Международный стандарт тверских экскаваторов
Новости отрасли
Самое читаемое
Когда мне довелось побывать на заводе «Тверской экскаватор» около трех лет назад, в его сборочном цехе доминировал ярко-оранжевый цвет, в который в то время окрашивали львиную долю экскаваторной техники, выпускаемой под хорошо известной в стране маркой ТВЭКС. От оранжевых платформ, стрел, корпусных деталей буквально рябило в глазах! Теперь на всем пространстве упомянутого цеха «правят балом» белая и серая краски. Потому что завод «Тверской экскаватор», как и другие заводы, входящие в российскую корпорацию «Русские машины», сегодня производит продукцию в фирменных цветах Terex Corporation. Дело в том, что весной 2012 года заработало совместное предприятие, учрежденное обеими упомянутыми компаниями и получившее название «РМ-Терекс».
Согласно замыслу, изготавливаемая в рамках данного СП техника отечественных заводов должна влиться в обширную модельную линейку многоотраслевого мирового производителя, пополнив ассортимент его раскинувшейся буквально по всей планете дилерско-сервисной сети. Естественно, произойдет такое вливание не сразу, а лишь тогда, когда машины с клеймом «сделано в России» по своим характеристикам и качеству станут удовлетворять общемировым стандартам. Первыми в эти стандарты удалось вписать грейдеры «Брянского арсенала», теперь же пришел черед тверских экскаваторов: производство новых колесных WX200 и гусеничных TX210LC стартовало 23 апреля текущего года. Впрочем, обо всем по порядку.
Линия по сборке экскаваторов. В реконструированном цехе площадью 6,5 тыс. м2, работая в одну смену, их можно ежегодно изготавливать до 1100 ед.
В этот визит сборочный цех показался мне совсем другим. И не только из-за смены цветов выпускаемой техники. Оказывается, сюда также перенесли линию сборки экскаваторов-погрузчиков Terex TBL825, до этого с 2012 года располагавшуюся в соседнем корпусе. Что поделать: производственная оптимизация! В условиях нынешних сложностей в экономике многие отечественные машиностроительные предприятия вынуждены идти подобным путем, пытаясь сэкономить за счет сокращения задействованных площадей.
Таким образом, вдоль одной стены реконструированного сборочного цеха теперь расположилась нитка для сборки экскаваторов-погрузчиков, вдоль другой – линия для сборки экскаваторов как предшествующего, так и нового поколений. А на обширном пространстве между ними осуществляется складирование и досборка различных компонентов и агрегатов. Среди них, кстати, я обнаружил две подсобранные поворотные платформы будущих экскаваторов. Одну, с минским дизелем – для машины предыдущего образца, другую – для новой машины, с ярославским дизелем 530-го семейства. Еще на прошлогодней выставке СТТ в ту пору только-только возглавивший ООО «РМ-Терекс» Кристиан Кремер обещал перевести технику входящих в СП российских заводов, комплектуемую зарубежными моторами, на современные отечественные двигатели производства «Автодизеля». Как видим, слово он держит: колесный WX200 получил 6-цилиндровый 146-киловаттный ЯМЗ-536, а гусеничный TX210LC – 4-цилиндровый 128-киловаттный ЯМЗ-534. Это логично, потому что «Автодизель» входит в состав «Группы ГАЗ», а та, в свою очередь, в состав «Русских машин».
Подсобранная поворотная платформа для экскаватора нового поколения, укомплектованная ярославским дизелем – его выдает характерный светло-синий цвет
Что представляют собой новые тверские экскаваторы? Прообразы этих двух во многом унифицированных моделей впервые можно было увидеть еще в позапрошлом году. Правда, тогда на их стрелах еще красовалась марка ТВЭКС, но уже написанная латинскими буквами. То были опытные образцы, которые с тех пор прошли всесторонние испытания, подверглись необходимым доработкам и улучшениям, и вот теперь готовы к запуску в серию, будучи брендированными так же, как и вся прочая техника Terex.
Главная их отличительная черта: недостаточно надежные или неэффективные по мировым меркам отечественные компоненты заменены на лучшие образцы зарубежного производства. Из наиболее значимых это коробка передач и мосты ZF вместо соответствующих агрегатов собственного изготовления, а также комплект гидрооборудования Bosch-Rexroth.
А что продолжили делать в Твери самостоятельно? Прежде всего, раму, гусеничный движитель, поворотную платформу, элементы стрелы и корпуса, а также рабочие органы. Производится на заводе и кабина, но в совершенно новом виде: к процессу ее разработки подключили опытных специалистов немецкой компании Fritzmeier. Эту кабину выполнили в полном соответствии с мировыми стандартами комфорта, эргономики и безопасности, попутно снабдив эффективной климатической системой, джойстиковыми органами управления и снижающими вибронагрузку гидроизолирующими опорами.
Добавлю, что усовершенствование конструкции экскаваторов имело целью повысить не только их долговечность, но и эффективность. Для этого машины получили интеллектуальную компьютеризированную систему управления, которая обеспечивает согласованную работу двигателя и гидросистемы, гидравлический контур для подключения активных рабочих органов, а также улучшенную доступность регулярно обслуживаемых узлов и агрегатов (основные точки обслуживания и контроля сгруппированы с одной стороны, как с одной стороны сделаны горловины топливного и гидравлического баков). Кроме того, применены совмещенный радиаторный блок контуров охлаждения двигателя и гидросистемы, а также привод вентилятора с пропорциональным автоматическим управлением. Все сказанное способствует снижению потребления топлива и ускорению работы, а значит, позволяет больше сделать при меньших затратах.
С одной стороны, широкое использование современных, в том числе импортных узлов и агрегатов, должно повысить конкурентоспособность тверских экскаваторов на внутреннем рынке. Потому что даже с учетом зарубежной начинки из-за выигрышной курсовой разницы, отечественные машины теперь должны уверенно противостоять даже сравнительно недорогой китайской технике, отчасти превосходя ее по эксплуатационным характеристикам. А с другой стороны, перед экскаваторами тверского производства, новые модели которых полностью соответствуют всем директивам по безопасности ЕС, впервые в новейшей российской истории открывается возможность широкомасштабного, столь необходимого в условиях падения внутреннего рынка, экспорта в страны, где сегодня присутствуют дилеры Terex Corporation. А это фактически весь мир!
Константин Закурдаев
На площадке готовой продукции – экскаваторы предыдущего поколения (серия ЕК). Сперва их планировали снять с производства вскоре после освоения моделей нового поколения, но теперь с этим решено повременить до лучших времен, то есть до окончания кризиса.
Кристиан Кремер, генеральный директор ООО «РМ-Терекс»
– Освоение серийного выпуска абсолютно новых моделей на современной производственной площадке «Тверского экскаватора» – результат успешной работы нашей международной команды. Сегодня продукция «РМ-Терекс» широко востребована в России и СНГ, а новое поколение техники имеет большой экспортный потенциал, что позволит нам существенно расширить географию поставок, в том числе в страны Африки, Латинской Америки и Ближнего востока. В 2016 году мы рассчитываем пополнить линейку гусеничных экскаваторов серии TX машинами массой 27 и 30 тонн. Кроме того, во второй половине 2015 года, в рамках проекта компании по выпуску импортозамещающей продукции, в Твери начнется локализация экскаваторов-погрузчиков TLB 990.
Что еще делает «Тверской экскаватор»
Помимо гаммы классических экскаваторов на гусеничном и колесном ходу завод делает и другую технику.
Во-первых, здесь развернуто сборочное производство погрузчиков Terex TBL825, о чем уже было упомянуто в материале.
Во-вторых, предприятие выпускает экскаваторы на автомобильном шасси. Это модель ЕА-17 с двигателем Д-243С и ковшом емкостью 0,65 м3. Также в гамме предприятия есть и автомобильный экскаватор-планировщик ТЭП-18 с телескопической стрелой.
В-третьих, заказчикам предложен перевалочный погрузчик модели TVEX 180i с поднимающейся кабиной и установленным на стреле захватом грузоподъемностью 3,4 т.
В-четвертых, в линейке продукции предприятия сохранилась одна модель вилочного погрузчика. Это ВП-05 эксплуатационной массой 7,8 т и грузоподъемностью 5 т.
С нами уже 1039 профессионалов