Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > История > Грузовик номер миллион

Грузовик номер миллион

Юбилейные, а точнее – миллионные грузовые автомобили советских, а потом и российских автозаводов. Что это были за модели, кто и когда их произвел?
10.07.2020
2074
view counter

Производственные темпы, взятые советским автопромом в предвоенные годы, а также максимальная серийность выпускаемой им продукции ожидаемо привели к тому, что с конвейеров отечественных автозаводов стали сходить миллионные автомобили: подсчет велся исходя или из суммарного тиража всех без исключения выпущенных предприятием машин, или же по количеству изготовленных экземпляров отдельно взятой модели. Понятно, что легковушек среди автомобилей-миллионеров было гораздо больше, особенно после строительства Волжского автозавода, который выдавал на-гора очередной миллионный «жигуленок» в среднем каждые полтора года.

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

Мы же посмотрим, когда и где были изготовлены советские, а потом и российские миллионные грузовики. Или же грузовики, которые стали таковыми при подсчете всей выпущенной тем или иным заводом автотехники, включая легковушки и автобусы. Сразу следует сказать, что некоторые «юбиляры» в данном материале отсутствуют – в какие-то годы сами предприятия, видимо, не считали нужным вести подсчет или же заострять на таких машинах внимание. К примеру, Горьковский автозавод торжественно отмечал далеко не каждый сходивший с конвейера миллионный автомобиль. А Завод имени Лихачева – тот и вовсе считал миллионы выпущенных экземпляров исключительно одной модели – ЗИЛ-130.

Какой же автомобиль и на каком предприятии стал первым юбилейным, то есть миллионным, в нашей стране? Официально его изготовили на Горьковском автозаводе в 1948 году: счастливый номер выпал знаменитому ГАЗ-51, запущенному в серию за два года до этого. А вот со следующим миллионом сложнее: вроде как он должен быть за Заводом имени Сталина. Выпуск миллионного ЗИСа, по приблизительным подсчетам, попадает на 1952 год, но какой конкретно модели выпала удача стать юбилейным экземпляром, история, к сожалению, умалчивает.

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

Хотя очень возможно, что второй миллион снова оказался за горьковчанами. Ведь только одних ГАЗ-51 к тому времени на Горьковском автозаводе в год изготавливали более 170 тыс., плюс в количестве 20–30 тыс. делали «Победу», плюс ЗИМы, «бобики», автобусы… Значит, очень возможно, свой второй миллион ГАЗ произвел в том же 1952 году. В крайнем случае – в 1953-м. Впрочем, дальше гадать не будем, а будет брать в расчет только официальных юбиляров-миллионеров.

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

1948 год. Первым в стране миллионный автомобиль изготовил Горьковский автозавод. Им стал ГАЗ-51 – один из самых массовых грузовиков в стране и в мире.

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

1961 год. 20 февраля. Двухмиллионным грузовиком Горьковского автозавода стал ГАЗ-51А – эта модификация «газона», запущенная в производство в  1955 году, получила увеличенную бортовую платформу с тремя откидными бортами вместо одного и новый ручной тормоз.

1967 год. 28 февраля. Снова ГАЗ, в цехах которого был изготовлен 5-миллионный автомобиль этой марки. Судя по с трудом обнаруженной фотографии, им оказался ГАЗ-53А, освоенный в серии в 1965 году.

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

1974 год. 8 февраля. Увидел свет единственный официально отмеченный миллионный уазик. Юбиляром стал УАЗ-452 – не грузовик, а микроавтобус, но все равно автомобиль коммерческого назначения. Если прикинуть объемы выпуска Ульяновского автозавода в те времена, можно предположить, что второй миллион машин завод должен был произвести где-то в середине 1980-х, а третий – в конце 1990-х.

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

1974 год. 3 июля. Завод имени Лихачева изготовил первый миллион грузовиков ЗИЛ-130. Это случилось через десять лет после старта их массового производства.

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

1981 год. Март. У Горьковского автозавода – юбилейный юбиляр: выпущен 10-миллионный автомобиль! Если судить по фотографии, им стал ГАЗ-53А.

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

1982 год. 7 мая. Заводом имени Лихачева изготовлен двухмиллионный ЗИЛ-130. Юбилейной стала модификация с увеличенной колесной базой ЗИЛ-130Г.

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

1986 год. 21 января. Свой первый миллионный автомобиль выпустил Уральский автозавод. Им ожидаемо стал «Урал-4320» – самая массовая на то время модель предприятия.

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

1988 год. 18 октября. Первый миллион автомобилей изготовлен Камским автозаводом. Честь выпала трехосному грузовику КАМАЗ-5320.

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

1989 год. 14 апреля. Сборкой трехосного магистрального седельного тягача МАЗ-64229 миллион выпущенных автомобилей отметил Минский автозавод.

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

1990 год. 4 апреля. Завод имени Лихачева изготовил третий миллион ЗИЛ-130, который после реформы отраслевых автомобильных обозначений стал называться ЗИЛ-4314.

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

1995 год. 4 декабря. ГАЗ торжественно отметил выпуск 15-миллионного автомобиля. Им стал главный бестселлер постсоветского автопрома, полуторатонная «Газель» в только появившемся тогда варианте с удлиненной двухрядной кабиной.

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

2005 год. 5 августа. Снова праздник на улице Горьковского автозавода: с его конвейера сошла миллионная «Газель»!

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

2012 год. 16 февраля. В Набережных Челнах отпраздновали изготовление двухмиллионного КАМАЗа. Им стал трехосный полноприводный КАМАЗ-6522.

Миллионные «Москвичи»

За всю свою историю московский АЗЛК (до 1968 года – МЗМА) выпустил всего пять миллионных автомобилей. Причем четыре из них, ставшие юбилейными в 1967 году «Москвич-408», в 1974 году «Москвич-412», в 1980 году «Москвич-2140» и в 1986 году «Москвич-2140SL», – по сути одна и та же машина, которую подвергали пошаговой модернизации.

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

 Принципиально новым автомобилем в этой компании можно считать только 5-миллионный «Москвич»: в 1998 году уже находившийся в кризисе завод собрал в данном качестве мелкосерийный представительский седан «Князь Владимир», которых было изготовлено в общей сложности порядка 1200 экземпляров.

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

Ижевские миллионы

Первый миллион автомобилей Ижевский автозавод произвел в 1977 году. Юбилейным стал ИЖ-2125 (он же – ИЖ «Комби») с необычным для тогдашнего советского автопрома кузовом хетчбэк. Вторым миллионным ИЖем оказался он же, то есть снова ИЖ-2125, изготовленный в 1983 году. С темпом выпуска порядка 200 тыс. автомобилей в год следующий ИЖ-миллионер должен был увидеть свет в 1989 году, но ни о нем, ни о 4-миллионной ижевской машине информации в открытых источниках нет.

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

Зато завод широко отпраздновал появление своего 5-миллионного автомобиля, который, правда, уже не имеет к ИЖам прямого отношения, – им стала LADA Vesta SW Cross, ведь теперь Ижевский автозавод входит в состав АВТОВАЗа.

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

LADA: миллион за миллионом

С набранным темпом производства порядка 700 тыс. автомобилей в год для Волжского автозавода выпуск миллионных машин стал, можно сказать, делом рутинным – они сходили с конвейера примерно каждые полтора года. Интересно, что первым автомобилем-миллионером ВАЗа, выпущенным в конце 1973 года, оказался не ВАЗ-2101, а более престижный ВАЗ-2103.

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

 «Единичке» выпала честь стать второй по счету «миллионершей» – это случилось в середине 1975 года. Впрочем, с подобным производственным темпом Волжского автозавода «юбилярами» со временем смогли стать абсолютно все его серийные автомобили, за исключением «Нивы». Но ей эту несправедливость потом компенсировали, подсчитав отдельно: всего этот внедорожник разменял собственный миллион дважды, в 1993 и 2013 годах.

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

 В последний раз автомобиль-миллионер сошел с конвейера Волжского автозавода в феврале 2014 года – 28-миллионной LADA стала «Калина» с кузовом универсал. Не то чтобы ВАЗ перестал производить машины миллионами – он просто перестал их считать. На завод пришли новые хозяева, а у них – свои юбилеи. Какие? В июне 2019 года был отпразднован миллион автомобилей, сделанных на платформе В0: цифры сошлись на кроссовере LADA XRAY.

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

Миллионные «Запорожцы»

Первый миллионный «Запорожец» был изготовлен в 1976 году – им стал ЗАЗ-968А, прозванный в народе «ушастым». А двухмиллионным, увидевшим свет в 1982 году, стала его более современная модификация ЗАЗ-968М, серийно выпускаемая с конца 1979 года. С третьим миллионным автомобилем завода, выпущенным в 1989 году, понятно далеко: есть дата, но не удалось найти ни одной фотографии. Видимо, им стала «Таврия», освоенная в серии двумя годами ранее.

миллионный автомобиль, миллионный грузовик, автомобиль-миллионер, выпуск миллионного, юбилейный автомобиль, юбилейный грузовик, СТ-КТ

Самое же странное произошло со следующим миллионом, о котором завод объявил в 2012 году и который почему-то вновь был назван первым. Как такое возможно – непонятно. Единственное, что можно предположить: в 2003 году предприятие превратилось в ЗАО «Запорожский автомобильный завод», и все прежние подсчеты было решено обнулить. В новом качестве ЗАЗ помимо «Таврий» стал собирать иномарки – не случайно второй раз первой миллионной машиной у него оказалась модель Т100, она же Daewoo Lanos.

Константин Закурдаев




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки