DAF XF и DAF CF. Отшлифованные грани
Новости отрасли
Самое читаемое
Топливо как было, так и остается одной из главных статей расходов перевозчиков. А потому на снижении его потребления конструкторы компании DAF Trucks сосредоточили основные усилия. Результат: значительный рост экономичности модернизированных DAF XF и DAF CF. За счет чего? Давайте разбираться.
Топливо потребляют двигатели, поэтому именно их совершенствованию решено было уделить повышенное внимание. Применяемые для оснащения DAF XF и DAF CF дизели PACCAR MX-11 и MX-13 получили более эффективный турбонагнетатель, улучшенную систему EGR и новую конструкцию исполнительных механизмов клапанов. Их тепловую эффективность повысили, внедрив более прогрессивные поршни и форсунки, а также усовершенствовав систему управления и подняв степень сжатия.
Но самое важное: разработчики помимо увеличения крутящего момента как такового сумели добиться его максимального значения на менее высоких, чем прежде, оборотах, уже при 900 мин-1. Подобный шаг потребовал снизить передаточное отношение главной передачи ведущего моста до 2,05, благодаря чему постоянная средняя скорость в 85 км/ч достижима уже при 1000–1040 мин-1.
Таким образом, эксплуатационные параметры DAF XF и DAF CF остались на том же высоком уровне, но их двигатели при этом работают с меньшим числом оборотов, экономя энергию, а значит, и топливо тоже.
И еще один связанный с двигателями нюанс. Максимальное усилие моторного тормоза дизеля PACCAR MX-11 удалось поднять с 320 до 340 кВт. Если же брать диапазон 1000–1500 мин-1, то увеличение этого параметра и вовсе составило 20%. Еще более значимых результатов удалось добиться при доработке PACCAR MX-13: в диапазоне 1200–1500 мин-1 тормозное усилие выросло аж на 30%! Что все это дает? Дело в том, что при правильном применении столь эффективного моторного тормоза снижается частота переключения коробки передач, что тоже, пусть опосредованно, положительно отражается на потреблении топлива.
Впрочем, с целью улучшения экономичности специалисты компании занимались не только дизелями. Немало усилий было приложено для совершенствования агрегатов трансмиссии, ходовой части и их взаимодействия друг с другом. Так, у автомобилей оптимизировали взаимодействие двигателя и системы нейтрализации отработавших газов. В применяемых 12- и 16-ступенчатых коробках передач с автоматизированным переключением снижены потери на трение, повышена быстрота перехода на следующую ступень и расширены возможности использования функции EcoRoll. Применены дифференциалы задней оси с повысившей их долговечность и эффективность новой конструкцией ведущей и ведомой шестерен. На снижение сопротивления качению также работают используемые в мостах трансмиссионное масло пониженной вязкости и ступичные подшипники с уменьшенным трением.
Свой вклад в повышение экономичности вносят обладающие увеличенным КПД масляный насос, а также насосы рулевого управления и системы охлаждения с регулируемой частотой вращения.
И еще один важный момент: разработчики снабдили усовершенствованные DAF XF и DAF CF новым блоком управления, который обеспечивает более эффективную интеграцию круиз-контроля с функциями прогнозирования (PCC) и EcoRoll. Теперь при движении вверх по склону EcoRoll активируется на более раннем этапе при условии, что массы и скорости автомобиля достаточно для движения до конца подъема по инерции, то есть на нейтральной передаче, с потерей скорости в пределах ограниченного диапазона.
Весь перечень внесенных в конструкцию автомобиля усовершенствований позволил снизить его снаряженную массу на полсотни килограммов. И еще столько же удалось сэкономить за счет внедрения модернизированной системы очистки отработавших газов EAS, включающей каталитический нейтрализатор и сажевый фильтр. Итого экономия по массе – 100 кг.
И, конечно же, не обошлось без доработки, казалось бы, и без того совершенной аэродинамики. Это непростое дело было доверено разработчикам с условием сохранения самого значительного среди европейских аналогов внутреннего пространства кабины XF Super Space, объем которого достигает 12,6 м3. За счет чего же тогда получилось снизить сопротивление набегающему воздушному потоку?
Во-первых, разработчики обратили свой взор на противосолнечный козырек. Совсем отказываться от него, как это сделали некоторые конкуренты, не стали – все-таки в ясную, солнечную погоду толк от такого козырька немалый. Но вот его форму решено было слегка доработать, улучшив обтекаемость.
Во-вторых, у флагманского XF появились расширенные колесные ниши, а также направляющие воздушного потока, проникающего за облицовку радиатора в моторный отсек, пространство которого тоже подвергли оптимизации с аэродинамической точки зрения. То есть грузовик получил предельно совершенную не только внешнюю, но и внутреннюю аэродинамику!
На экономию солярки работает даже усовершенствованная климатическая система. Она охлаждает воздух строго до необходимой температуры, не смешивая при этом максимально холодный и горячий потоки. Интеллектуальное управление испарителем также позволяет избежать излишнего охлаждения воздуха. Для обогрева кабины во время остановок и ночью новая полностью автоматическая система HVAC использует в том числе остаточное тепло дизеля. Все это ведет к снижению потребления энергии, единственным источником которой у современных автомобилей как был, так и остается двигатель.
Таким образом, который уже раз тщательно проанализировав конструкцию выпускаемых грузовиков и выявив ее скрытые резервы, специалисты DAF Trucks сумели заставить потреблять меньше энергии едва ли не все основные агрегаты и узлы. Вроде бы на каждом из них удается сэкономить по капле-другой топлива, но за рейс набегает на целую канистру. Результат – повышение экономичности DAF XF и DAF CF до 7%. По современным меркам совсем немало!
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов