Главная страница > Общественный транспорт > Троллейбусы 2022 - 2023: новый рыночный расклад

Троллейбусы 2022 - 2023: новый рыночный расклад

Как работают российские производители троллейбусов под давлением электробусов и неблагоприятных экономических обстоятельств?
11.01.2023
11699
view counter

С банкротством в начале 2020 года компании «Тролза», наследницы известного на весь Советский Союз Троллейбусного завода имени Урицкого, лишившийся многолетнего лидера российский рынок троллейбусов ожидаемо претерпел значительные изменения. Кто от них выиграл? Давайте попробуем разобраться.

троллейбус, поставки троллейбусов 2022, статистика 2022, троллейбусы 2022, производство троллейбусов, рынок троллейбусов, российский троллейбус, СТ-КТ, Тролза Мегаполис

Если следить за информационной повесткой, то может создаться впечатление, что троллейбусы – исчезающий вид, вытесняемый на обочину истории электробусами. На самом деле это не так. Согласно данным аналитического отчёта 2022 года «Троллейбусный транспорт в России. Состояние и перспективы рынка», расходы на закупку троллейбусов за четыре минувших года в стране выросли почти в пять раз: с примерно 3 млрд руб. в 2019-м до более чем 14,4 млрд руб. в 2021-м. Конечно, за тот же период увеличились и цены на подвижной состав. Но всё равно рост закупок налицо, и в том числе – в физическом выражении. Так, если в 2019 году в России было закуплено в общей сложности 185 троллейбусов, то в 2022 году – 519, то есть в 2,8 раза больше. Это согласно данным упомянутого отчёта, тогда как по данным другого источника, опирающегося на статистику реализованных контрактов, зафиксированы поставки российским заказчикам 354 троллейбусов. Возможно, столь существенная разница объясняется регистрацией в 2022 году части машин, поставленных ещё в 2021-м, а также переносе ряда контрактов на 2023 год. Поскольку первый из вышеназванных источников приводит данные и за другие годы, то в дальнейшем буду опираться именно на него.

троллейбус, поставки троллейбусов 2022, статистика 2022, троллейбусы 2022, производство троллейбусов, рынок троллейбусов, российский троллейбус, СТ-КТ, троллейбус Адмирал

Теперь посмотрим, кто же изготовил поставленные заказчикам троллейбусы. По состоянию на 2022 год российский троллейбусный рынок делят четыре производителя: два сравнительно старых и два сравнительно новых. К первым относятся вологодская компания «Транс Альфа» и белорусский BKM Holding, в прошлом – «Белкоммунмаш». Оба – с четверть вековым опытом производства троллейбусов, которые и тот, и другой начали изготавливать в 1994 году. К новичкам же причислим выпустивший первые серийные троллейбусы в 2019 году Уфимский трамвайно-троллейбусный завод (УТТЗ) – с некоторой натяжкой его можно считать наследником обанкротившегося в 2015 году Башкирского троллейбусного завода, а также компанию «ПК Транспортные системы», в 2020 году приступившую к производству троллейбусов «Адмирал» сразу на двух своих производственных площадках: Невском и Энгельсском заводах электрического транспорта. Причём второй из них тоже некоторым образом наследник – троллейбусы «Адмирал» в Энгельсе собирают в цехах бывшей «Тролзы». Но какой-либо преемственности между моделями этих двух марок нет.

троллейбус, поставки троллейбусов 2022, статистика 2022, троллейбусы 2022, производство троллейбусов, рынок троллейбусов, российский троллейбус, СТ-КТ, троллейбус Адмирал

Какую долю каждый из вышеназванных производителей занимает на российском троллейбусном рынке? Согласно данными аналитического оnчёта, в общем количестве поставленных с 2019 по 2022 год троллейбусов всего семь, или 1%, приходится на ставшую банкротом «Тролзу», 197 (14%) – на УТТЗ, 222 (16%) – на «ПК Транспортные системы», 225 (16%) – на BKM HOLDING и 713 (52%) – на «Транс Альфа». То есть долгими годами прибывавший в тени «Тролзы» вологодский производитель наконец вырвался в российские лидеры, причём безоговорочные: за указанный период им поставлены более половины всех троллейбусов в стране. Во многом «Транс Альфе» помог значимый контракт с Санкт-Петербургом, по которому в 2021 году заказчик получил 35 выпущенных этой компанией троллейбусов «Авангард» и ещё 166 были запланированы к поставке на 2022 – 2023 годы. Замечу, что речь идёт об «Авангардах» нового поколения с более современным экстерьером, новым интерьером из стеклопластика, электроприводом дверей и с непривычным остеклением центральной части кузова от пола до потолка.

троллейбус, поставки троллейбусов 2022, статистика 2022, троллейбусы 2022, производство троллейбусов, рынок троллейбусов, российский троллейбус, СТ-КТ, Транс-Альфа Авангард

Впрочем, Санкт-Петербург не забывает и о других производителях. Так, в 2022 году производство троллейбусов по его заказу начал и BKM HOLDING: контракт подразумевает поставку городу в 2022 – 2023 годах 97 троллейбусов самой новой модели белорусской компании, которая называется Olgerd. По другому крупному контракту BKM HOLDING в минувшем году изготовил 56 троллейбусов, но уже семейства SYABAR, для Волгограда. Минский автозавод тоже вносит свой вклад в насыщение российского троллейбусного рынка, но опосредованно: именно он поставляет для выпускаемых УТТЗ троллейбусов кузова автобусного семейства МАЗ 203. А компания «ПК Транспортные системы», в 2022 году изготовившая полсотни «Адмиралов», вывела на рынок их модернизированную версию, которая отличается усиленным кузовом, рестайлинговой внешностью, перекомпонованным салоном, оптимизированным размещением электрооборудования, более современной кабиной и расширенным применением композитов.

троллейбус, поставки троллейбусов 2022, статистика 2022, троллейбусы 2022, производство троллейбусов, рынок троллейбусов, российский троллейбус, СТ-КТ, BKM Olgerd

Что же дальше? А дальше вполне резонно ожидать, что троллейбус начнёт возвращать некогда отобранные у него электробусом позиции. Потому что в новых экономико-санкционных реалиях тот факт, что электробус стоит примерно в 1,5 раза дороже, уже вряд ли будет считаться приемлемой платой всего лишь, по сути, за светлый образ европейской продвинутости и благообразия, а его предельная импортозависимость станет всемерно тормозить и удорожать производство. Не будем забывать и то, что если троллейбус поле окончания срока службы просто сдаётся на металлолом, причём с какой-никакой, но выгодой для эксплуатирующей организации, то с электробусом этот номер уже не пройдёт. Потому что в каждый электробус встроен пакет аккумуляторных батарей массой примерно в тонну. Срок службы аккумуляторов составляет 7 – 8 лет. А значит, при их замене на своих 750 электробусах Москва получит в «подарок» примерно столько же тонн крайне токсичной, неизвестно каким образом утилизируемой химической дряни, а если и утилизируемой, то, естественно, на платной основе.

троллейбус, поставки троллейбусов 2022, статистика 2022, троллейбусы 2022, производство троллейбусов, рынок троллейбусов, российский троллейбус, СТ-КТ, Тролза Мегаполис

Поэтому, как это обычно и бывает, наиболее жизнеспособным видится некий компромиссный вариант между классическим троллейбусом и классическим электробусом. Речь идёт о троллейбусе с увеличенным автономным ходом, обычно составляющим от 20 до 50 км. В отличие от электробуса у такого троллейбуса гораздо меньший, а потому и гораздо менее дорогой пакет аккумуляторов, не делающий его цену запредельной. И зарядка таких аккумуляторов осуществляется уже не во время стоянки, а во время движения от существующей контактной сети. То есть троллейбусы с автономным ходом, во-первых, могут действовать, подобно электробусам, на маршрутах без контактной сети, а во-вторых, им не требуется простаивать в парке или на конечной остановке подзаряжая аккумуляторы – это происходит прямо на ходу. Не удивительно, что в общем количестве закупленных троллейбусов доля моделей с автономным ходом выросла с 22% в 2019 году до 41% в 2022-м. И, судя по всему, в 2023 году в общем объёме поставок их будет уже более половины. А в перспективе нескольких ближайших лет троллейбусы с автономным ходом станут безоговорочно доминировать.

троллейбус, поставки троллейбусов 2022, статистика 2022, троллейбусы 2022, производство троллейбусов, рынок троллейбусов, российский троллейбус, СТ-КТ, Синара

В связи со всем сказанным не удивительно, что прогнозируемое на 2023 год количество заказов троллейбусов в стране не снизилось, а выросло! Если опираться на анонсированные и заключённые контракты, российские заказчики в наступившем году должны получить порядка 850 троллейбусов. Кстати, заказ на 168 из этого числа достался не четырём вышеупомянутым производителям, а ранее неизвестному на данном рынке новичку: за дело берётся компания «Синара – транспортные машины», которая на недавно введённом в строй заводе в Челябинске произведёт для этого города указанное число троллейбусов, естественно, снабжённых системой автономного хода. Но «Синара» – не единственная, кто заходит на наш троллейбусный рынок! В 2023 году на нём появятся ещё и троллейбусы КАМАЗ-62825, также снабжённым системой автономного хода и максимально унифицированные с серийно выпускаемыми на филиале КАМАЗа, Нефтекамском автозаводе, автобусами и электробусами. Так что на российском троллейбусном рынке в 2023 году станет ощутимо теснее! Но, думается, работы хватит всем: чтобы обновить ныне существующий парк «рогатых» до более-менее приемлемого состояния, требуется закупать не менее 1000 троллейбусов в год. Ведь до сих пор на линии выходит более двух тысяч «старичков» ЗИУ-682, выпускавшихся с 1972 по 2013 год и давно требующих замены.

Константин Закурдаев

троллейбус, поставки троллейбусов 2022, статистика 2022, троллейбусы 2022, производство троллейбусов, рынок троллейбусов, российский троллейбус, СТ-КТ, ЗИУ-692




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки