Полгода 2015. Средний и тяжелый класс
Новости отрасли
Самое читаемое
Если рынок малотоннажников по итогам последних нескольких месяцев демонстрирует первые признаки выздоровления, то на рынке средних и тяжелых грузовиков – самый разгар депрессии: его падение и не думает замедляться.
На днях пришли первые данные о сворачивании производства некоторыми действующими в стране изготовителями автокомпонентов. Не удивительно: если взять данные «Автостат Инфо» по продажам грузовиков, то нетрудно убедиться, что продажи эти находятся даже не на критическом, а на закритическом уровне! Падает реализация – падает производство: кому поставлять компоненты? За полгода в стране реализовано менее 22,5 тыс. грузовых автомобилей полной массой свыше 6 т – в сравнении с первым полугодием прошлого года сокращение на 48,6%, то есть почти двукратное! И итоги июня, к сожалению, не позволяют говорить хоть о каком-то выправлении ситуации.
Камский автозавод, традиционно работающий в первую очередь на внутренний рынок, по итогам первых шести месяцев текущего года реализовал в стране менее 7,9 тыс. автомобилей – на 44,2% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2014 года. Но нужно отметить, что КАМАЗ пытается выправить ситуацию со сбытом, и это ему отчасти удается: снижение поставок российским заказчикам по итогам июня уже на 7% меньше. Лидер модельной линейки по итогам полугодия – КАМАЗ-65115 (1927 ед.,), известный прежде всего как самосвал: у него весьма привлекательная цена и соответствие требованиям весового контроля. На втором месте – внедорожник КАМАЗ-43118 (1898 ед.). А вот тягач следующего поколения, КАМАЗ-5490 на «мерседесовской» агрегатной базе продается вяло: за шесть месяцев – всего 141 ед. Нет, прирост неплохой, в два с лишним раза, но до намеченного годового плана в 2,5 тыс. машин завод явно не дотянет.
Снижаются темпы падения продаж и грузовиков-внедорожников Автомобильного завода «Урал»: если итог полугода -40,7%, то итог июня уже -31,2%. Посмотрим, сможет ли расшевелить предприятие выход на рынок семейства автомобилей поколения NEXT.
Минский автозавод – в наиболее сложной ситуации: сокращение продаж в России идет по нарастающей (за июнь оно больше, чем в целом за полгода).
Горьковский автозавод, напротив, успешно противостоит кризису: полугодовой баланс отрицательный, но в июне предприятие оказалось единственным среди конкурентов, кто показал пусть небольшой, но все же рост продаж: спасибо тепло принятому рынком «Газону NEXT», востребованность которого сегодня уже двукратно превышает востребованность сохраненного на конвейере ГАЗ-3309.
Удивительную жизнестойкость демонстрирует Hyundai: с двукратным падением по результатам шести месяцев он – на первом месте среди иномарок и на третьем – в общероссийском зачете. А что же японцы, которые по итогам прошлого года претендовали на лавры корейского производителя? У них теперь не все идет ровно: если по итогам полугодия ISUZU продолжает успешно наращивать продажи (+12,6%), занимая почетное шестое место (хотя в июне у него падение как у всех), то FUSO и HINO не смогли удержать темп: первый за шесть месяцев сократил реализацию своих грузовиков в нашей стране на 31,6%, второй – на 35,4%.
А как чувствует себя в России «большая семерка» европейских производителей? На первом месте среди них (и на пятом в общем зачете) – компания Scania, продажи которой в первом полугодии снизились ровно на половину, до 1163 автомобилей. Кстати, никто другой из европейцев за указанный период не смог реализовать более тысячи грузовиков. Ближе всех к этому результату приблизились MAN (813 ед., -59,1%), Volvo (627 ед.. -64,3%) и Mercedes-Benz (622 ед., -50,6%), тогда как наиболее пострадавший в результате экономических передряг Renault Trucks не сумел выйти даже за пределы сотни.
Китайские производители, поразвившие российскую публику размахом своих экспозиций на недавно состоявшейся выставке СТТ-2015, по факту оказались в самом конце рейтинга. Единственный из них, кто по итогам шести месяцев преодолел планку в сотню реализованных машин – FAW (107 ед., -12,3%). Кстати, это единственный производитель из Поднебесной, кому удалось обойти Renault Trucks и показать в июне нулевое падение: реализовано то же количество в 20 автомобилей, что и в июне 2014 года. Остальные китайские компании в первом полугодии этого года сумели поставить российским перевозчикам от 30 до 60 грузовиков – плачевные результаты!
Впрочем, результаты плачевные у всего российского грузового автомобильного рынка. Статистика показывает, что наиболее успешен на нем сейчас тот, кто в нынешние тяжелые времена сумел, во-первых, предложить новый продукт, а во-вторых, и это главное, продукт этот характеризуется выгодным соотношением цена/качество.
Впрочем, рынку сегодня нужны не только новые машины, но и новые идеи, новая экономическая политика. Потому что при нынешнем уровне поддержки со стороны государства падению продаж не видно конца.
Константин Закурдаев
Материал подготовлен по данным, предоставленным ООО «Автостат Инфо»
Январь – июнь. Первая дюжина по итогам полугодия
Данные ООО «Автостат Инфо»
* С учетом МАЗов, регистрируемых в россии в как МАЗ-МАН
С нами уже 1039 профессионалов