Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Коммерческий транспорт > Future Truck 2025 Грузовик-фантастика

Future Truck 2025 Грузовик-фантастика

В кабине Mercedes-Benz Future Truck 2025 водитель «царствует, но не правит» – на шоссе его функции полностью взяла на себя автоматика. Этот автомобиль стал первым предвестником неумолимо надвигающейся эры роботизированных грузовиков!
05.10.2014
4110
view counter

Больше не фантастика

Перед поездкой в Магдебург, где должно было состояться наше знакомство с первым автоматически управляемым магистральником Mercedes-Benz, я специально во всех подробностях проштудировал информацию, касающуюся уже вовсю испытываемых в США автомобилей Google, доставляющих пассажиров к месту назначения без какого-либо участия водителя. А уже в самолете мне в руки попала газета с новостью о подготовке к выводу на рынок легкового автомобиля-робота Volvo. То есть, судя по всему, обходящиеся без управления человеком автотранспортные средства наконец достигли того рубежа, за которым произойдет их переход из мира фантастики в мир повседневной реальности, в наш обыденный окружающий мир! Специалисты говорят о массовом выходе на дороги общего пользования роботизированных машин ориентировочно в 2020 году. Но это касается легковушек, а эра грузовиков-роботов должна наступить в 2025-м. Именно исходя из этих расчетов, научившийся ездить без участия водителя грузовик Mercedes-Benz и получил название Future Truck 2025. Что же он из себя представляет?


Передав управление автопилоту, водитель отворачивает свое кресло в сторону от приборной панели и спокойно занимается любыми другими делами

В качестве первого образца Mercedes-Benz Future Truck 2025 журналистам представили седельный тягач, «запакованный» в черно-белый камуфляж (так делают с любой внешне оригинальной перспективной моделью). Несложно было заметить, что за базу для него взят серийный Actros 1845. Агрегатное наполнение – 449-сильный дизель в паре с полностью автоматизированной 12-ступенчатой КПП PowerShift 3 – такими массово комплектуют находящиеся в производстве коммерческие автомобили Mercedes-Benz нового поколения. Весь секрет Future Truck 2025 – в его «начинке». Установленные в нижней части радары сканируют зону перед машиной: один на дистанции до 250 м с углом 18о, другой – на дистанции до 70 м, но уже с углом 130о. Контроль по левому и правому борту выполняют расположенные вблизи заднего моста боковые датчики. А за «зрение» отвечает смонтированная за ветровым стеклом стереокамера: ее простирающаяся на 100 м зона охвата составляет 45о в горизонтальной и 27о в вертикальной плоскостях. Она способна идентифицировать одно- и двухполосное дорожное полотно, его качество, движущиеся и неподвижные предметы (включая автомобили и пешеходов), а также считывать дорожные знаки!

Но это не все. Автомобиль выбирает темп и направление движения не только на «глаз» и на «ощупь», то есть с помощью видеокамеры и радаров – в этом участвует еще целый ряд систем.

Во-первых, электронные «мозги» грузовика постоянно сверяют маршрут его движения с трехмерной цифровой картой местности – обрабатывающая картографические данные система PPC заранее отдает команду на включение нужной передачи и регулирует скорость в зависимости от рельефа дороги.

Во-вторых, тягач оснащен системой highway pilot, задействующей сразу две коммуникационных сети, V2V и V2I, которые станут непременными атрибутами будущей интернациональной автоматизированной системы управления европейским автотранспортом. Сеть V2V осуществляет связь между расположенными на расстоянии до 500 м друг от друга грузовиками – с ее помощью в режиме реального времени они обмениваются актуальной информацией о текущей ситуации на дорогах, например, о снижении скорости движения или заторах на тех или иных участках. А сеть V2I осуществляет коммуникацию между автомобилем и инфраструктурой, то есть позволяет взаимодействовать со станциями управления движением.

Все вышеназванное оборудование позволило разработчикам превратить Mercedes-Benz Actros из простого серийного грузовика в грузовик-робот. Правда, совсем без водителя обойтись пока не получилось. Просто выехав на автостраду находящийся в кабине человек, нажимая кнопку highway pilot, передает управление автоматике. А что происходит дальше?

Меньше за баранку держись шофер!

А дальше водитель поворачивает свое кресло на 45о вправо и предается свободному времяпрепровождению: по сути, он может заняться всем, чем угодно, разве что не спать («большой брат» посредством сразу двух камер следит за продолжительностью смыкания век, а встроенный в сиденье датчик контролирует присутствие человека на его рабочем месте). Во время следования по автостраде снова взяться за баранку водителю придется только при двух обстоятельствах: если необходимо совершить обгон или потребуется уйти на примыкающую дорогу. То есть «мерседесовский» highway pilot по своему функционалу в общем и целом напоминает автопилот, давно и широко применяемый в авиации.


Иллюстрация взаимодействия автоматически управляемых грузовиков друг с другом, с другими участниками движения и с придорожной инфраструктурой

Пока автопоезд наматывает километры по шоссе, водитель действительно может расслабиться: автоматика не только позволяет удерживать транспортное средство в пределах своей полосы и адаптировать темп его движения к окружающему трафику, но и справляется практически с любыми затруднениями, возникающими в ходе поездки. Допустим, на обочине вплотную к крайней правой полосе, по которой идет Mercedes-Benz Future Truck 2025, оказалась припаркована дорожно-ремонтная машина. Не беда: автопоезд автоматически смещается влево, обходя препятствие. Или другая ситуация: в попутном направлении, распугивая всех своей сиреной, мчится автомобиль спецслужб. Тоже не вопрос: автопоезд освобождает полосу для его проезда, после чего снова возвращается на нее. И все это без участия водителя, который по-прежнему отдыхает. Правда, разработчики из Daimler Trucks рассчитывают, что отдых этот все же не будет праздным.

«Автономное движение коммерческого автомобиля неизбежно изменит функциональное наполнение профессии водителя, – говорит доктор инженерных наук Клаус Руфф. – Рабочее место у руля уподобится рабочему месту в офисе». То есть, передав управление движущимся автопоездом автоматике, водитель сможет заняться организацией перевозочного процесса, решать логистические и экспедиторские задачи. Следовательно, как профессионал он поднимется на новую ступень, получив тем самым более высокий, а значит, более привлекательный социальный статус!

Для Германии, как и для всей Европы, повышение статуса водителя – крайне важная и актуальная задача. Потому что в ближайшие 20 лет грузоперевозки в европейских странах вырастут на 40-50%. И если изготовление необходимого для их покрытия количества автомобилей видится задачей вполне решаемой, то вот набрать и подготовить для них водителей-профи будет делом куда более сложным, практически невыполнимым. Почему? Виной тому жесткие требования к получателям прав на управление грузовыми транспортными средствами, скромный заработок, неудобный график работы с точки зрения общения с семьей и непрестижность профессии как таковой. Не удивительно, что все меньше молодых европейцев стремятся сеть за баранку многотонного грузовика. А автоматизация, дающая возможность заниматься своими делами во время поездки, должна стимулировать привлечение молодежи в транспортную сферу. Во всяком случае, на этом строится расчет.


Во время презентации тягач-робот буксировал полуприцеп со сниженным аэродинамическим сопротивлением, оборудованный задними спойлерами и нижней аэродинамической юбкой

Впрочем, нехватка водителей – не единственный стимул перехода к автоматическому управлению. Подобный шаг – ключ к решению целого комплекса проблем: за счет более размеренного и организованного движения автотранспортных средств снизится загруженность дорог (их строительство сейчас уменьшилось по всей Европе), более четкое соблюдение скоростного режима и дистанции повысит безопасность, а более грамотный выбор ступеней трансмиссии и поддержание постоянной скорости без излишних рывков и торможений положительно отразится на экологии и на ресурсе основных узлов. Одним словом, на первый взгляд у Mercedes-Benz Future Truck 2025 – одни плюсы. Так почему же на его внедрение понадобится целых десять лет?

Шаг за шагом

На пути внедрения автомобилей-роботов сегодня стоят уже не столько технические, сколько юридические и психологические сложности.

Например, еще совсем недавно в Венской конвенции о дорожном движении, которую подавляющее большинство европейских государств ратифицировали в 1968 году, было сказано, что водитель должен управлять своим транспортным средством всегда и при любых обстоятельствах. Американцам проще: они эту конвенцию не подписывали, а потому созданные компанией Google экспериментальные машины-роботы уже вовсю тестируют на дорогах общего пользования. Европейцам же пришлось тратить время и силы на лоббирование доработок в вышеназванный документ: недавно экспертный комитет Организации Объединенных Наций принял решение, согласно которому автоматические системы управления автомобилем в будущем будут допустимы, если в любое время могут быть отключены или отклонены водителем. Конечно, это полумера на пути полного признания права искусственного интеллекта всецело взять ответственность по управлению автомобилем на себя. Но и она позволила снять главное законодательное препятствие перед массовым применением Mercedes-Benz Future Truck 2025.


На шоссе автоматически управляемый Mercedes-Benz Future Truck 2025 чувствует себя как рыба в воде даже в плотном автомобильном потоке

Тем не менее, остаются и другие препятствия юридического характера. Например, на кого ляжет ответственность за нарушения, совершенные автомобилем, движущимся в автоматическом режиме, включая ответственность при возникновении аварийных ситуаций? Кого в этом случае признавать виновным? Водителя, в тот момент непосредственно не управлявшего грузовиком, но находившегося в кабине? Эксплуатирующую организацию в лице ее технической службы? А может быть, разработчика? Конечно, система ответственности со временем будет продумана, выстроена, прописана в законах и обкатана на практике. Дело это, понятно, не быстрое – видимо, работы юристам хватит как раз на ближайшие десять лет.

Другая важная проблема: насколько автомобильный автопилот окажется востребованным перевозчиками. Здесь первый и самый актуальный вопрос – цена. Во сколько обойдется оснащение грузовика оборудованием, позволяющим часть пути преодолевать без участия водителя? Специалисты компании Daimler Trucks заверили, что стоимость такого оборудования будет сравнительно невелика, ведь на сегодня большинство его компонентов уже разработаны, испытаны и серийно выпускаются, остается только объединить их в единый работоспособный организм под управлением искусственного интеллекта.

И все же, получив в свое распоряжение Mercedes-Benz Future Truck 2025, перевозчик не окажется избавлен от необходимости платить водителю зарплату даже если переименовать того в оператора-логистика, пилота-экспедитора или менеджера по управлению автопарком. Да и тахограф, судя по всему, продолжит накручивать рабочие часы, даже когда машина движется в автоматическом режиме – получается, что проделать большее расстояние за время между отведенными человеку перерывами на отдых тоже не удастся. Отсюда вывод: сделав первый шаг на пути роботизации перевозок, разработчикам Mercedes-Benz Future Truck 2025 очень скоро придется сделать и следующий шаг, точнее – два шага: автоматизировать управление автомобилем на протяжении всей поездки и обеспечить законодательную поддержку данной инициативы путем продавливания новых поправок в Венскую конвенцию о дорожном движении. Вот тогда произойдет настоящий прорыв, именно тогда перевозчик начнет получать от автоматически управляемых автомобилей реальную прибыль. Ведь не будет в кабине водителя – не будет зарплаты в статье расходов, не будет режима труда и отдыха (автопоезд сможет совершать многодневные рейсы без остановки), как не будет и самой кабины, а значит, тягач станет легче и при сохранении прежних габаритов сможет буксировать более длинный, и от того более вместительный полуприцеп.

Естественно, что окончательное вытеснение водителя из-за руля на первых порах создаст проблемы куда более серьезные, чем при временной передаче управления автоматике, как это реализовано у Mercedes-Benz Future Truck 2025. Вопросов появится масса! Как, к примеру, добиться адекватного движения автопоезда в хаотичном городском трафике? Как обеспечить ему безопасное движение по неочищенным дорогам или дорогам с плохой разметкой? Как воспримет общество передачу полного контроля искусственному интеллекту? И, конечно же, еще более усугубиться проблема, кто же будет нести юридическую ответственность в случае аварии? Ведь если сейчас в кабине разработанного специалистами Daimler Trucks автоматического грузовика присутствует «ответственное лицо», пусть и не занятое процессом непосредственного управления, то, простите за грубый оборот, кто «сядет», если автомобиль-робот все-таки станет причиной серьезного ДТП? Думается, проблема ответственности автомобиля-робота, точнее, ответственности за него еще заставит попотеть законодателей. Хотя, ведь найден выход по поиску виновных в случае аварий автоматов, задействованных в других сферах нашей жизни. Тех же лифтов, например, которые доставляют пассажиров между этажами в полностью автоматическом режиме уже более ста лет. Одним словом, все проблемы в данном случае решаемы, тем более, что полная автоматизация управления коммерческими автомобилями даст развитию перевозок грузов новый мощный толчок, по сути, совершит транспортную революцию. Когда это произойдет – сказать сложно. Но что можно утверждать наверняка – в Европе революция эта свершится эволюционным путем. И самый решительный за последнее время шаг на этом пути – Mercedes-Benz Future Truck 2025.




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки