view counter
Главная страница > Коммерческий транспорт > Новый MAN TGX. Российское движение

Новый MAN TGX. Российское движение

Мне уже доводилось рассказывать о новшествах в конструкции MAN TGX нового поколения. А в этот раз – немного личных впечатлений от поездки за его рулем.
15.06.2021
560
view counter

В мае в России стартовали продажи MAN TGX нового поколения, а вскоре после этого несколько таких тягачей отравились в многодневный демонстрационный тур по нашей стране, в каждом крупном городе собирая десятки заинтересованных перевозчиков. В один из дней к этому автопробегу присоединился и я. О новых технических решениях, об инновациях в конструкции новейшего MAN TGX мне уже приходилось рассказывать. И вот теперь, проведя несколько часов за рулем одного из таких тягачей, в качестве водителя совершив марш-бросок из Ростова-на-Дону в Воронеж протяженностью более полутысячи километров, у меня получилось составить о нем и некоторые личные впечатления. 

На дверях кабины моего седельного тягача MAN TGX красовался индекс 18.480. Те три цифры, что после точки, обозначают максимальную мощность двигателя – 480 л.с. Этого вполне достаточно, чтобы обеспечить автопоезду должную динамику даже на горных дорогах при прохождении крутых подъемов – важное качество, особенно если приходится идти на обгон менее мощных транспортных средств. Крутящий момент – под стать количеству лошадиных сил: дизель MAN D2676 LF07, соответствующий экологическим требованиям Евро-5, на максимуме выдает 2300 Нм. В паре с ним работает автоматизированная 12-ступенчатая коробка передач MAN TipMatic. Ручной тормоз в моей машине оказался не электронным, как в некоторых других комплектациях, – его рычаг размещался на привычном месте справа от водительского сиденья, рядом с рычагом тормоза полуприцепа.

Новый МАН, MAN TGX, пробег MAN, управление MAN, тест MAN TGX, MAN новое поколение, СТ-КТ

Первым делом, оказавшись за рулем, подгоняю под себя сиденье и рулевую колонку. Что понравилось: главным образом за счет возможности отрегулировать руль в широких пределах по вылету и углу наклона, на водительском месте получилось устроиться, что называется, по-легковому. Выбирая оптимальную посадку, пневмоподрессоренное сиденье отрегулировал не только по высоте, наклону спинки и расстоянию до педалей, но также по жесткости его подвески и углу наклона подушки. Одним словом, полностью подстроил рабочее место под свой рост и собственные предпочтения – обращаю на сей факт внимание, поскольку в других грузовиках это удавалось далеко не всегда. Понравилось, что для удобства выхода из кабины руль можно отклонить вертикально вверх, а пневмоподвеску сиденья приспустить до минимума. Причем впоследствии, когда снова садишься за руль, нужная высота сиденья при нажатии соответствующей кнопки возвращается автоматически.

Перед тем как тронуться, хотел было включить габариты – оказалось, это лишнее: они включаются автоматически. А в остальном управление светом вполне привычно – с помощью расположенного слева от приборного щитка переключателя, очень похожего, по словам одного из коллег, на таковой у легковушек Volkswagen. Для тех, кто с ним незнаком, скажу об одной небольшой особенности: для включения передних противотуманных фар рычажок этого переключателя нужно не поворачивать, а потянуть на себя. Если же потребовалась помощь задних противотуманок – рычажок следует потянуть еще раз. Кстати, фары в комплектации моего тягача оказались светодиодными – на мой взгляд, это наиболее оптимальный вариант в плане интенсивности света, долговечности и потребления электроэнергии. 

Новый МАН, MAN TGX, пробег MAN, управление MAN, тест MAN TGX, MAN новое поколение, СТ-КТ

Управление коробкой передач вынесено на правый подрулевой переключатель. Слегка поворачиваешь его по часовой стрелке – на небольшом экране по центру приборной панели появляется буква D – драйв; поворачиваешь в противоположную сторону – появляется буква R: можно двигаться задним ходом. Ну а если потянуть широкий ползунок посередине этого переключателя – на экране появляется буква N: коробка переходит на нейтральную передачу – ее включаешь, когда останавливаешься, чтобы припарковаться, перед тем, как воспользоваться ручным тормозом. То есть здесь ничего нового – все как обычно. Немного необычным кажется лишь то, что разработчики не стали делать селектор управления трансмиссией на приборной панели, чтобы разгрузить и рулевую колонку в целом, и подрулевой переключатель в частности, – все же выбором направления движения пользуешься не часто, только в начале перевозки или в конце. Но задумка с переносом управления коробкой передач на подрулевой переключатель вполне объяснима: им же принудительно включаешь более высокую или более низкую передаточную ступень и им же управляешь работой трехступенчатого моторного тормоза. Таким образом, все инструменты управления динамикой машины находятся на одном переключателе. Удобно это или нет? По крайней мере – логично. Логика в организации эргономики рабочего места MAN TGX вообще играет одну из ведущих ролей – ведь автомобиль-то немецкий, и это многое объясняет.

Новый МАН, MAN TGX, пробег MAN, управление MAN, тест MAN TGX, MAN новое поколение, СТ-КТ

Что конкретно? Например, применение такой системы, как MAN SmartSelect, представляющей собой размещенный на приливе центральной консоли пульт управления с выводом информации на расположенный по центру торпедо монитор – своеобразная альтернатива столь нелюбимому многими водителями сенсорному управлению. Состоит SmartSelect из двух расположенных одна над другой, удобно ложащихся в руку вращающихся шайб, причем верхнюю, которая чуть меньше диаметром, можно еще и покачивать из стороны в сторону, выбирая на мониторе нужную строку или пиктограмму. Хвала и почет разработчикам: водитель с помощью SmartSelect одними легкими движениями кисти руки командует фактически всеми системами и функциями, которыми современный грузовик насыщен под завязку. Но, должен сказать, с этой системой придется осваиваться, к ней потребуется привыкать и прилаживаться, что у меня едва начало получаться только к концу поездки.

Своеобразный немецкий подход дает о себе знать в мелочах, причем иногда – даже с некоторым перебором. Например: для регулировки рулевой колонки с ее левой стороны сделаны две кнопки – почему нельзя было обойтись одной? Чтобы выключить работающий указатель поворота, соответствующий рычажок требуется обязательно возвратить в исходное положение, тогда как у некоторых других автомобилей на него достаточно просто слегка нажать – это пусть немного, но все же удобнее!

При пользовании навигацией в углу центрального монитора отображается текущее ограничение скорости на данном участке дороги, но почему-то не отображается сама скорость грузовика – требуется то и дело переводить взгляд с экрана на спидометр и обратно. Или почему не сделать автоматическое включение нейтральной передачи одновременно с включением стояночного тормоза?

Тем не менее нельзя не признать, что эргономика кабины и функциональность органов управления продуманы очень тщательно. Казалось бы, мелочь – грамотно расположенные подстаканники, а ведь как удобно, когда стаканчик горячего кофе и баночка прохладной минералки всегда оказываются под рукой! Не менее удобно пользоваться спрятанным под нижнюю спальную полку выдвижным холодильником. Предусмотрены несколько USB-портов, которых хватит на все имеющиеся у водителя гаджеты, а для управления магнитолой нет необходимости убирать руки с руля – все требуемые для этого кнопки вынесены на его поперечины. Кнопка замка внешних боковых боксов перенесена ближе к дверному проему – ей теперь можно воспользоваться, не поднимаясь в кабину. Поскольку в ходе поездки над машиной то и дело нависали проливающиеся дождем тучи, приходилось периодически включать стеклоочистители. Точнее – они включались сами: с этим за меня очень неплохо справлялся датчик дождя, чувствительность которого регулируется одним из роликов на левом подрулевом переключателе. Удобная штука, позволившая фактически забыть, а значит, не отвлекаться на управление «дворниками».

Новый МАН, MAN TGX, пробег MAN, управление MAN, тест MAN TGX, MAN новое поколение, СТ-КТ

Но самой удобной и полезной показалась функция, которой я пользовался на протяжении буквально всей поездки. Это – адаптивный круиз-контроль. Управление им сосредоточено на левой поперечине руля. Разогнался до нужной скорости, толкнул вперед небольшой рычажок, и тягач с этого момента сам выдерживает заданный темп. До тех пор, пока не догонишь впереди идущий с меньшей скоростью автомобиль – в этом случае MAN TGX самостоятельно притормозит и самостоятельно будет поддерживать до него заранее установленную дистанцию. Если же впереди никого нет, но скорость требуется изменить, то толкаешь тот же рычажок вперед – прибавляешь 1 км/ч, толкаешь назад – столько же убавляешь. Если пришлось, к примеру, притормозить, круиз-контроль отключается. Но можно снова выйти на ранее заданную фиксированную скорость, лишь толкнув вперед все тот же рычажок. Если же необходимо зафиксировать новую постоянную скорость, упомянутый рычажок следует не толкать, а слегка утопить. Таким образом, все очень просто, а главное – эффективно: система прекрасно работает, контролируя дистанцию до впереди идущих транспортных средств. А система контроля движения в полосе помогает поддерживать заданный курс: чуть начал грузовик смещаться через разметку без включения указателей поворота – об этом сразу же оповестит звуковой сигнал.

Новый МАН, MAN TGX, пробег MAN, управление MAN, тест MAN TGX, MAN новое поколение, СТ-КТ

Таким образом, тягач здорово разгружает водителя. В полной мере я это почувствовал на себе: в дальней дороге подобные системы-помощники – большое подспорье! Но еще более важно удобство, вернее сказать, качество непосредственного управления автомобилем, ведь водителю предстоит вести его к намеченной цели, не снимая рук с руля, изо дня в день в течение многих часов. Это качество выражается прежде всего в безусловной четкости и однозначности реакций на действия рулем, в выборе автоматикой оптимального передаточного отношения трансмиссии и в отлично выверенной отзывчивости педалей тормоза и газа. В общем, MAN TGX – удобный, тщательно изготовленный и грамотно настроенный рабочий инструмент. За это мы его и ценим!

Константин Закурдаев




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1009 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки