Главная страница > История > IVECO-AMT. Путь длиной в 25 лет

IVECO-AMT. Путь длиной в 25 лет

СП «ИВЕКО-АМТ», одно из наиболее успешных и динамично развивающихся предприятий российского автопрома, отметило четвертьвековой юбилей!
06.12.2019
920

Мало кто знает, что первые самосвалы марки IVECO в Миассе изготовили, когда идея создания совместного предприятия «ИВЕКО-УралАЗ», сегодня известного как «ИВЕКО-АМТ», находилась еще на стадии обсуждения. В соответствии с подписанным в апреле 1992 года лицензионным соглашением в одном из цехов Уральского автозавода началась сборка IVECO Magirus, наследников тех самых капотных «Магирусов», которые в конце 1970-х массово поставлялись в Советский Союз для освоения нефтегазовых месторождений. Первую партию из полутора десятков таких самосвалов, получивших обозначение «ИВЕКО-УралАЗ 330.30 ANW», Уральский автозавод изготовил в январе 1993 года – они отправились работать в Тюменскую область.

IVECO-AMT, ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО-УралАЗ, СП, 25 лет ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО, IVECO, Магирус, УралТраккер, Миасс, СТ-КТ, Урал-ИВЕКО-6339, ИВЕКО-УралАЗ 330.30 ANW

Следом, в течение того же года, 30 самосвалов приобрел «Лукойл», еще 40 – «ЮКОС». Других значимых контрактов заключить не получилось – даже будучи дешевле немецких аналогов примерно на 20%, при цене почти в 100 тыс. долларов спрос на столь недешевую технику со стороны российских заказчиков фактически отсутствовал. Вот тогда и было решено с целью удешевления производства частично локализовать машины в России, организовав для этого совместное предприятие и передав ему оборудование для выпуска кабин.

IVECO-AMT, ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО-УралАЗ, СП, 25 лет ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО, IVECO, Магирус, УралТраккер, Миасс, СТ-КТ, Урал-ИВЕКО-6339, ИВЕКО-УралАЗ 330.30 ANW

Соглашение о создании СП «ИВЕКО-УралАЗ» было подписано 18 апреля 1994 года, а его официальная регистрация состоялась 5 декабря 1994 года – именно эта дата с тех пор и считается днем рождения предприятия. В число учредителей вошли «УралАЗ», IVECO S.p.A и «Газпром» с равными долями в 33,3%. При этом каждый из них решал собственную задачу.

IVECO-AMT, ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО-УралАЗ, СП, 25 лет ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО, IVECO, Магирус, УралТраккер, Миасс, СТ-КТ, Урал-ИВЕКО-6339, ИВЕКО-УралАЗ 330.30 ANW

IVECO-AMT, ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО-УралАЗ, СП, 25 лет ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО, IVECO, Магирус, УралТраккер, Миасс, СТ-КТ, Урал-ИВЕКО-6339, ИВЕКО-УралАЗ 330.30 ANW, Газпром, ВяхиревУральский автозавод получал сварочную и окрасочную линии, а также штамповую оснастку для изготовления вполне современной на то время бескапотной кабины IVECO Turbostar, которую намеревался использовать в том числе при производстве собственных грузовых автомобилей. Компания IVECO рассчитывала занять надежные позиции на еще не освоенном в ту пору западными автопроизводителями российском рынке тяжелой коммерческой автотехники и обретала в лице «Газпрома» покупателя на значительное количество своих машин. Сам же «Газпром», по рассказам участников тех событий, оказавшийся единственным в этом трио, внесшим в уставной капитал реальные деньги, видел возможность приобретения современных самосвалов европейского уровня по вполне сходной цене. К тому же часть оплаты за них возвращалась к нему как к соучредителю.

IVECO-AMT, ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО-УралАЗ, СП, 25 лет ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО, IVECO, Магирус, УралТраккер, Миасс, СТ-КТ, Урал-ИВЕКО-6339, ИВЕКО-УралАЗ 330.30 ANW

Уже на стадии заключения соглашения о создании СП стало понятно, что вместо IVECO Magirus в Миассе придется организовывать выпуск другой, более современной модели. Дело в том, что компания IVECO завершала производство грузовиков капотной компоновки – им на смену шел более современный Trakker с кабиной над двигателем. Поэтому фактически сразу после учреждения совместного предприятия российские и итальянские конструкторы приступили к созданию предназначенного специально для него семейства грузовиков. Они получили называние «УралТраккер».

IVECO-AMT, ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО-УралАЗ, СП, 25 лет ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО, IVECO, Магирус, УралТраккер, Миасс, СТ-КТ, Урал-ИВЕКО-6339, ИВЕКО-УралАЗ 330.30 ANW

За основу «УралТраккера» взяли современное шасси только появившегося тогда IVECO Trakker, на которое установили кабину IVECO Turbostar, то есть кабину грузовых автомобилей предыдущего поколения, незадолго до этого снятых с производства в Европе. Оборудование для ее изготовления переправили в Миасс и разместили в цехах «УралАЗа», причем объемы его поставок в рамках организации совместного предприятия оказались очень значительны. Так, на российский автозавод доставили и смонтировали линию мощных прессов немецкой компании Erfurt с усилием от 45 до 1000 тонн – они предназначались для производства кузовных панелей. С нуля был организован участок сварки кабин с гибкими автоматизированными комплексами, а также окрасочная линия с возможностью нанесения катафорезного покрытия. Все это оборудование было готово к работе в 1997 году – СП обзавелось производственными мощностями, рассчитанными на годовой выпуск до 9 тыс. машин. Тех самых – семейства «УралТраккер».

IVECO-AMT, ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО-УралАЗ, СП, 25 лет ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО, IVECO, Магирус, УралТраккер, Миасс, СТ-КТ, Урал-ИВЕКО-6339, ИВЕКО-УралАЗ 330.30 ANW

Самое интересное, что «УралТраккер» действительно разработали при самом широком участии российской стороны. С этой целью в немецкий Ульм отправилась представительная делегация Уральского автозавода, которую, кстати, возглавлял будущий генеральный директор ООО «ИВЕКО-АМТ» Владимир Новик, на тот момент заместитель главного конструктора «УралАЗа». Непростая задача оказалась успешно решена: освоенную в Миассе кабину IVECO Turbostar адаптировали для установки на шасси IVECO Trakker. Так родился «УралТраккер», который, обладая всеми достоинствами европейской техники такого класса, отличался сравнительно высоким уровнем локализации: в России полностью изготавливали его кабину, а также колесные диски, шины и самосвальный кузов. Отметим, что помимо самосвала семейство включало трехосные шасси и седельный тягач.

IVECO-AMT, ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО-УралАЗ, СП, 25 лет ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО, IVECO, Магирус, УралТраккер, Миасс, СТ-КТ, Урал-ИВЕКО-6339, ИВЕКО-УралАЗ 330.30 ANW

Пилотную партию из четырех «УралТраккеров», оснащенных 370-сильными двигателями IVECO 8210.42K и 16-ступенчатыми коробками передач ZF, совместное предприятие «ИВЕКО-УралАЗ» изготовило 21 марта 1997 года. Увы, после этого в его производственной деятельности наступил довольно продолжительный перерыв. По сути, дело шло к закрытию. К тому времени «Газпром» потерял интерес и к самому СП, и к его продукции, а найти других покупателей на автотехнику ценой в сотню тысяч долларов в те непростые для российской экономики времена было крайне проблематично. Кроме того, к моменту выпуска первых «УралТраккеров» совместное предприятие успело накопить немалые долги – такие, что многим виделось проще его закрыть.

IVECO-AMT, ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО-УралАЗ, СП, 25 лет ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО, IVECO, Магирус, УралТраккер, Миасс, СТ-КТ, Урал-ИВЕКО-6339, ИВЕКО-УралАЗ 330.30 ANW

IVECO-AMT, ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО-УралАЗ, СП, 25 лет ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО, IVECO, Магирус, УралТраккер, Миасс, СТ-КТ, Урал-ИВЕКО-6339, ИВЕКО-УралАЗ 330.30 ANW, Владимир Новик«Когда 8 июля 1998 года я вступил в должность генерального директора СП «ИВЕКО-УралАЗ», на нем висел многомиллионный долг в валюте, а на счетах оставалось всего несколько тысяч рублей», – вспоминал в одном из интервью нашему журналу Владимир Новик. Мало кто тогда сомневался, что предприятие доживает последние дни.

Тем не менее Владимир Новик сдаваться не собирался. Первый контракт на изготовление четырех сортиментовозов в 1999 году был заключен с «Тернейлесом» – крупной лесозаготовительной компанией, работающей в Приморском крае. Ей нужен был вместительный и грузоподъемный сортиментовозный автопоезд, который на шасси и на прицепе вез бы не по одной, а по две 4-метровые пачки леса. Японцы, до этого поставляющие «Тернейлесу» сортиментовозы, создать такой автопоезд или не могли, или не хотели. А конструкторы «ИВЕКО-УралАЗ» с блеском решили задачу – с тех пор поставки автомобильной техники лесозаготовительным компаниям стали одним из магистральных направлений деятельности совместного предприятия.

IVECO-AMT, ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО-УралАЗ, СП, 25 лет ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО, IVECO, Магирус, УралТраккер, Миасс, СТ-КТ, Урал-ИВЕКО-6339, ИВЕКО-УралАЗ 330.30 ANW

Кроме того, раз продукция «ИВЕКО-УралАЗ» находила слабый спрос внутри страны, Владимир Новик стал активно развивать зарубежное направление. В Ирак после непростых продолжительных переговоров удалось поставить 60 «УралТраккеров» в качестве тягачей для полуприцепов-тралов. А в Иран, где на тот момент эксплуатировалось более 5 тыс. IVECO Turbostar, были налажены поставки значительного объема выпускаемых в Миассе запасных частей для их кабин.

IVECO-AMT, ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО-УралАЗ, СП, 25 лет ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО, IVECO, Магирус, УралТраккер, Миасс, СТ-КТ, Урал-ИВЕКО-6339, ИВЕКО-УралАЗ 330.30 ANW

Но главным, конечно же, стали не эти контракты, пусть столь необходимые для встающего на ноги нового производителя автомобильной техники, – более важным оказалась верно выбранная стратегия, которая заложила основное направление развития СП на многие годы вперед и в результате привела его к успеху. «При оценке складывающейся в ту пору ситуации на российском рынке тяжелых грузиков, – вспоминает Владимир Новик, – у нас появилось четкое понимание, что благополучие предприятия может быть основано исключительно на собственном продукте, разработанном нашими конструкторами и технологами». Таким образом, «ИВЕКО-УралАЗ» оказался ориентирован не на массовый выпуск стандартных грузовиков, а на создание и изготовление оригинальных шасси и тягачей в полном соответствии с потребностями каждого конкретного заказчика. Таких, какие никто не делал в стране, да и само IVECO S.p.A тоже не делало. Данная стратегия помогла «ИВЕКО-АМТ» успешно развиваться, часто вопреки складывающимся в экономике нашей страны негативным тенденциям, и пережить без катастрофических последствий следовавшие один за другим экономические кризисы.

IVECO-AMT, ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО-УралАЗ, СП, 25 лет ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО, IVECO, Магирус, УралТраккер, Миасс, СТ-КТ, Урал-ИВЕКО-6339, ИВЕКО-УралАЗ 330.30 ANW

В 2005 году производство «УралТраккеров» завершилось – Уральский автозавод вышел из числа учредителей совместного предприятия, обменяв свою долю в нем на право стать собственником всего комплекса оборудования для изготовления бескапотных кабин. Добавим, что три года спустя со своей долей расстался и «Газпром». В итоге начиная с 2008 года владельцем 2/3 совместного предприятия стала российская компания «АМТ» – ее название расшифровывается как «Автомобили Миасс Турин». А совместное предприятие в том же 2008 году было переименовано из «ИВЕКО-УралАЗ» в «ИВЕКО-АМТ».

IVECO-AMT, ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО-УралАЗ, СП, 25 лет ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО, IVECO, Магирус, УралТраккер, Миасс, СТ-КТ, Урал-ИВЕКО-6339, ИВЕКО-УралАЗ 330.30 ANW

Тем временем в 2006 году на смену «УралТраккерам» пришли более современные IVECO Trakker, получившие российское обозначение «Урал-ИВЕКО-6339». Но совместное предприятие не просто освоило их выпуск – на базе этих автомобилей силами собственных специалистов разработали и запустили в серию целую гамму оригинальных моделей. Таких, каких не было в производственной программе европейского IVECO. В их числе – четырехосные и пятиосные шасси высокой грузоподъемности с задней тележкой-тридемом под установку оборудования для нефтегазодобывающей отрасли, внедорожные седельные тягачи с усиленной ходовой частью и колесной формулой 8х8, а также спецшасси для пожарных машин, которые сохраняют работоспособность при температурах до –60 оС.

IVECO-AMT, ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО-УралАЗ, СП, 25 лет ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО, IVECO, Магирус, УралТраккер, Миасс, СТ-КТ, Урал-ИВЕКО-6339, ИВЕКО-УралАЗ 330.30 ANW, пожарная машина, пожарный автомобиль

Недавно «ИВЕКО-АМТ» завершило создание на базе IVECO Trakker четырехосного майнингового самосвала с усиленной ходовой частью и газового седельного тягача – о первом мы недавно рассказывали, а отдельный материал о втором появится в ближайшее время. Еще раз оговоримся, что подобной техники в модельной линейке европейского IVECO нет и вряд ли появится. Как нет у итальянской компании модификаций среднетоннажного IVECO Eurocargo с колесной формулой 6х6, также созданного и выпускаемого силами совместного предприятия. Более того, на его площадях уже много лет как действует участок производства высокотехнологичных самосвальных и сортиментовозных надстроек, которые по своим качеству и техническим характеристикам считаются одними из лучших в стране.

IVECO-AMT, ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО-УралАЗ, СП, 25 лет ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО, IVECO, Магирус, УралТраккер, Миасс, СТ-КТ, Урал-ИВЕКО-6339, ИВЕКО-УралАЗ 330.30 ANW, Еврокарго, Eurocargo 6x6

Впрочем, производство специализированных кузовов – не единственное созданное в ходе развития совместного предприятия. Фактически одновременно с переходом к выпуску IVECO Trakker в 2006 году здесь запустили в работу высокопроизводительный сварочный цех, в 2011-м вошел в строй построенный с нуля автосборочный корпус, а в самом конце 2014-го заработало современное окрасочно-сборочное производство. Последнее, будучи размещено в новом корпусе общей площадью 4,6 тыс. м2, при односменной работе рассчитано на противокоррозионную катафорезную обработку, покраску, а также сборку интерьеров салона до семи тысяч кабин в год.

Речь идет о трех кабинах IVECO: Trakker, Cargo и Stralis – третью из упомянутых моделей грузовиков в зависимости от поступления заказов тоже собирают в цехах совместного предприятия. Отметим, что организованное в Миассе окрасочное производство более современное, нежели таковое у головного испанского завода IVECO.

IVECO-AMT, ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО-УралАЗ, СП, 25 лет ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО, IVECO, Магирус, УралТраккер, Миасс, СТ-КТ, Урал-ИВЕКО-6339, ИВЕКО-УралАЗ 330.30 ANW

Таким образом, совместное предприятие, изначально располагавшее единственным корпусом, в стенах которого выполнялись все технологические операции, сегодня выросло в целый производственный комплекс, территория которого за годы его существования разрослась в пять раз! По сути, в Миассе появился новый автозавод, где серийно выпускают грузовики IVECO, включая созданные на их базе оригинальные модели и модификации.

IVECO-AMT, ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО-УралАЗ, СП, 25 лет ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО, IVECO, Магирус, УралТраккер, Миасс, СТ-КТ, Урал-ИВЕКО-6339, ИВЕКО-УралАЗ 330.30 ANW

Что интересно: даже базовая версия IVECO Trakker в ее российском исполнении довольно сильно отличается от таковой европейского производства. В Миассе эти автомобили по желанию заказчика могут комплектовать мостами Kessler или RABA, раздаткой ZF и «автоматом» Allison, а их ходовую часть усиливают или модифицируют.

IVECO-AMT, ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО-УралАЗ, СП, 25 лет ИВЕКО-АМТ, ИВЕКО, IVECO, Магирус, УралТраккер, Миасс, СТ-КТ, Урал-ИВЕКО-6339, ИВЕКО-УралАЗ 330.30 ANW

Сварка и окраска кабин – это лишь видимая часть локализации производства грузовиков IVECO в нашей стране. На самом деле номенклатура изготавливаемых для них совместным предприятием комплектующих давно перевалила за тысячу наименований. Другое дело, что до полной загрузки производственных мощностей, которыми на сегодняшний день располагает «ИВЕКО-АМТ», еще очень и очень далеко. Но нельзя не признать, что для увеличения выпуска техники со стороны совместного предприятия сделано все возможное. А по меркам наших российских реалий – и все невозможное тоже.

Константин Закурдаев

https://st-kt.ru/sites/default/files/Article/2019/December/IMG_4814.JPG

 




x
Вход на сайт
x
Регистрация
Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
User Roles
Юридическая информация
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки
x
Новостная рассылка

С нами уже 1075 профессионалов

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки