Главная страница > Репортаж > Минский автозавод. Немецкий вектор диверсификации

Минский автозавод. Немецкий вектор диверсификации

МАЗ стремится к расширению сотрудничества с Daimler и ZF. Тем более за последние десятилетия под такое сотрудничество подведен прочный фундамент.
29.06.2017
3646

Минский автозавод, как не имеющий собственного производства силовых агрегатов, уже много лет стремится диверсифицировать их поставки. В результате на сегодняшний день помимо привычных ярославских дизелей и КПП на свои грузовики и автобусы МАЗ устанавливает двигатели Mercedes-Benz, MAN, Cummins и Weichai, а также коробки передач немецкой ZF и китайской Fast Gear. Причем Daimler, выпускающий двигатели Mercedes-Benz, и специализирующаяся на производстве широчайшего спектра агрегатов трансмиссии и ходовой части компания ZF среди упомянутых партнеров МАЗа занимают особое место. И вот почему.

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

Во-первых, сотрудничество Минского автозавода с двумя вышеназванными немецкими компаниями уже принесло без преувеличения выдающиеся результаты. Начиная с 2003 года Daimler отгрузил минчанам более 18 тыс. двигателей. Девять из десяти автобусов, несущих эмблему МАЗа, отправляются заказчикам с двигателями Mercedes-Benz. Это, в частности, позволило МАЗу стать для Daimler их крупнейшим сторонним заказчиком!

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

В сотрудничестве с ZF тоже достигнут значительный прогресс: поставки компании Минскому автозаводу коробок передач, ведущих мостов, раздаточных коробок и систем рулевого управления недавно перевалили за 50-тысячную отметку!

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

Во-вторых, силовой агрегат в составе дизеля Mercedes-Benz и коробки передач ZF наиболее приемлем как для эксплуатирующих МАЗы автоперевозчиков, работающих на зарубежные страны, так и для экспортной программы самого Минского автозавода, год за годом упорно осваивающего восточноевропейский рынок и достигшего на этом пути ощутимых успехов.

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

Поэтому не удивительно, что руководство МАЗа решило организовать конференцию, к участию в которой пригласили руководителей и специалистов Daimler и ZF. Такая конференция состоялась 23 июня в Минске. Что интересно: в ходе ее проведения белорусские и немецкие партнеры не только подвели весьма впечатляющие итоги сотрудничества, но и затронули ряд проблемных вопросов.

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

Что же представляет собой линейка автотехники Минского автозавода, оснащенная дизелями Mercedes-Benz и агрегатами ZF? В нее включены практически все производимые на данный момент автобусы, а также магистральные и среднетоннажные грузовики: двухосные и трехосные седельные тягачи, тяжелые трехосные шасси (включая модификацию с третьей подъемной осью), среднетоннажник и даже трехосный и четырехосный самосвалы. Широкий спектр! Часть из этих грузовых автомобилей и автобусов завод продемонстрировал во время прошедшего после конференции показа автотехники на расположенном под Минском испытательном полигоне. 

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

Впрочем, нельзя утверждать, что МАЗ ставит на свои грузовики и автобусы немецкие силовые агрегаты исключительно с прицелом на эксплуатацию за рубежом. Завод стремится продвигать оснащенную ими автотехнику и на свой домашний, и на российский рынки. Есть ли там заказчики? Есть, и немало! Например, крупная белорусская компания «Металлургтранс», руководитель которой выступил на конференции, осуществляет перевозки в Европу с использованием более сотни двухосных седельных тягачей МАЗ-5440Е9 с двигателями Mercedes-Benz и 16-ступенчатыми механическими КПП ZF. С его слов, эти автомобили даже в таком непростом виде перевозок вполне конкурентоспособны в сравнении с аналогами европейской «большой семерки». Тем более что, по собранной «Металлургтрансом» статистике, минские тягачи, оснащенные дизелями Mercedes-Benz и КПП ZF, экономичнее аналогичных тягачей MAN в среднем на 0,5 л/100 км.

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

Другое дело, где обслуживать МАЗы с немецкими дизелями? Соответствующую аккредитацию компании Daimler первый из расположенных в Беларуси мазовских сервисов пока только готовится получить. По данной причине для решения связанных с двигателем вопросов перевозчику приходится отправлять минские тягачи в фирменный сервис Mercedes-Benz, где ожидание оказывается неоправданно долгим. Аналогичная ситуация – в Украине, где Минский автозавод активно стремится нарастить свою долю на рынке грузовиков и уже стал крупнейшим поставщиком автобусной техники. Понятно, оснащенной двигателями производства Daimler. Так что для украинских сервисов МАЗа тоже весьма актуально получение аккредитации на обслуживание мерседесовских дизелей – пока таковой нет ни у одного из них.

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

В России ситуация несколько иная: здесь двигатели производства Daimler могут официально обслуживать и ремонтировать 10 фирменных сервисных станций МАЗа. И еще три присоединятся к ним в ближайшее время. Иначе и быть не может: счет только автобусам с дизелями Mercedes-Benz, поставленным в нашу страну, уже давно идет на сотни. Тем не менее, на заводе считают, что аккредитованных на сегодняшний день российских сервисов все же недостаточно, ведь общее их количество в нашей стране у МАЗа более ста!

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

А как планируется развивать конструкцию минских грузовиков и автобусов, оборудованных немецкими агрегатами? Большинство грузовых автомобилей на сегодня оснащены V-образной «шестеркой» семейства Mercedes-Benz ОМ 501. В паре с ней ставят главным образом 16-ступенчатую «механику» ZF. У среднетоннажного грузовика – иной силовой агрегат: дизель ОМ 924 в паре с 6-ступенчатой механической коробкой передач ZF 6S850. Поскольку в недалеком будущем Daimler собирается свернуть производство дизелей ОМ 501, для всех своих новых модификаций Минский автозавод адаптировал более современный ОМ 457. Шаг, надо сказать, логичный: этими же дизелями сегодня комплектуют набирающий популярность КАМАЗ-5490, так что в России перевозчики уже давно знакомы с ОМ 457 не понаслышке.

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

Что касается автобусов, то здесь применяются мерседесовские дизели девятисотой серии. Коробки передач – тоже ZF. Интересно, что помимо «механики» есть модификации и с «автоматом». Причем «автоматом» классическим: 6-диапазонным ZF Ecolife с гидротрансформатором.

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

Самое интересное, что до самого последнего времени Daimler не поставлял на МАЗ свои коробки передач. Даже в составе силовых агрегатов. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда минчане взялись за разработку нового поколения магистральников, удовлетворяющих экологическому стандарту Евро-6. Их первый опытный образец, двухосный седельный тягач МАЗ-5440М9, увидел свет осенью 2014 года. За ним были построены трехосное шасси МАЗ-6312М7 и четырехосный самосвал МАЗ-6516М9. Всю тройку оснастили как двигателями, так и коробками передач Mercedes-Benz. Причем КПП сразу решили адаптировать не простую – автоматизированную. Не удивительно, ведь в Европе, на которую, собственно, и нацелено новое поколение МАЗов, все идет к тому, что коробки-роботы очень скоро перейдут из числа опций в число базового оборудования грузовиков среднего и тяжелого классов.

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес

Впрочем, чтобы обзавестись МАЗом с полностью мерседесовским силовым агрегатом, перевозчикам, скорее всего, не придется ждать запуска в серию следующего поколения этих грузовиков. Такой силовой агрегат в скором времени появится и у автомобилей нынешнего поколения – первым его получит двухосный седельный тягач МАЗ-5440Е9. Причем в паре с дизелем здесь тоже будет стоять автоматизированная КПП. На заводе обещают, что производство такой модификации стартует до конца текущего года.

Константин Закурдаев

МАЗ, Даймлер, Цанрат фабрик, MAZ, Daimler, Mercedes-Benz, ZF, МАЗ с двигателем Мерседес




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки