Подсанкционная выставка. Часть II. Минский автозавод
Новости отрасли
Самое читаемое
В предыдущем материале мы рассказали, какую автотехнику продемонстрировал Камский автозавод на проходившей в Москве 2 – 9 апреля Белорусско-российской промышленной выставке, посвященной дню единения народов двух государств. Теперь посмотрим на тоже немаленькую по площади и количеству экспонатов экспозицию Минского автомобильного завода. Он попал под санкции еще в июне 2021 года, так что уже может поделиться с российскими коллегами каким-никаким опытом работы под международными ограничениями.
Правда, есть один существенный нюанс: если до последнего времени российские автомобилестроители смотрели на наличие импортных компонентов в выпускаемой технике сквозь пальцы, видя в них неизбежную составляющую, то белорусы, напротив, по каждой внедряемой в производство новинке, как правило, разрабатывали и начинали претворять в жизнь программу импортозамещения, по которой зарубежные агрегаты пусть не быстро, но неумолимо заменяются аналогами, выпускаемыми в собственной стране. Не случайно оказавшиеся под санкционным ударом многие российские машиностроители, оставшись без зарубежных комплектующих, на поиски таковых отправились прежде всего в Беларусь, где все последние годы компонентное производство не гробили, а упорно и планомерно развивали.
Тот же Минский автозавод даже еще до попадания под санкции проводил куда более мудрую политику применительно к импортным комплектующим. Да, он активно производил модели с двигателями и ведущими мостами той же немецкой компании Daimler, но одновременно были созданы совместные предприятия с китайцами по выпуску двигателей Weichai и коробок передач Fast Gear. В результате, когда Daimler после четверти века успешного сотрудничества демонстративно повернулся к МАЗу спиной, последний это не испугало и не поставило в тупик: на конвейере уже стояла линейка моделей с современными и конкурентоспособными белорусско-китайскими силовыми агрегатами. А гипоидный одноступенчатый мост для магистральников завод недавно разработал самостоятельно.
Самым импортонасыщенным из показанных на выставке экспонатов Минского автозавода оказался электробус МАЗ-303Е. В частности, у него применены ведущий портальный мост производства немецкой ZF, поставленный этой же компанией силовой агрегат с асинхронным электродвигателем пиковой мощностью 300 кВт, а также аккумуляторные батареи Hella. Поэтому, будет ли продолжен выпуск МАЗ-303Е в новых условиях или дело ограничится уже поставленным заказчикам первым десятком экземпляров, вопрос открытый. Но не слишком животрепещущий: в наших реалиях экономическая целесообразность перехода к эксплуатации электробусов далеко не очевидна.
Три минских грузовика с колесной формулой 6х4, собранных в заводской экспозиции единой группой, оказались строительными машинами. Первый представлял собой новую модель автокрана КС-5576BY с недавно освоенной в филиале в Могилеве овоидной стрелой. Причем у этого крана – очень достойные рабочие характеристики: грузоподъемность 32 тонны и 30-метровый вылет четырехсекционной телескопической стрелы, которую можно дополнительно нарастить за счет установки гуська. При этом эксплуатационная масса автокрана равна 25 тоннам, что позволяет ему свободно перемещаться по дорогам общего пользования. В качестве шасси используется трехосный полноприводник МАЗ-6312С3, оснащенный дизелем ЯМЗ-53623.
Вторым в упомянутой троице автомобилей-строителей стал самосвал МАЗ-65012В грузоподъемностью 20 тонн и полной массой 33,5 тонны с кузовом коробчатого сечения емкостью 15,4 м3. А третьим – самосвальный автопоезд с четырехосным полуприцепом МАЗ-9549 грузоподъемностью 41,6 тонны с 38-кубовым кузовом задней разгрузки и двумя подъемными осями. Этот полуприцеп оказался «запряжен» в седельный тягач МАЗ-643028 с нагрузкой на седло 22,6 тонны. Оба автомобиля оснащены дизелем Weichai WP12, на максимуме развивающим 423 л.с., в паре с которым установлена 16-ступенчатая механическая коробка передач Fast Gear.
Еще одну тройку МАЗов в экспозиции Минского автозавода составили мусоровозы. Два – для вывоза бытового мусора из стандартных контейнеров. Причем один из них оказался оборудован белорусской надстройкой емкостью 17 м3 с цельными боковинами, а 16-кубовую надстройку второго, классической конструкции, изготовил «Мосдизайнмаш».
Он же смонтировал портальный погрузчик на третий мусоровоз, предназначенный для транспортировки контейнеров емкостью от 6 до 8 м3 для сбора крупногабаритных отходов, включая промышленные и строительные. Эта спецмашина, созданная на короткобазном шасси самосвала МАЗ-5550 с дизелем Weichai WP7, призвана заменить некогда широко распространенные, а теперь уже почти вымытые из повседневной эксплуатации бункеровозы на шасси среднетоннажников ЗИЛ.
В третей части этого материала мы расскажем о том, какие на состоявшейся на ВДНХ выставке были представлены новинки строительной, карьерной и тракторной техники.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов