Марка ГАЗ: новые автобусы на COMTRANS
Новости отрасли
Самое читаемое
Мой начатый в предыдущем материале рассказ о показанных на COMTRANS 2023 перспективных разработках ГАЗа окажется неполным, если я не коснусь автобусной темы. Так что в этот раз давайте сведём знакомство с представленными на выставке пассажирскими новинками этой славной марки. Самый маленький автобус в экспозиции несущих эмблему ГАЗа автомобилей – «Соболь NN» в базовой комплектации. Как раз в дни проведения выставки было объявлено о старте его продаж. Цены на такой микроавтобус начинаются с 3 млн 450 тыс. рублей.
Что же это за базовая комплектация? Она позволяет свободно разместиться в салоне водителю и шестерым пассажирам. При этом сиденья второго ряда можно установить как по ходу, так и против хода движения, а сиденья третьего, то есть заднего ряда, перемещается по полу на салазках – сдвигая их вперёд-назад можно в значительном диапазоне регулировать полезный объём багажного отделения. В общем, получилась очень привлекательная машина, по сути – грузопассажирская, которую можно использовать и как практичный служебный микроавтобус, и как семейный комфортабельный минивэн.
Второй компактный автобус на стенде ГАЗа – это выполненная по техзаданию одного из заказчиков новая вариация на тему каркасно-панельной «Газели Сити». Только у этой модификации нет низкого пола, а для 15 пассажиров установлены регулируемы сиденья повышенной комфортности. Потому что это не городской, а экскурсионный автобус! Здесь высокие окна, индивидуальная разводка кондиционированного воздуха, красивая потолочная светодиодная подсветка, а задняя пневмоподвеска обеспечивает хорошую плавность хода.
Не хватает разве что потолочных вещевых полок: места в заднем багажном отделении с внешним доступом всё же маловато для поклажи полутора десятков человек. А вот то, что сидя на любом из сидений не упираешься коленями в спинку впереди стоящего кресла, это весомый плюс – подобную реально свободную посадку нечасто встретишь у автобусов такого класса!
О среднеразмерном СITYMAX 9, производство которого развёрнуто на ПАЗе, около года назад я делал отдельный материал. Но у показанной на выставке модификации есть несколько важных нововведений. Главное среди них – оснащение газовым двигателем. Это новый 4-цилиндровый ЯМЗ-535 мощностью 210 л.с. С которым, напомню, агрегатирована тоже новая газовская автоматическая гидромеханическая коробка передач. Длина кузова осталась прежней, то есть 9,75 м, но перекомпоновка салона позволила увеличить вместимость с 77 до 84 человек.
Полностью низкопольный городской CITYMAX 12 по прежним выставкам знаком нам в качестве электробуса. Теперь же он предстал в дизельном варианте. В моторном отсеке установили 360-сильный ЯМЗ-537: это новая модификация серийной рядной шестёрки ЯМЗ-536 с увеличенным до 7,7 л рабочим объёмом.
Чем CITYMAX 12 отличается от ныне выпускаемого ЛИАЗ-5292? Начну с того, что его габаритная длина ровно 12 м. То есть, для улучшения манёвренности и снижения снаряжённой массы кузов укоротили на полметра. При этом вместимость сумели увеличить на одного пассажира, и теперь она составляет 115 человек. Потом, здесь так называемый «чистый пол» – это когда все сиденья и поручни закреплены не на нём, а на бортах. Шире стали дверные проёмы и выше уровень исполнения интерьера, а передняя подвеска теперь сделана независимой!
А вот ещё один показанный на COMTRANS 2023 автобус с эмблемой ГАЗа прежде видеть не доводилось. Речь идёт о перспективной туристической машине, которую будут делать на ЛИАЗе. Называется она «Круиз» – так же, как и её предшественник, который выпускали на шасси Scania. Теперь Scania в стране нет, а потребность в отечественных туристических автобусах сохраняется даже несмотря на все усилия китайских конкурентов. Кстати, в очертаниях нового «Круиза» без труда угадывается китаец! На самом деле, так оно и есть: изначально это Foton.
Дело в том, что новый автобус на новом шасси разрабатывать долго, он бы вышел на рынок в лучшем случае года через два-три. Поэтому решено был взять сравнительно свежую зарубежную машину, запустить её здесь как можно оперативнее, со стартом поставок клиентам уже в начале 2024 года, а потом локализовывать по мере возможностей. По салону этот «Круиз» – туристическая классика. Вместимость – 49 или 51 человек. Есть туалет, холодильных, водительский спальник, система видеонаблюдения и телематическая система. Другими словами, перед нами тот самый автобус, который максимально востребован на междугородных маршрутах.
Локализовывать новый «Круиз» будут так. Первые машины на ЛИАЗе соберут методом крупноузловой сборки, но адаптировав их для условий нашей страны. То есть, утеплив салон, а также сделав подогрев дверей и топливной системы. В 2024 году придёт черед сварки и окраски кузовов – в данном случае это не так сложно, потому что в автобусном кузове нет штампованных деталей: он имеет каркасно-панельную конструкцию, а передняя и задняя маски как правило формуются из пластика. Не будем забывать, что в распоряжении ЛИАЗа есть отличный окрасочный комплекс! Затем настанет черёд адаптации для «Круиза» российских агрегатов. К примеру, того же двигателя ЯМЗ-537, вполне возможно – в паре с предназначенной для него новой ярославской механической коробкой передач.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов