MATRЁSHKA. Транспорт завтрашнего дня?
Новости отрасли
Самое читаемое
Проект MATRЁSHKA, в рамках которого компания BMG создает беспилотные транспортные средства нового поколения, шаг за шагом воплощается в реальность. О том, как он развивается, а главное, как будет развиваться дальше, мы поговорили с руководителем компании BMG Алексеем Бакулиным.
– Алексей Анатольевич, сначала давайте разберемся, почему BMG, то есть Bakulin Motors Group, а не Volgabus? Новым транспортным средствам – новый бренд?
– С появлением новой производственной площадки во Владимире, которая будет введена в строй в первой половине 2017 года, с переходом к выпуску не только автобусной, но и другой техники, в том числе электромобилей, наша компания не просто выходит за пределы Волгоградской области, она выходит на другой уровень, превращается в группу компаний. Поэтому вполне логично, что теперь у нас новый бренд. Для которого, как видите, даже пришлось пожертвовать собственной фамилией.
– «Матрешка», которую мы сегодня знаем, мала по меркам автобуса и велика по меркам легкового автомобиля. Каким образом она должна вписаться в современную транспортную систему?
– В развитых странах транспортная система как раз пребывает в стадии трансформации: все больше живущих в крупных городах европейцев отказываются от личных автомобилей в пользу Uber-такси – это удобнее и, что немаловажно, дешевле. Мы же создаем максимально адаптированное для подобной системы транспортное средство: тихое, экологически чистое, маневренное, удобное и безопасное. Понятно, что оно значительно меньше классического автобуса, будучи рассчитано на 10–12 пассажиров. На мой взгляд, электробус вообще не должен походить на автобус, у него должна быть иная концепция, чем-то похожая на концепцию современного трамвая с абсолютно ровным полом по всей площади салона. Загляните в нашу «Матрешку»: в полу нет ни единого выступа – силовые колесные модули, в которых установлены двигатели, размещены вне пределов пространства для пассажиров. К тому же подобная схема позволяет сделать транспорт модульным: вместо пассажирского модуля можно установить грузовой или, скажем, коммунальный – техника не должна простаивать ни минуты! Ведь только подумайте: сегодня легковые автомобили в среднем используются владельцем лишь 20% времени.
– Принято считать, что электромобиль, а тем более беспилотный, – дорогое удовольствие. «Матрешку» удалось сделать исключением?
– Первую «Матрешку» мы изготовили на базе электрического гольф-кара: на мой взгляд, она вышла не самой удачной и, как того можно было ожидать, очень дорогой. Поэтому следующее поколение «Матрешек» получило отечественную агрегатную базу: мы сами делаем электродвигатель, подвеску, привод, применяем российские электрику и электронику первого уровня. Убежден, в нашей стране хоть большой, хоть маленький электробус может иметь коммерческий успех лишь при условии использования отечественных компонентов. Сейчас мы готовим к запуску в серию третье поколение городских автобусов «СитиРитм», в линейке которых помимо дизельной и газовой будет еще и электрическая версия. Так вот, за счет нашего собственного двигателя и российских комплектующих этот электробус будет на 30–40% дешевле аналогов других производителей.
– В какую цену должна вписаться «Матрешка», чтобы на нее возник реальный спрос?
– Говорить о цене пока считаю преждевременным: когда будет сформирован пакет заказов на 2017 год, тогда появится более ясная картина. Понятно, что чем больше машин окажется в парке заказчика, тем меньше будет стоимость каждой из них. Хочу обратить внимание, что сегодня вместе с самими электромобилями в контракт на их поставку автоматически включены техническая поддержка и сервисное обслуживание.
– Вы сказали, что двигатель – российского производства. Кто и где его выпускает?
– Выпускаем самостоятельно: некоторое время назад мы стали партнерами российской компании, продвигающей довольно интересный с технической точки зрения электрический двигатель. Вот его мы и начнем изготавливать на нашей новой площадке во Владимире. Мощность этого электромотора 60 кВт, в «Матрешке» их два, значит, суммарная мощность 120 кВт.
Предвосхищая вопрос об аккумуляторах, сразу скажу, что «Матрешку» можно снабдить любыми: и нашего «Лиотеха», и корейскими, и китайскими – у всех разные характеристики и разная цена. Пока «Матрешка» получила аккумуляторы «Лиотех», обеспечивающие запас хода в 120 км.
– Нигде в мире, и у нас в стране в частности, пока нет законодательного разрешения на использование автомобилей-роботов на дорогах общего пользования. Может быть, сначала следовало дождаться изменений в законах, а потом браться за беспилотники?
– Ситуация уникальна тем, что если в создании обычных автомобилей наша страна отстала на десятилетия, то в создании беспилотных транспортных средств отставание если и есть, то оно минимально. И этой ситуацией обязательно нужно воспользоваться! Когда я на разных форумах и конференциях начинаю призывать как можно скорее законодательно разрешить эксплуатацию автомобилей-роботов хотя бы на закрытых территориях, мне отвечают: вот мы сначала соберем рабочую группу, убедимся в безопасности – одним словом, годика через два на эту тему и поговорим… Я же считаю, вопрос с закрытыми территориями можно и нужно решить максимум за полгода.
– Почему такое внимание закрытым территориям? Неужели только за счет них можно сформировать сколько-нибудь крупный портфель заказов?
– Можно. Их не так мало, как кажется на первый взгляд. Это всевозможные парки, промышленные территории, выставочные и гостиничные комплексы и даже аэропорты, которые, кстати, уже проявляют заинтересованность в подобных роботизированных транспортных средствах. Важно начать производство, начать реальную эксплуатацию, иначе мы отстанем и здесь тоже.
– А если ситуация с законодательной базой все же будет развиваться в нужном для вас направлении не так быстро, как того бы хотелось?
– Я убежден, что нужно работать на опережение. Это крайне важно, в частности, с точки зрения экспорта. Потому что с обычными автобусами за рубежом нас никто не ждет: везде все схвачено компаниями, которые работают там десятилетиями. И даже если мы дадим цену на 10%, даже на 15% ниже, это ничего не изменит и ни на что не повлияет. А вот если мы придем с принципиально иным продуктом, с принципиально иным решением поставленной задачи, которого ни у кого больше нет, – это совсем другое дело! В этом случае можно рассчитывать на успех!
– Вы разрабатываете «Матрешку» без поддержки государства. Но возможно ли в принципе добиться результатов в столь инновационном проекте без его финансовой помощи?
– Общественный транспорт всегда развивался и будет развиваться при государственной поддержке. Почему, скажем, электробусы в Китае сегодня выпускаются тысячами? Потому что несколько лет назад китайское правительство начало компенсировать покупателям 90% их стоимости. Именно по данной причине, кстати, распространение электробусов в Китае началось с самых бедных провинций и только потом дошло до мегаполисов.
У нас в рамках создания беспилотных автотранспортных средств государство уже выделило 9 млрд руб., которые, правда, прошли мимо нас. Конечно, деньги нам важны, но все же не в них счастье. Главное, повторюсь, это назревшая необходимость изменений в законодательстве, которые легализовали бы использование роботизированных транспортных средств. Чем быстрее такие изменения будут приняты, тем быстрее «Матрешка» начнет возить пассажиров.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов