МЗКТ: и пусть тайное станет явным!
Новости отрасли
Самое читаемое
Начнем с актуальной сегодня армейской темы: представители Минского завода колесных тягачей сообщили, что в будущем планируют повысить технические возможности армейского шасси МЗКТ-7930, на базе которого сегодня созданы такие известные российские системы вооружений, как оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер», береговой противокорабельный комплекс «Бал-Э», зенитно-ракетный комплекс С-400, береговой противокорабельный ракетный комплекс «Бастион», антенные посты ЗРК и другие виды вооружений, – не случайно этот далеко не массовый спецавтомобиль растиражирован аж в тысяче экземпляров! Начало модернизации было положено в прошлом году выпуском МЗКТ-793000-300, оснащенного автоматической коробкой передач. Дальнейшее развитие семейства пойдет по пути усиления защищенности экипажа и создания «умного» транспортного средства. Уже ведется разработка кабины 5-го класса баллистической защиты, идут работы по установке бортовой информационно-управляющей системы и системы диагностики, которая своевременно оповестит о необходимости сервисного обслуживания или ремонта. Кроме того, планируется установка дополнительных систем видеонаблюдения, облегчающих движение ночью, в условиях сильного тумана или повышенной запыленности.
Новая сцепка в составе тягача МЗКТ-742960 (8х8) и полуприцепа МЗКТ-820400 предназначена для перевозки тяжелой гусеничной техники массой до 56 т со скоростью до 70 км/ч. Полная масса этого автопоезда может достигать 130 т. Полноприводный четырехосный седельный тягач МЗКТ-742960 габаритной шириной 3180 мм оснащен 544-сильным дизелем DEUTZ и автоматической трансмиссией Allison. Самостоятельно завод делает 7-местную металлическую кабину, ведущие мосты, балансирную подвеску двух передних и рессорно-балансирную подвеску двух задних осей, седельно-сцепное устройство и две барабанные лебедки с максимальным тяговым усилием 2х250 кН. Как сообщили представители автозавода, партия этих тяжелых автопоездов была заказана военным ведомством Анголы.
Другой новый автопоезд-тяжеловоз – трехзвенный, в составе седельного тягача МЗКТ-741351 (8х8), полуприцепа МЗКТ-999421 и прицепа МЗКТ-837211. Уже более 10 лет прошло после яркого события в истории завода – изготовления большой партии аналогичных трехзвенных автопоездов-танковозов, которые по сей день успешно служат в армии ОАЭ. Но прошли годы, и представители ближневосточного заказчика, на этот раз уже не созывая масштабный международный тендер, сразу приехали в Беларусь и озвучили свои потребности. В результате было согласовано новое видение будущего арабского танковоза. Опытный образец перспективного автопоезда уже готов, все его звенья проходят стадию окончательной доводки, затем ожидаются пробные выезды на полигон и отправка на масштабные испытания в аравийские пески.
Чем новая трехзвенная сцепка отличается от прежней?
Начнем с того, что компоновка тягача стала бескапотной. Это, как объясняют конструкторы, облегчает его обслуживание. Применена новая металлическая 8-местная кабина производства МЗКТ: более вместительная и позволяющая устанавливать бронепанели для защиты экипажа. Вместо 795-сильного дизеля Mercedes-Benz применен дизель Caterpillar мощностью 812 л.с. В паре с ним установили автоматическую коробку передач Allison нового поколения с модернизированным электронным контроллером. Повышенное внимание уделено комфорту экипажа: в кабине есть система климат-контроля, холодильник, улучшенная система отопления и эргономичные регулируемые сиденья. Для упрощения ТО тягач получил автоматическую систему смазки.
Основной задачей сцепки станет одновременная перевозка двух 57-тонных танков Leclerc и одной БМП-3. Грузоподъемность автопоезда 140 тонн, а его полная масса может достигать 210 тонн. Также любопытны изменения, затронувшие модернизированный полуприцеп МЗКТ-999421. В версии от 2000 года он был трехосным, но со сдвоенными колесными тележками, теперь же стал шестиосным, но с одноколесными тележками. Необычно выглядит техническое решение по опусканию трапов полуприцепа на рабочую площадку прицепа, что позволяет осуществлять сквозную загрузку автопоезда. К специфическим требованиям заказчика из ОАЭ можно отнести установку раздвижной системы укрытия перевозимого груза тентом – данное решение также было реализовано специалистами МЗКТ.
Еще одна новинка – седельный тягач МЗКТ-750440, призванный заменить в модельной линейке завода седельный тягач МЗКТ-7401. Этот тяжеловоз с допустимой нагрузкой на «седло» 27 тонн предназначен для работы в составе автопоезда полной массой до 130 тонн. Он получил голландский двигатель Paccar MX мощностью 462 л.с., соответствующий экологическому стандарту Евро-5, и агрегатированную с ним 16-ступенчатую механическую коробку передач Fast Gear китайского производства. Особенно отметим усилия по изменению внешности стандартной кабины, сделанной на МАЗе: с 2014 года на МЗКТ появились профессиональные дизайнеры, обучавшиеся своему ремеслу в самом Милане! Их активная работа уже стала отражаться на облике тяжеловозов завода. И МЗКТ-750440 – яркое тому подтверждение.
В завершение – о перспективном крановом шасси МЗКТ-740001. Будучи пятиосным (колесная формула 10х4), оно предназначено для монтажа крановых установок грузоподъемностью до 100 т. Шасси получило дизель ЯМЗ мощностью 412 л.с. Вынесенная вперед кабина китайского производства позволяет не превышать предусмотренный стандартом габарит по высоте будущего автокрана. Задняя ось – на пневмоподвеске. Данное шасси МЗКТ планирует поставлять своему давнему партнеру, Галичскому крановому заводу, где уже разработана линейка кранов большой грузоподъемности.
Владимир Чехута
С нами уже 1039 профессионалов