КАМАЗ Компас. Классный? Сраднеклассный!
Новости отрасли
Самое читаемое
Несмотря ни на какие санкции и экономические трудности Камский автозавод продолжает развивать проект «Компас», то есть проект по освоению производства и выводу на российский рынок семейства среднетоннажных грузовиков полной массой 9,5 и 12 тонн: первый называется «Компас 9», второй – «Компас 12». Мне довелось близко познакомиться сразу с обоими, причем не в выставочном, не в опытном и не в тестовом, а, что называется, в товарном виде: в конце мая эти грузовики прибыли на площадку официального дилера ПАО «КАМАЗ», компании «Техинком».
Ни для кого не секрет, что в основе камского «Компаса» – китайский грузовик JAC N-серии, и сборочные комплекты для этих автомобилей в Набережные Челны отгружает компания JAC Motors. Собственно, ничего плохого здесь нет: четыре года назад я делал тест JAC N120 – это вполне достойный среднетоннажник! Тем более, что превратившись в КАМАЗ, он преобразился внешне. И если в профиль сходство с прообразом еще угадывается, то анфас «Компас» – совсем другая машина! Дизайнеры хорошо потрудились, изменив стилистику и переднего бампера, и фронтальной части кабины под ветровым стеклом, и фар головного света, которые у JAC N-серии сгруппированы в большие вертикальные блоки, а у «Компаса», напротив, вытянуты горизонтально в линию и выглядят гирляндой отдельных «линз».
Со стороны 9-тонник очень трудно отличить от 12-тонника, хотя второй, согласно паспортным данным, все же несколько крупнее. Действительно, когда оба грузовика поставили рядом, то, во-первых, стало заметно, что более тяжелый еще и более длинный, а во-вторых, у него оказалась больше, правда, едва различимо, высота по кабине. Взглядом эта разница почти неуловима, но у «Компас 12» виден небольшой промежуток между нижней подножкой и нижней кромкой двери, и это его единственное внешнее отличие. Хотя нет, есть еще одно: более тяжелая машина еще и более широкая, а потому у нее сделаны пластиковые расширители передних крыльев. Если же подойти к размерным параметрам с цифрами из технических характеристик, то 9-тонник предложен с вариантами колесной базы 3365, 3845 и 4475 мм, а 12-тонник – с вариантами 3845, 4700 и 5300 мм. Высота по кабине у первого 2350 мм, у второго – 2425 мм.
Если рассматривать агрегатную составляющую, то при в общем схожей конструкции и при полной унификации кабин «Компас 12» отличается более грузоподъемным ведущим мостом (допустимая нагрузка на него 8,2 тонны против 6,4 тонны у «Компас 9») и возможностью установки в моторный отсек рядного 4-цилиндрового дизеля Cummins ISF рабочим объемом не только 3,8, но и 4,5 л. Не удивительно, что мощность «Компас 9» составляет 154 или 168 л.с., а «Компас 12» – 168 или 210 л.с. (второе значение соответствует дизелю большего литража). Коробка передач в обоих случаях 6-ступенчатая Fast Gear с ручным управлением. В ходовой части – без неожиданностей: подвеска полностью рессорная, тормозные механизмы на всех колесах барабанного типа. Емкость топливного бака у обоих моделей 250 л, что у 9-тонника считается один из лучших параметров в своем классе.
Раз уж мы заговорили о классах: в каких из них, а главное, с кем конкурируют новые камские среднетоннажники? Да и вообще, зачем предлагать две в общем близкие по характеристикам машины, не проще было бы обойтись одним 12-тонником? На самом деле расчет понятен: «Компас 9» даже по снаряженной массе легче него примерно на 900 кг, а потому в эксплуатации заведомо экономичнее. Кроме того, покупатели, которым грузовик, тот, что потяжелее, кажется дороговат, могут вполне удовлетвориться тем, что полегче: когда эти две модели только выходили на наш рынок, разница между ними в вариантах с близкой колесной базой составляла порядка полумиллиона рублей, а это существенно! И, к тому же, «Компас 9» хотя и обладает полной массой 9,5 тонны, по грузоподъемности вполне сопоставим с некогда главным 12-тонником нашей страны, грузовиком ЗИЛ-4331 – оба рассчитаны на 6 тонн перевозимого груза.
Если же смотреть с позиции сегодняшнего дня, то главный конкурент «Компас 9» – нижегородский среднетоннажник «Газон NEXT». Правда, его полная масса или меньше – в базовой версии она составляет 8,7 тонны, или больше – 10 тонн у модификации с усиленной ходовой частью. Схожий по компоновке и предназначению «Валдай NEXT» к конкурентам «Компаса» относить не станем – его полная масса значительно меньше и составляет 6,7 тонны. А прямые конкуренты в лице, скажем, Hino 300, Fuso Canter или Isuzu Elf 9.5 в связи с политической ситуацией находятся в подвешенном состоянии. Правда, остаются еще китайские аналоги, которые, скорее всего, даже усилят свой натиск. Тот же JAC, например. Правда, в его российской линейке прямой аналог «Компасу 9» по весовым характеристикам не представлен – в конкуренты к нему можно записать разве что модель N80 с аналогичным движком, но полной массой всего 8 тонн.
Что касается «Компас 12», то до него «Газоны» не дотягивают по своим весовым характеристикам. Зато есть «домашний» противник – давно выпускаемый КАМАЗ-4308. Правда, при той же полной массе его снаряженная масса больше, а потому грузоподъемность меньше примерно на полтонны. Что будет теперь с прямыми конкурентами Isuzu Forward и Hino 500 – вопрос, а вот с китайцами камскому 12-тоннику придется вступить в серьезную схватку. С тем же прообразом JAC N120, который едва ли не полностью ему идентичен. Видимо, главным критерием выбора в данном случае будет, во-первых, стоимость, а во-вторых, доступность запасных частей, которая в последние месяцы стала едва ли не главным конкурентным фактором. Кроме того, не будем забывать, что в 12-тонном сегменте КАМАЗ вступает в конкуренцию с МАЗом, который на нашем рынке предлагает среднетоннажного «Зубренка», в том числе в самой новой модификации МАЗ-4381. Правда, в варианте шасси его снаряженная масса больше чем у «Компаса» на тонну с лишним!
Впечатление от кабины. Первое, что должно порадовать тех, кто использует среднетоннажники на межгороде – у «Компаса» есть спальный отсек. Правда, ширина, а главное, длина «спалки» на первый взгляд таковы, что на нее сможет улечься разве что ребенок. Но выход есть: можно откинуть вперед спинки центрального и правого сидений, которые в таком положении образуют со спальной полкой единую поверхность и вполне сгодятся, чтобы положить на них ноги. Типичное азиатское решение: места много не занимает, но, если что, покемарить можно! Единственное, непонятно, зачем по бокам спального отделения сделаны дополнительные окошки – толку от них мало, а теплоизоляцию ослабляют. Кстати, по первому впечатлению под спальной полкой скрыт рундучок. Но это впечатление ошибочно: под ней нет никакой вещевой ниши, только кожух, прикрывающий моторный отсек.
Что касается упомянутых пассажирских сидений – на них без особого напряга действительно умещаются двое. У водителя сиденье регулируется, но лишь по двум позициям: вперед-назад и по углу наклона спинки. Зато диапазон регулировки рулевой колонки оказался неожиданно широк: у нее хороший ход перемещения и по вылету, и по углу наклона. Приборная панель – образец минимализма без каких-либо претензий на дизайнерские изыски. Но нельзя не признать, что изготовлена она аккуратно. Как производят аккуратное впечатление различные рычажки и переключатели. Управление магнитолой и круиз-контролем, если таковой есть в комплектации, вынесено на рулевое колесо, что удобно. Рядом со щитком приборов обнаружилась кнопка включения помощника при трогании на подъем, а на водительской двери – кнопки электропривода стеклоподъемников. И, что приятно удивило: на блоке управления климатом есть кнопка включения кондиционера!
Усилие на руле не вызывает вопросов – я вдоволь покрутился на грузовике по обширной территории дилерского центра, и в плане маневрирования ни к рулевому управлению, ни к обзорности претензий не имею. Нужно только при поворотах не забывать про девять метров габаритной длины и выбирать траекторию с некоторым запасом. Рычаг переключения коробки передач по старинке находится не на приборной панели, как у многих современных одноклассников, а внизу справа от водительского сиденья. То есть он как бы мешает перемещению водителя к правой двери и обратно, что часто необходимо когда приходится выходить из кабины в тесных дворах или складских территориях. Но, как оказалось, если ты не чрезмерно тучной комплекции, то спокойно проходишь между рычагом и приборной панелью! Удобно, что сразу за ветровым стеклом на потолке сделаны две полочки, роль крышек у которых выполняет сетка, а посреди торпедо есть два выдвижных подстаканника.
Оба «Компаса», с которыми я свел знакомство, оказались укомплектованы тентованной бортовой платформой шторного типа производства компании «Рустрак»: у одного она чуть покороче, у другого – чуть подлиннее. Многие перевозчики скажут спасибо, что вместо заднего борта у них сделаны ворота с распахивающимися на 270о створками, над которыми нависает небольшой защитный козырек. Эти створки фиксируются специальными держателями, под полом кузова в районе его заднего проема сделана выдвижная лесенка, а шторы в горизонтальном направлении натягиваются с помощью специального механизма. Обратим внимание: крыша тоже может сдвигаться, причем по всей длине надстройки! Верхняя часть тента сделана светопропускающей, что облегчает загрузку.
При необходимости доступа в моторный отсек кабина «Компаса» поднимается очень просто и быстро: снял ее с фиксаторов поворотом рычажка, спрятанного в зазоре между задней стенкой и бортовой платформой, и поднял вверх буквально одним движением руки. Доступ к двигателю что слева, что справа просто отличный! Правда, не сильно ли радиатор опущен вниз – не забьет ли его дорожная грязь и не повредят ли камушки, летящие из под колес впереди идущих машин? Вообще, глядя на некоторые соединения, на прокладку электрики, я очень часто ловил себя на мысли, что неплохо бы все это переместить куда-то повыше, подальше от летящих из под колес снега, воды, грязи и зимних реагентов. А это, интересно, что за открытая всем ветрам пластиковая коробочка, привинченная к задней части левого переднего крыла – неужели оболочка блока предохранителей?
Резюмируя все вышеизложенное, нельзя не признать, что в лице «КАМАЗ Компас» в сегменте среднетоннажных грузовиков на российском рынке появился сильный игрок! Несмотря на все санкционные ограничения, завод продолжает сборку этих автомобилей и даже проводит мероприятия по их локализации. Так, в конце мая здесь начали дособирать кабины «Компасов», комплектовать их отечественными жгутами, реле, преобразователями, тахографами, деталями экстерьера и системой «Эра ГЛОНАСС». Грузовики получили российские аккумуляторный ящик и бортовую платформу. Увы, глубокой локализации, то есть локализации силовой линии, для этих автомобилей не предусмотрено изначально. А что еще собираются взять на себя российские поставщики? До конца года можно рассчитывать на начало поставок отечественных бортовых информационных систем, деталей интерьера и стекол. Сумеет ли «КАМАЗ» в нынешних подсанкционных условиях организовать сварку и окраску кабин, а также их комплектацию приборами освещения, зеркалами заднего вида, сиденьями и блоками управления, как он собирался, когда только брался за данный проект? Как говорится, поживем-увидим.
Со своей стороны я хочу еще раз поблагодарить одного из ведущих дилеров Камского автозавода, компанию «Техинком», за возможность во всех деталях познакомиться с автомобилями «Компас»!
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов