Новости отрасли
Самое читаемое
Система контроля режимов труда и отдыха водителей существует в России далеко не первый год: еще в середине 1990-х годов вышло Постановление Правительства РФ № 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом». Первая волна оснащения коснулась только международных перевозок.
Вступление России во Всемирную торговую организацию и присоединение к ЕСТР потребовало изменений. В Постановлении Правительства от 2 апреля 2012 года №280 указано, что с января 2013 года запрещается выдавать лицензию на перевозки транспортным средствам, не оснащенным тахографами. Постепенно законодательная база применения контрольных устройств расширилась.
В 2013 году компании-перевозчики вновь столкнулись с необходимостью оснастить свои транспортные средства тахографами. То есть: выбрать устройство и купить, приобрести карты водителя и карты предприятия, выбрать лицензированную мастерскую и правильно установить прибор на автомобиль. Но многочисленные законодательные поправки запутали перевозчиков, и сегодня большая часть отечественного грузопассажирского автопарка либо вовсе не оснащена тахографами, либо оборудована некорректно.
На октябрь этого года по части 1 ст. 11.23 КоАП РФ возбуждено более 82 тысяч административных дел, из которых: 68% дел заведено за отсутствие тахографа в транспортном средстве, 16% – за эксплуатацию транспортных средств с неработающим устройством, 14% – за нарушение правил пользования устройством и 2% за – использование тахографа, не соответствующего требованиям.
Чтобы избавить перевозчиков от путаницы и объяснить, какие тахографы нужно устанавливать на грузовые и пассажирские автомобили, экспертный центр «Движение без опасности» структурировал все действующие законодательные документы.
Согласно Приказу Минтранса России от 21.08.2013 №273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами», установка тахографов обязательна для всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, чья деятельность на территории РФ связана с осуществлением грузопассажирских перевозок. Отметим, что в транспортном средстве может быть установлен только один вид тахографа.
К установке допускаются только цифровые тахографы, которые бывают двух видов: тахографы международного образца (ЕСТР), соответствующие требованиям Европейского соглашения, и тахографы с блоком СКЗИ – средством криптографической защиты информации. Тахограф ЕСТР может быть установлен только на транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок.
Коммерческие транспортные средства, осуществляющие внутренние перевозки по России, должны быть оснащены тахографом с блоком СКЗИ. На сегодня оснащению ими подлежат: транспортные средства категории N2 для перевозки опасных грузов; автобусы категорий M2, M3 для перевозки пассажиров; транспортные средства категории N3. До 1 апреля 2015 года к этой группе присоединятся остальные транспортные средства категории N2. Для транспортных средств, оснащенных средствами контроля режимов труда и отдыха, соответствующих требованиям Европейского соглашения, а также для транспортных средств, оснащенных аналоговыми контрольными устройствами, срок обязательного оснащения цифровыми тахографами с блоком СКЗИ – 1 января 2018 года.
В состав тахографа входит не только бортовое устройство, но и карты тахографа, датчик движения, антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС, комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.
Электронные карты бывают 4-х типов: помимо водительских, есть карта предприятия, карта мастерской и карта контролера. Карты водителя, автопредприятия, мастерской можно получить в организациях-изготовителях карт, включенных в соответствующие перечни, опубликованные на официальном сайте Росавтотранс, в разделе «Система тахографического контроля РФ». Подделка карт или ее отсутствие при движении ТС преследуется по закону. Для корректной работы цифрового тахографа водитель должен всегда использовать личную электронную карту, которая записывает данные о соблюдении режимов труда и отдыха, а также скорости ТС во время совершения маршрута.
Любая информация, фиксируемая устройством, остается в памяти тахографа не менее 365 дней и не поддаются корректировке. Поэтому все манипуляции, совершаемые водителем или мастерской, будут зафиксированы и обнаружены при официальной проверке. Попытки каким-либо образом вмешаться в память устройства и сфальсифицировать данные могут расцениваться как мошенничество и попадать уже не под административную, а под уголовную ответственность в соответствии со статьей 159 УК РФ.
Тахографы, разрешенные к применению в России, внесены в реестр ФБУ «Росавтотранс». Их существует 8 моделей: DTCO 3283, ШТРИХ-ТахоRUS (2 модели), КАСБИ DT-20M, Меркурий ТА-001, ТЦА-02НК, Drive 5, EFAS V2 RUS.
Устанавливать тахограф необходимо исключительно в уполномоченных сервисных центрах, где специалисты знают тонкости законодательства, а также могут в деталях объяснить достоинства и недостатки каждого устройства. Все сертифицированные сервисные центры включены в перечень ФБУ «Росавтотранс». Тем не менее, даже наличие мастерской в реестре не гарантирует правильную установку устройства, поэтому следует внимательно проследить весь процесс, чтобы избежать проблем в будущем.
В первую очередь подключается питание для бесперебойной работы контролирующего прибора. Следующим устанавливается непосредственно само бортовое устройство тахографа, которое соединяется с датчиком движения, установленного на коробке передач. Оно должно находиться в кабине транспортного средства на досягаемом расстоянии от водителя, желательно на уровне глаз – так дальнобойщик сможет контролировать период труда и отдыха и заранее предвидеть вынужденную остановку. Также устанавливается антенна ГЛОНАСС, чтобы стала доступной возможность определить точное местоположение транспортного средства на пути его следования. После этого производится активизация тахографа и блока СКЗИ, калибровка и пломбировка всех соединений.
Все необходимые требования к тахографам, категории и виды транспортных средств, подлежащих оснащению приборами, а также правила использования, обслуживания и контроля работы устройств установлены Приказом Министерства Транспорта РФ № 36 от 13.02.2013.
Материал предоставлен экспертным центром «Движение без опасности», www.bezdtp.ru.
С нами уже 1039 профессионалов