КАМАЗ Компас. Движение в логистику
Новости отрасли
Самое читаемое
На полигон под Дмитров для показа журналистам и потенциальным заказчикам приехали аж девять новеньких с иголочки «Компасов», производством и реализацией которых занимается «Тракс Восток Рус». По три каждой из выпускаемых сегодня моделей: «Компас 5», «Компас 9» и «Компас 12» полной массой, соответственно, 3,5; 9,5 и 12 тонн. Причем все грузовики, предназначенные для участия в тестовых поездках, были с балластом: в «Компас 5» загрузили 2 тонны, что для подобного малотоннажника даже с избытком, в «Компас 9» – 5 тонн, в «Компас 12» – 6 тонн. И что интересно: на этот раз все без исключения «Компасы» оказались с кузовами, применяемыми в логистических перевозках. То есть это не шасси с различными спецнадстройками, хотя и такие уже появились у дилеров, а именно грузовики: восемь – в варианте автофургонов, и один – с тентованной бортовой платформой. Причём с платформой непростой: шторного типа, с алюминиевыми бортами, с задними распахивающимися на 270о воротами.
С подобной, прямо скажем, нечасто встречающейся у малотоннажников бортовой платформой, красовался «Компас 5» – первый в истории серийный малотоннажник с эмблемой КАМАЗа. Об этом грузовичке я во всех деталях уже рассказывал, поэтому акцентирую внимание на самых важных моментах. Во-первых, в отличие от многих бескапотников такого класса, доступ к двигателю у него осуществляется не изнутри кабины, а при её опрокидывании вперёд, что гораздо удобнее. Во-вторых, соответствие турбодизеля рабочим объёмом 2,2 л и мощностью 122 л.с. экологическому стандарту Евро-5 достигнуто без применения столь нелюбимого у наших перевозчиков реагента AdBlue. В-третьих, рычаг коробки передач хотя и напольного расположения, но он, что удивительно, не мешает перемещаться по салону от одной двери до другой. На самом деле это очень ценное качество для работающих в городе развозных грузовичков: если из-за тесноты в месте погрузки или разгрузки трудно открыть одну дверь, то можно запросто воспользоваться другой.
Остальные два «Компаса 5» были с изотермическими кузовами-фургонами, весьма близкими по габаритным размерам. Это не удивительно, ведь колёсная база у всех трёх представленных на полигоне камазовских малотоннажников одинакова и составляет 3365 мм. Один из этих фургонов, выпускаемый под брендом Pelican.van, обладает вместимостью чуть более 17 кубов и рассчитан на 8 европалет. Во внешней отделке его стенок использован плакированный металл. Второй, 18-кубовый фургон ArcticBOX с отделкой стенок из стеклопластика, был представлен под маркой «СибЕвроВэн».
У «Компас 9» по сравнению с «Компас 5» больше не только грузоподъёмность, но и колёсная база. У всех трёх грузовиков этой модели, оказавшихся на полигоне, она составляла 3845 мм. Поэтому и монтажная длина рамы у них увеличена: 5155 против 4450 мм. Соответственно длиннее, а потому и вместительнее установленные на неё изотермические кузова. Один их них, объёмом 21,6 м3 и вместимостью 10 европалет, представила уже упомянутая выше компания «СибЕвроВэн». Два других были производства нижегородской компании «Автомеханический завод». Полезный объём одного из них 22, другого – 29 кубов, а вместимость, соответственно, 10 и 12 европалет. Все три примерно одинаковы по длине, но два, видимо, для улучшения манёвренности в городских условиях, заужены, тогда как третий, 29-кубовый, в расчёте на применении в шоссейных пригородных перевозках имеет предельную для изотермических фургонов ширину в 2600 мм.
Нужно отметить, что часть демонстрируемых на полигоне «Компас 9» и все «Компас 12» были в модификации с удлинёнными кабинами. То есть, с кабинами, в которых за сиденьями сделано спальное место. Потому что подобные грузовики, особенно 12-тонные, после ввода в действие системы «Платон», стали часто использоваться для междугородных перевозок. Да, по сравнению у тяжёлыми грузовиками спальное место у «Компасов» довольно узкое и короткое. Я, когда улёгся на такую спальную полку, не смог полностью вытянуть ноги – так и лежал, согнув их в коленях. Немного добавить простора для отдыха можно, сложив вперёд спинки пассажирского сиденья. Оно тут, кстати реально двухместное, то есть на нём вполне удобно устроиться вдвоём.
Самые тяжёлые в линейке камазовских среднетоннажников, 12-тонные «Компас 12» на полигоне демонстрировались в модификации с таким же, как у «Компас 9», рядным 3,8-литровым турбодизелем Cummins ISF, но увеличенной со 152 до 166 л.с. максимальной мощностью. Коробка передач у обоих 6-ступенчатая, но у «Компас 12» она рассчитана на больший крутящий момент и отличается иными передаточными отношениями ступеней. У него также применён более грузоподъёмный задний ведущий мост и более массивная рама. Интересно, что один из «Компас 12» был с колёсной базой 3845 мм, на его раме стоял 29-кубовый изотермический фургон «Рефавто» на 12 европалет, тогда как два других отличались более значительной колёсной базой в 5300 мм, а потому получили более крупные кузова. Изотермический фургон производства «СибЕвроВэн» вмещает 15 европалет, а производства «Автомеханический завод» – 16 европалет.
Немного из личных впечатлений от управления «Компасами». Понравился значительный диапазон регулировки рулевой колонки – получилось весьма удобно устроиться за рулём. Большой угол поворота управляемых колёс обеспечил хорошую манёвренность: грузовики уверенно маневрировали, выписывая змейки между конусами и без затруднений заезжая задним ходом в импровизированный гараж. Для «Компас 5» две тонны груза, конечно, ощущались некоторым перебором – его движку так и хотелось добавить лошадиных сил. А у более тяжёлых моделей силёнок хотелось добавить уже моторному тормозу, включение которого фактически не чувствовалось на спусках. Зато не могли не порадовать отменная обзорность и очень богатая базовая комплектация, куда, к примеру, включены ABS и ASR, системы курсовой устойчивости и удержания при трогании на подъём, электростеклоподъёмники, электрообогрев боковых зеркал, мультируль, центральный замок, аудиосистема, круиз контроль и кондиционер.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов