view counter
Главная страница > Коммерческий транспорт > КАМАЗ Компас. Классный? Сраднеклассный!

КАМАЗ Компас. Классный? Сраднеклассный!

Мне удалось познакомиться сразу с двумя серийными «КАМАЗ Компас» полной массой 9,5 и 12 тонн. Кто они, новички в среднем классе?
01.06.2022
6816

Несмотря ни на какие санкции и экономические трудности Камский автозавод продолжает развивать проект «Компас», то есть проект по освоению производства и выводу на российский рынок семейства среднетоннажных грузовиков полной массой 9,5 и 12 тонн: первый называется «Компас 9», второй – «Компас 12». Мне довелось близко познакомиться сразу с обоими, причем не в выставочном, не в опытном и не в тестовом, а, что называется, в товарном виде: в конце мая эти грузовики прибыли на площадку официального дилера ПАО «КАМАЗ», компании «Техинком».

KAMAZ Compass, КАМАЗ Компас, Компас 9, Компас 12, среднетоннажник, КАМАЗ, Камский автозавод, Техинком, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Ни для кого не секрет, что в основе камского «Компаса» – китайский грузовик JAC N-серии, и сборочные комплекты для этих автомобилей в Набережные Челны отгружает компания JAC Motors. Собственно, ничего плохого здесь нет: четыре года назад я делал тест JAC N120 – это вполне достойный среднетоннажник! Тем более, что превратившись в КАМАЗ, он преобразился внешне. И если в профиль сходство с прообразом еще угадывается, то анфас «Компас» – совсем другая машина! Дизайнеры хорошо потрудились, изменив стилистику и переднего бампера, и фронтальной части кабины под ветровым стеклом, и фар головного света, которые у JAC N-серии сгруппированы в большие вертикальные блоки, а у «Компаса», напротив, вытянуты горизонтально в линию и выглядят гирляндой отдельных «линз».

KAMAZ Compass, КАМАЗ Компас, Компас 9, Компас 12, среднетоннажник, КАМАЗ, Камский автозавод, Техинком, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Со стороны 9-тонник очень трудно отличить от 12-тонника, хотя второй, согласно паспортным данным, все же несколько крупнее. Действительно, когда оба грузовика поставили рядом, то, во-первых, стало заметно, что более тяжелый еще и более длинный, а во-вторых, у него оказалась больше, правда, едва различимо, высота по кабине. Взглядом эта разница почти неуловима, но у «Компас 12» виден небольшой промежуток между нижней подножкой и нижней кромкой двери, и это его единственное внешнее отличие. Хотя нет, есть еще одно: более тяжелая машина еще и более широкая, а потому у нее сделаны пластиковые расширители передних крыльев. Если же подойти к размерным параметрам с цифрами из технических характеристик, то 9-тонник предложен с вариантами колесной базы 3365, 3845 и  4475 мм, а 12-тонник – с вариантами 3845, 4700 и 5300 мм. Высота по кабине у первого 2350 мм, у второго – 2425 мм.

KAMAZ Compass, КАМАЗ Компас, Компас 9, Компас 12, среднетоннажник, КАМАЗ, Камский автозавод, Техинком, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Если рассматривать агрегатную составляющую, то при в общем схожей конструкции и при полной унификации кабин «Компас 12» отличается более грузоподъемным ведущим мостом (допустимая нагрузка на него 8,2 тонны против 6,4 тонны у «Компас 9») и возможностью установки в моторный отсек рядного 4-цилиндрового дизеля Cummins ISF рабочим объемом не только 3,8, но и 4,5 л. Не удивительно, что мощность «Компас 9» составляет 154 или 168 л.с., а «Компас 12» – 168 или 210 л.с. (второе значение соответствует дизелю большего литража). Коробка передач в обоих случаях 6-ступенчатая Fast Gear с ручным управлением. В ходовой части – без неожиданностей: подвеска полностью рессорная, тормозные механизмы на всех колесах барабанного типа. Емкость топливного бака у обоих моделей 250 л, что у 9-тонника считается один из лучших параметров в своем классе.

KAMAZ Compass, КАМАЗ Компас, Компас 9, Компас 12, среднетоннажник, КАМАЗ, Камский автозавод, Техинком, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Раз уж мы заговорили о классах: в каких из них, а главное, с кем конкурируют новые камские среднетоннажники? Да и вообще, зачем предлагать две в общем близкие по характеристикам машины, не проще было бы обойтись одним 12-тонником? На самом деле расчет понятен: «Компас 9» даже по снаряженной массе легче него примерно на 900 кг, а потому в эксплуатации заведомо экономичнее. Кроме того, покупатели, которым грузовик, тот, что потяжелее, кажется дороговат, могут вполне удовлетвориться тем, что полегче: когда эти две модели только выходили на наш рынок, разница между ними в вариантах с близкой колесной базой составляла порядка полумиллиона рублей, а это существенно! И, к тому же, «Компас 9» хотя и обладает полной массой 9,5 тонны, по грузоподъемности вполне сопоставим с некогда главным 12-тонником нашей страны, грузовиком ЗИЛ-4331 – оба рассчитаны на 6 тонн перевозимого груза.

KAMAZ Compass, КАМАЗ Компас, Компас 9, Компас 12, среднетоннажник, КАМАЗ, Камский автозавод, Техинком, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Если же смотреть с позиции сегодняшнего дня, то главный конкурент «Компас 9» – нижегородский среднетоннажник «Газон NEXT». Правда, его полная масса или меньше – в базовой версии она составляет 8,7 тонны, или больше – 10 тонн у модификации с усиленной ходовой частью. Схожий по компоновке и предназначению «Валдай NEXT» к конкурентам  «Компаса» относить не станем – его полная масса значительно меньше и составляет 6,7 тонны.  А прямые конкуренты в лице, скажем, Hino 300, Fuso Canter или Isuzu Elf 9.5 в связи с политической ситуацией находятся в подвешенном состоянии. Правда, остаются еще китайские аналоги, которые, скорее всего, даже усилят свой натиск. Тот же JAC, например. Правда, в его российской линейке прямой аналог «Компасу 9» по весовым характеристикам не представлен – в конкуренты к нему можно записать разве что модель N80 с аналогичным движком, но полной массой всего 8 тонн.

KAMAZ Compass, КАМАЗ Компас, Компас 9, Компас 12, среднетоннажник, КАМАЗ, Камский автозавод, Техинком, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Что касается «Компас 12», то до него «Газоны» не дотягивают по своим весовым характеристикам. Зато есть «домашний» противник – давно выпускаемый КАМАЗ-4308. Правда, при той же полной массе его снаряженная масса больше, а потому грузоподъемность меньше примерно на полтонны. Что будет теперь с прямыми конкурентами Isuzu Forward и Hino 500 – вопрос, а вот с китайцами камскому 12-тоннику придется вступить в серьезную схватку. С тем же прообразом JAC N120, который едва ли не полностью ему идентичен. Видимо, главным критерием выбора в данном случае будет, во-первых, стоимость, а во-вторых, доступность запасных частей, которая в последние месяцы стала едва ли не главным конкурентным фактором. Кроме того, не будем забывать, что в 12-тонном сегменте КАМАЗ вступает в конкуренцию с МАЗом, который на нашем рынке предлагает среднетоннажного «Зубренка», в том числе в самой новой модификации МАЗ-4381. Правда, в варианте шасси его снаряженная масса больше чем у «Компаса» на тонну с лишним!

KAMAZ Compass, КАМАЗ Компас, Компас 9, Компас 12, среднетоннажник, КАМАЗ, Камский автозавод, Техинком, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Впечатление от кабины. Первое, что должно порадовать тех, кто использует среднетоннажники на межгороде – у «Компаса» есть спальный отсек. Правда, ширина, а главное, длина «спалки» на первый взгляд таковы, что на нее сможет улечься разве что ребенок. Но выход есть: можно откинуть вперед спинки центрального и правого сидений, которые в таком положении образуют со спальной полкой единую поверхность и вполне сгодятся, чтобы положить на них ноги. Типичное азиатское решение: места много не занимает, но, если что, покемарить можно! Единственное, непонятно, зачем по бокам спального отделения сделаны дополнительные окошки – толку от них мало, а теплоизоляцию ослабляют. Кстати, по первому впечатлению под спальной полкой скрыт рундучок. Но это впечатление ошибочно: под ней нет никакой вещевой ниши, только кожух, прикрывающий моторный отсек.

KAMAZ Compass, КАМАЗ Компас, Компас 9, Компас 12, среднетоннажник, КАМАЗ, Камский автозавод, Техинком, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Что касается упомянутых пассажирских сидений – на них без особого напряга действительно умещаются двое. У водителя сиденье регулируется, но лишь по двум позициям: вперед-назад и по углу наклона спинки. Зато диапазон регулировки рулевой колонки оказался неожиданно широк: у нее хороший ход перемещения и по вылету, и по углу наклона. Приборная панель – образец минимализма без каких-либо претензий на дизайнерские изыски. Но нельзя не признать, что изготовлена она аккуратно. Как производят аккуратное впечатление различные рычажки и переключатели. Управление магнитолой и круиз-контролем, если таковой есть в комплектации, вынесено на рулевое колесо, что удобно. Рядом со щитком приборов обнаружилась кнопка включения помощника при трогании на подъем, а на водительской двери – кнопки электропривода стеклоподъемников. И, что приятно удивило: на блоке управления климатом есть кнопка включения кондиционера!

KAMAZ Compass, КАМАЗ Компас, Компас 9, Компас 12, среднетоннажник, КАМАЗ, Камский автозавод, Техинком, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Усилие на руле не вызывает вопросов – я вдоволь покрутился на грузовике по обширной территории дилерского центра, и в плане маневрирования ни к рулевому управлению, ни к обзорности претензий не имею. Нужно только при поворотах не забывать про девять метров габаритной длины и выбирать траекторию с некоторым запасом. Рычаг переключения коробки передач по старинке находится не на приборной панели, как у многих современных одноклассников, а внизу справа от водительского сиденья. То есть он как бы мешает перемещению водителя к правой двери и обратно, что часто необходимо когда приходится выходить из кабины в тесных дворах или складских территориях. Но, как оказалось, если ты не чрезмерно тучной комплекции, то спокойно проходишь между рычагом и приборной панелью! Удобно, что сразу за ветровым стеклом на потолке сделаны две полочки, роль крышек у которых выполняет сетка, а посреди торпедо есть два выдвижных подстаканника.

KAMAZ Compass, КАМАЗ Компас, Компас 9, Компас 12, среднетоннажник, КАМАЗ, Камский автозавод, Техинком, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Оба «Компаса», с которыми я свел знакомство, оказались укомплектованы тентованной бортовой платформой шторного типа производства компании «Рустрак»: у одного она чуть покороче, у другого – чуть подлиннее. Многие перевозчики скажут спасибо, что вместо заднего борта у них сделаны ворота с распахивающимися на 270о створками, над которыми нависает небольшой защитный козырек. Эти створки фиксируются специальными держателями, под полом кузова в районе его заднего проема сделана выдвижная лесенка, а шторы в горизонтальном направлении натягиваются с помощью специального механизма. Обратим внимание: крыша тоже может сдвигаться, причем по всей длине надстройки! Верхняя часть тента сделана светопропускающей, что облегчает загрузку.

KAMAZ Compass, КАМАЗ Компас, Компас 9, Компас 12, среднетоннажник, КАМАЗ, Камский автозавод, Техинком, СТ-КТ, Константин Закурдаев

При необходимости доступа в моторный отсек кабина «Компаса» поднимается очень просто и быстро: снял ее с фиксаторов поворотом рычажка, спрятанного в зазоре между задней стенкой и бортовой платформой, и поднял вверх буквально одним движением руки. Доступ к двигателю что слева, что справа просто отличный! Правда, не сильно ли радиатор опущен вниз – не забьет ли его дорожная грязь и не повредят ли камушки, летящие из под колес впереди идущих машин? Вообще, глядя на некоторые соединения, на прокладку электрики, я очень часто ловил себя на мысли, что неплохо бы все это переместить куда-то повыше, подальше от летящих из под колес снега, воды, грязи и зимних реагентов. А это, интересно, что за открытая всем ветрам пластиковая коробочка, привинченная к задней части левого переднего крыла – неужели оболочка блока предохранителей?

KAMAZ Compass, КАМАЗ Компас, Компас 9, Компас 12, среднетоннажник, КАМАЗ, Камский автозавод, Техинком, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Резюмируя все вышеизложенное, нельзя не признать, что в лице «КАМАЗ Компас» в сегменте среднетоннажных грузовиков на российском рынке появился сильный игрок! Несмотря на все санкционные ограничения, завод продолжает сборку этих автомобилей и даже проводит мероприятия по их локализации. Так, в конце мая здесь начали дособирать кабины «Компасов», комплектовать их отечественными жгутами, реле, преобразователями, тахографами, деталями экстерьера и системой «Эра ГЛОНАСС». Грузовики получили российские аккумуляторный ящик и бортовую платформу. Увы, глубокой локализации, то есть локализации силовой линии, для этих автомобилей не предусмотрено изначально. А что еще собираются взять на себя российские поставщики? До конца года можно рассчитывать на начало поставок отечественных бортовых информационных систем, деталей интерьера и стекол. Сумеет ли «КАМАЗ» в нынешних подсанкционных условиях организовать сварку и окраску кабин, а также их комплектацию приборами освещения, зеркалами заднего вида, сиденьями и блоками управления, как он собирался, когда только брался за данный проект? Как говорится, поживем-увидим.

KAMAZ Compass, КАМАЗ Компас, Компас 9, Компас 12, среднетоннажник, КАМАЗ, Камский автозавод, Техинком, СТ-КТ, Константин Закурдаев

Со своей стороны я хочу еще раз поблагодарить одного из ведущих дилеров Камского автозавода, компанию «Техинком», за возможность во всех деталях познакомиться с автомобилями «Компас»!

Константин Закурдаев




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки