды и тренды
Среди трендов текущего сезона аналитики отмечают корректировку удельного веса брендов. Например, по итогам I квартала 2024 г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года доля российских автобусов в структуре продаж выросла до 4,3 тыс. ед., или 82,4%, против 3,3 тыс. ед. и 79,3% годом ранее. Количество реализованных китайских пассажирских машин выросло с 0,6 до 0,7 тыс. ед., но доля уменьшилась с 13,2 до 12,9%.
Не очень приятным I квартал 2024 г. стал для белорусских брендов. Отчетные показатели снизились с 0,3 до 0,2 тыс. ед., а доля растаяла с 7,5 до 4,7%. Суммарный вес лайнеров других брендов по странам происхождения прибавил самую малость – 0,03% и достиг 0,08%. Продажи за пределами топ-5 автобусных иномарок за один квартал просели на 18,1% и составили 8,1% против 12,3% (–4,2%) по сравнению с результатами годичной давности.
В пятерку самых продаваемых моделей зарубежного производства в первые три месяца года вошли Yutong ZK6122H9 с долей рынка 2,7%, МАЗ-216 (1,9%), Higer KLQ6119TO (1,8%), Yutong ZK6128H (1,6%), МАЗ-203 (1,5%). Спрос на них сохраняется и в настоящее время. Покупатели обратили внимание и на менее массовую продукцию отечественного происхождения. В этом перечне СимАЗ-2258 нового производителя из Ульяновска и 10-метровый Lotos 105 из Набережных Челнов. Платежеспособный спрос не обошел стороной междугородный КАвЗ-4270 «Аврора» и 9-метровый ЛиАЗ-4298. Рынок стал разнообразнее, и спрос есть на каждый товар, работающий на дизельном и газомоторном топливе.
Итоги продаж новых автобусов в сезоне-2024 свидетельствуют о том, что доля китайских брендов будет расти. Пальма первенства по объемам сбыта сохранится за ЦФО и российскими моделями. Новые игроки и продукты коренным образом ничего не изменят. Главные рокировки предстоят по местам отдельных моделей и объемам сбыта. В остальном нынешний статус-кво рынка новых автобусов РФ сохранится.
С нами уже 1039 профессионалов