Главная страница > Репортаж > «Спецтранспроект». Подрядно-строительная история

«Спецтранспроект». Подрядно-строительная история

Разговор о том, как в нынешних экономических реалиях работается подрядным компаниям, чья техника занята на строительстве различных объектов.
08.12.2016
5871
view counter

Спецтранспроект, подрядная организация, земляные работы, арендный бизнес, Volvo FMX, самосвал, Геворг ГеворкянКак, в каких условиях и на какой технике сегодня работают строительные компании? Продолжают ли они развиваться в условиях стагнации строительного рынка, и если продолжают, то в каком направлении? Обо всем этом нам удалось поговорить с генеральным директором компании «Спецтранспроект» Геворгом Геворкяном.

– Геворг Жораевич, сегодня под Вашим руководством – одна из крупнейших в московском регионе компаний, занимающихся строительством дорог. Как и когда Вы пришли в этот бизнес?

– У меня автомобильно-техническое образование, я всегда с удовольствием имел дело с автотехникой. По сути, мой путь в сегодняшний бизнес начался после финансового кризиса 1998 года. Если помните, курс доллара тогда значительно подскочил, в результате чего нашей промышленности стало накладно закупать комплектующие за границей. И я организовал снабжение АЗЛК несколькими наименованиями деталей, производство которых с моей подачи было организовано, точнее, восстановлено на российских предприятиях. Партнерство с АЗЛК постепенно переросло в создание компании, которая занималась доукомплектацией сходивших с конвейера «Москвичей» и их последующей реализацией. Но автомобильный завод в Москве вскоре закрылся, и я стал думать, что дальше. Среди нескольких человек, с которыми я доукомплектовывал «Москвичи» до товарного вида, работал парень, бывший крановщик, и он буквально пристал ко мне: «Давай купим кран». В конце концов я поддался на его уговоры: в 2002 году вместе с ним съездил на Украину и приобрел там старый «Ивановец». И буквально с первого дня он начал приносить хорошие деньги! Я вложился более основательно, приобрел еще несколько кранов, сначала наших, потом импортных, грузоподъемностью 60, 90 и даже 120 тонн, которые успешно стал сдавать в аренду.

Спецтранспроект, подрядная организация, земляные работы, арендный бизнес, Volvo FMX, самосвал

– Насколько удачным получился арендный бизнес? И что с ним сейчас?

– Основу этого бизнеса составили два десятка различных автокранов. Помимо них в разное время я приобрел несколько камских самосвалов, экскаваторы, автовышки, погрузчики. КАМАЗы я потом продал, но остальная упомянутая техника продолжает сдаваться в аренду. Правда, данный род деятельности теперь выделен в отдельное юридическое лицо.

Volvo FMX, арендный бизнес, Геворг Геворкян, земляные работы, подрядная организация, Самосвал, Спецтранспроект

– Каким образом Ваша компания превратилась из арендной в подрядную?

– Когда арендный бизнес, по моим ощущениям, уперся в некий потолок, я стал смотреть, в каких направлениях развивать компанию дальше. К тому времени мы приобрели самосвалы Scania – первые наши иномарки – и с ними уже начали работать как подрядная организация. Точнее – как субподрядная: до самого последнего времени «Спецтранспроект» выполнял весь комплекс работ по строительству дорог, кроме финальной укладки асфальта. Причем так получилось, что основной фронт работ в первые пять лет оказался на Севере: мы строили дороги, отсыпали площадки для нефтяников и газовиков на Ямале, в Новом Уренгое, Салехарде. Затем, когда в результате кризиса 2008–2009 годов финансирование нефтегазовой отрасли сократилось, «Спецтранспроект» стал субподрядчиком крупнейшей российской строительной компании ТСМ. В партнерстве с ТСМ мы работаем над реализацией нескольких крупных проектов в разных городах страны, в частности отсыпаем несколько участков будущей трассы М11 «Москва – Санкт-Петербург». Естественно, увеличение объемов проводимых строительных работ потребовало расширения парка техники. Сейчас он насчитывает порядка 150 единиц. У нас есть бульдозеры Caterpillar, John Deere и Komatsu, грейдеры John Deere и Volvo, экскаваторы Hitachi и Caterpillar, погрузчики Volvo и Hyundai, думперы Volvo, но подавляющее большинство – это самосвалы Volvo FMX.

Спецтранспроект, подрядная организация, земляные работы, арендный бизнес, Volvo FMX, самосвал

– Исходя из каких критериев формировался парк?

– Почему в его основе самосвалы – понятно: мы специализируемся на земляных работах. У нас есть и трехосные, и четырехосные полноприводные машины. Что касается выбора марки, то не будет секретом, что для каждой из них характерны как свои плюсы, так и свои минусы. Мы исходим исключительно из того, какие из этих качеств максимально подходят для нашей работы, для наиболее эффективного решения стоящих перед компанией задач. Нам, например, важно, чтобы у самосвала была достаточная мощность – он должен с полной загрузкой спокойно выезжать из любого песчаного карьера. Крайне необходима рассчитанная на повышенные нагрузки трансмиссия, включая сцепление и карданы. Желательно, чтобы двигатель тянул на низких оборотах, чтобы были долговечными редукторы, коробка передач, сцепление. Таким образом, среди главных приоритетов мощность, выносливость, ремонтопригодность, а также надежность как гарантия низких эксплуатационных затрат. За последние несколько лет мы поработали на самосвалах Scania и Volvo, по другим маркам знакомились с отзывами со стороны коллег. И в конце концов остановили выбор на Volvo FMX. На наш взгляд, для тех условий и тех видов работ, на которых мы специализируемся, у них оптимальное сочетание вышеназванных качеств. Поэтому в разные годы «Спецтранспроект» приобрел несколько партий таких самосвалов, последние семнадцать – в 2012 году.

Спецтранспроект, подрядная организация, земляные работы, арендный бизнес, Volvo FMX, самосвал

– С того момента прошло довольно много времени. Есть планы по дальнейшему расширению или обновлению парка?

– Сейчас строительная отрасль не растет, количество заказов сократилось, поэтому наращивать парк смысла нет. Но, понятно, техника со временем выходит из строя, вырабатывает свой ресурс и требует замены. Мы будем это делать, но теперь уже за счет вторичного рынка.

Спецтранспроект, подрядная организация, земляные работы, арендный бизнес, Volvo FMX, самосвал, ремзона, восстановление техники, грузовой сервис

– Но ведь считается, что наибольший эффект дает новый автомобиль.

– Новые самосвалы, как те, что мы сегодня применяем, стоят порядка 10 млн рублей. Жизнь у них сравнительно коротка, остаточная стоимость невысокая, поэтому вложенные в покупку средства необходимо отбить максимум в течение трех-четырех лет. Сможем мы это сделать при столь высокой цене? Исходя из нынешних расценок на выполняемые работы, вряд ли. Но на вторичном рынке присутствуют те же Volvo FMX, изготовленные в 2012–2013 годах, с пробегом порядка 300 тыс. км. И предлагают их в среднем за 3–4 млн рублей. Мы приобретаем такой самосвал, проводим его тщательный капитальный ремонт, который обходится где-то в полтора миллиона рублей, и получаем готовую к длительной работе машину с ресурсом в 85–90%, причем по цене вполовину от цены новой.

Спецтранспроект, подрядная организация, земляные работы, арендный бизнес, Volvo FMX, самосвал, ремзона, восстановление техники, грузовой сервис

– Каковы возможности «Спецтранспроекта» по ремонту автомобильной и строительной техники? Выгодно ли в современных условиях заниматься таким ремонтом самостоятельно?

– Если правильно подойти к делу, наличие ремонтной зоны сулит крупному перевозчику немалую выгоду. Во-первых, ты полностью контролируешь сроки и качество работ. Во-вторых, самому чинить технику попросту дешевле, чем в специализированном сервисе. Вот лишь один пример: недавно у немецкого катка вышел из строя электромагнитный клапан управления гидравликой. Так дилер запросил за такой клапан 100 тыс. рублей, тогда как в Германии, откуда его привезли по моей просьбе, он стоил всего 35 евро, то есть 2,4 тыс. рублей. Разница – в 40 с лишним раз! Поэтому мы всегда стремились к созданию собственной ремзоны.

Несколько месяцев назад на нашей территории в Долгопрудном закончено строительство ремонтной базы, и теперь «Спецтранспроект» имеет возможность самостоятельно проводить сложный ремонт грузовиков и строительной техники, включая двигатели, коробки передач, всевозможные редукторы и гидравлику. У нас есть свои сварка и окраска – можем восстановить практически любой аварийный автомобиль! Это гораздо выгоднее, чем покупать новый. Тем более существует очень высокая вероятность, что водитель быстро выведет из строя машину, будь она хоть новая, хоть старая, и ее снова придется чинить.

Спецтранспроект, подрядная организация, земляные работы, арендный бизнес, Volvo FMX, самосвал, ремзона, восстановление техники, грузовой сервис

– У водителей сейчас настолько низкая квалификация, что они регулярно ломают дорогостоящую технику?

– Все люди разные. У кого-то высокая квалификация, у кого-то нет. Вы, наверно, будете удивлены, но встречаются такие, кто выводит технику из строя умышленно. Например, трогаются гружеными на повышенной передаче: такому человеку проще получать голую зарплату, болтаясь без дела, пока самосвал ремонтируют, чем своим трудом зарабатывать премию. Российским законодательством за подобные действия фактически не предусмотрено никакой ответственности. Как таким людям доверять машину стоимостью десяток миллионов рублей?

Спецтранспроект, подрядная организация, земляные работы, арендный бизнес, Volvo FMX, самосвал, ремзона, восстановление техники, грузовой сервис

 Может, пока человек не достиг определенного уровня профессионализма, сажать его не на Volvo, а на КАМАЗ или МАЗ? Да и инвестиции в приобретение отечественной техники все же ощутимо меньше.

– Конечно, «Спецтранспроект», как и большинство крупных компаний, использует отечественные автомобили. Они дешевле, но, к сожалению, при эксплуатации чаще ломаются, поэтому мы с надеждой ждем совершенствования отечественной автотехники до уровня автотехники ведущих мировых брендов.

Про ведущие бренды я упомянул неспроста. Мировой бренд – это гарантия, что техника не подведет. Меняй своевременно масло и расходники во время ТО, и она будет работать и работать. То есть зарабатывать и зарабатывать. Правда, и здесь порой случаются осечки. Например, те шины Michelin, что были сделаны во Франции – ими еще на заводе комплектовались купленные «Спецтранспроектом» автомобили, – показали просто феноменальную ходимость. А потом мы приобрели шины того же бренда, но польского производства, поскольку французские на наш рынок не поставляются, – так у них оказался существенно меньший ресурс. В итоге перешли на Bridgestone – насколько я знаю, эти шины выпускаются исключительно в Японии. Таким вот образом, методом проб и ошибок, постепенно выбираешь для себя наиболее качественные и эффективные бренды, с которыми потом сотрудничаешь из года в год. Я на своем опыте знаю, насколько важно для ресурса и для экономичной работы техники качественное масло: моторное, трансмиссионное, гидравлическое. И мы, попробовав самых разных производителей, в итоге пришли к сотрудничеству с «Шелл» (клуб Шелл): работаем с его официальным дистрибьютором, компанией «Стандарт-ойл», уже более восьми лет. Аналогичная история и с еще несколькими зарубежными производителями запчастей и оборудования.

Спецтранспроект, подрядная организация, земляные работы, арендный бизнес, Volvo FMX, самосвал, ремзона, восстановление техники, грузовой сервис

– Как Вы подходите к выбору смазочных материалов?

– Сейчас многие недооценивают экономию, которую можно получить благодаря использованию правильных масел. Во всяком случае на Западе этой теме уделяют гораздо больше внимания, чем у нас, ведь за счет смазочных материалов уменьшение расходов на техническое обслуживание может достичь 30%. В принципе мы с этим согласны, это подтверждает наш опыт сотрудничества с «Шелл». К тому же концерн предоставляет нам не только масла, но и сервисные услуги. Его технические специалисты проводят оценку моего парка техники, затем подбирают смазочные материалы и дают рекомендации по интервалам замены. Мы работаем только с официальным дистрибьютором, что позволяет быть уверенным в оригинальности поставляемых масел. Таким образом, используя высококачественные смазочные материалы, мы снижаем их расход за счет увеличения интервалов замены, одновременно защищая свою технику от поломок и простоев, тем самым экономя на ремонте.

Спецтранспроект, подрядная организация, земляные работы, Шелл, арендный бизнес, Volvo FMX, самосвал, ремзона, восстановление техники, грузовой сервис

– Каким Вы видите дальнейшее развитие компании?

– Сейчас все идет к тому, что в 2017 году мы значительно расширим существующую ремзону, превратив ее в открытый для всех желающих универсальный сервис, где можно будет обслуживать и ремонтировать технику самых разных производителей. У нас для этого есть и хорошее оборудование, и серьезный наработанный опыт. Тем более парк эксплуатируемых в стране грузовиков и строительных машин объективно стареет, их нужно ремонтировать, причем ремонтировать быстро и качественно. Надеюсь, у нас это получится.

Спецтранспроект, подрядная организация, земляные работы, арендный бизнес, Volvo FMX, самосвал, ремзона, восстановление техники, грузовой сервис

– А что же со строительным направлением?

– О былых темпах развития строительной отрасли сегодня можно только вспоминать. Тем не менее мы движемся вперед по мере возможности. Недавно, к примеру, «Спецтранспроект» приобрел два асфальтоукладчика – теперь мы можем выполнять полный цикл дорожно-строительных работ, включая укладку дорожного покрытия.

К сожалению, в той ситуации, которая складывается на российском строительном рынке сегодня, делать действительно серьезные инвестиции в этот бизнес нет никакого смысла. Посудите сами: расценки на выполняемые работы за последние десять лет увеличились всего на 30–40%, тогда как расходы на ГСМ – в три-четыре раза, на зарплату – в два раза, на шины – в два раза… И так – на все! Откуда взяться прибыли? Кроме того, значительно уменьшился сам по себе фронт работ: мало новых проектов, мало частных инвесторов. На крупные земляные работы, на которых мы специализируемся, остался лишь госзаказ, но и государственный бюджет не безграничен. За счет правильного выбора надежной техники и надежных партнеров, таких как ООО «Трансстроймеханизация» и ООО «Каздорстрой», продержимся до лучших времен: есть надежда, что с 2017 года строительство все же снова пойдет на подъем.

Константин Закурдаев




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки