Рынок строительной техники – 2017. Лед тронулся!
Новости отрасли
Самое читаемое
По рассматриваемым группам строительных и дорожных машин, а это полноповоротные экскаваторы1, фронтальные погрузчики2, экскаваторы-погрузчики, колесные краны3, гусеничные бульдозеры, автогрейдеры и дорожные катки, рост объемов рынка составил от 40 до 90% (с учетом производства в стране, импорта новой и бывшей в эксплуатации техники). Сначала посмотрим, как развивался выпуск отечественной техники.
Производство кранов
Российское автокраностроение неизменно лидирует в отрасли по количеству выпускаемой техники. Четыре устоявших в период кризиса предприятия: Галичский автокрановый завод, Клинцовский автокрановый завод, Челябинский механический завод и «восставший из пепла» завод «Автокран» – в 2017 году произвели 2116 кранов, что на 25% больше, чем годом ранее. Это позволило занять отечественным производителям 92% рынка колесных кранов. Отметим, что до кризиса отечественной промышленностью выпускалось более 6000 автокранов в год. Увы, часть выпускавших автокраны заводов пала жертвой череды экономических кризисов. Это Ульяновский механический завод № 2, «Угличмаш», «Донэкс» и самарский завод «Сокол».
Начиная с 2014 года объектом пристального внимания стал ивановский «Автокран». В 2017 году предприятие прошло процедуру банкротства, обрело нового собственника, а заодно сменило вывеску. Теперь это ООО «Ивановский машиностроительный завод «Автокран». Итогом его производственной деятельности в 2017 году стал выпуск 365 кранов, что на 140 больше, чем годом ранее. Производственный план на 2018 год – 750 кранов (до кризиса завод выпускал в 3,5 раза больше). В дальнейшем новое руководство прогнозирует ежегодный рост в 15–25%. План экспортных поставок на 2018 год – 100 ед. Задача на перспективу – продавать на внешнем рынке до 30% выпускаемой продукции. В числе актуальных задач – развитие модельного ряда. Так, планируется выпуск 32-тонных кранов. В планах модернизация стрел. Ведется работа над новой кабиной, которую в мае 2018 года обещают запустить в производство. Перспективное направление – освоение новых рынков в смежных отраслях.
Предприятия холдинга «Кудесник» – Галичский и Клинцовский автокрановые заводы – отчитались по итогам 2017 года о производстве 1343 кранов, что на 22% больше, чем в 2016 году. Из этого количества ГАКЗ выпустил 644 крана, КАЗ – 699. Отметим, что до кризиса предприятиями холдинга ежегодно выпускалось более 2000 автокранов. В минувшем году галичские конструкторы представили новую модель 100-тонного КС-84713-2. Эллиптический профиль стрелы позволил снизить ее массу без потери прочности, благодаря чему крановое оборудование получилось смонтировать на серийном автомобильном шасси.
Для Челябинского механического завода прошедший год также был результативным: изготовлено 408 автокранов, что выше показателя 2016 года на 12% (в лучшие годы выпуск на ЧМЗ составлял около 500 ед.). Как отмечают на предприятии, рост производства достигнут благодаря полной модернизации всей линейки кранов грузоподъемностью от 25 до 50 т, а также выпуску новой 16-тонной модели. В новом поколении кранов, получивших название «Серия плюс», применены новые стрела овоидного профиля, усиленная поворотная рама и нижняя рама, улучшен комфорт кабины оператора и внедрены другие новшества.
В начале этого года обнадеживающие вести начали поступать из Камышина: прежний актив «Ивановской марки», обанкротившийся «Газпром-кран», выходит из комы. В январе на предприятие, которому новый собственник вернул историческое название – Камышинский крановый завод, приняты первые 200 работников. Заработал сайт завода, на нем заявлены модели автомобильных кранов грузоподъемностью 32, 35, 40, 50, 60 и 80 т.
Судьба бывшего завода «Угличмаш» тоже нашла решение. На Ярославском инвестиционном форуме, состоявшемся в конце прошлого года, заключено соглашение о строительстве на территории предприятия завода по производству подъемных машин (пока не ясно каких) мощностью 300 ед. в год.
Белорусский завод «Могилевтрансмаш», чья техника известна на российском рынке, в 2017 году выпустил 150 кранов – наполовину больше, чем годом ранее. Однако поставки в Россию оказались несколько меньше, чем в 2016 году, – всего 20 ед.
Производство экскаваторов
Производство отечественных полноповоротных экскаваторов в 2017 году выросло на 10%. Увы, те же 10% составила их доля в общем объеме экскаваторного рынка.
Завод «Тверской экскаватор», входящий в группу компаний «РМ-Терекс», выпустил в 2017 году...
Автор статьи выражает признательность за оказанную информационную поддержку ООО «Айди-маркетинг» (www.id-marketing.ru), генеральному директору ЗАО «Стройдормаш» М.В. Струку и предприятиям, предоставившим информацию.