КАМАЗ. Итоги 2017. Ожидания 2018
Новости отрасли
Самое читаемое
В 2017 году Камский автозавод произвел 39,5 тыс. грузовиков – на четыре с лишним тысячи больше, чем в 2016-м, и, кстати, на 3,5 тыс. больше, чем планировал согласно бизнес-плану в начале года.
Завод двигателей и СП КАММИНЗ-КАМА за год изготовили более 42 тыс. моторов. Помимо современных рядных Cummins камские грузовики по-прежнему продолжают комплектовать классическими V-образными «восьмерками», которые ценятся в армии и в ряде стран, где ремонтопригодность и неприхотливость – самые ценные качества.
Если слушать телевизор, то экспорт – это главная надежда и спасение российского государства. Как у КАМАЗа обстоят дела с поставками за рубеж? К сожалению, все по-прежнему.
Напомним, в 2016 году завод отгрузил зарубежным заказчикам около 6,2 тыс. грузовиков. Результат экспорта за 2017 год еще не озвучен, но пока и не дезавуированы запланированные 6,5 тыс. машин. Но это если все сложилось удачно с анонсированными контрактами на поставку в Филиппины, Сенегал, Вьетнам и Кубу, куда завод вроде как договорился отгрузить по несколько сотен автомобилей. На 2018 год экспортные планы фактически те же: КАМАЗ рассчитывает поставить зарубежным заказчикам 6,1 тыс. автомобилей.
То есть камазовский экспорт из года в год колеблется на уровне все тех же 6 тысяч. Сделать рывок на экспортном направлении у завода не получается аж с 2011 года, когда поставки зарубежным заказчикам увеличились в полтора раза.
А ведь 6 тысяч для КАМАЗа – не предел. Например, в 2008 году в другие страны заводом было поставлено 11 тыс. грузовиков. Почему же тогда экспорт замер на отметке в 6 тысяч?
Во-первых, отпали два прежде главных экспортных рынка: Украинский и Казахский. Первый по вполне понятным причинам, второй – по причине принятия Казахстаном требований по локализации производства на своей территории.
Во-вторых, КАМАЗы традиционной линейки с того же 2008 года сильно устарели, а автомобили нового модельного ряда, по требованию поставляющего для них агрегаты Daimler, экспортировать не допускается.
Хотя, даже внутренний рынок камазовскими магистральными грузовиками с мерседесовскими агрегатами еще насыщать и насыщать. В 2017-м с конвейера Камского автозавода сошло более 4 тыс. автомобилей нового поколения: помимо двухосного седельного тягача, это трехосные тягачи и шасси, а также самосвалы с кабинами Atego. Результат мог бы быть еще лучше – выпуск сдерживала нехватка мерседесовских комплектующих.
Теперь, когда обещано, что перекосы в планировании поставок зарубежных компонентов будут устранены, в производственной программе КАМАЗа грузовиков нового образца должно быть не менее четверти: в 2018 году завод собирается выпустить их в количестве, превышающем 10 тысяч.
Естественно, эту амбициозную задачу будет выполнять не только сверхпопулярная сейчас базовая модель, двухосный магистральный седельный тягач КАМАЗ-5490, который в апреле прошлого года претерпел первую серьезную модернизацию и получил дополнительное название NEO.
В 2017-м КАМАЗ буквально фонтанировал новыми модификациями своего флагмана, впервые продемонстрировав электрическое шасси и анонсировав выход на рынок трехосного седельного тягача с подъемной задней осью и двухосного развозного шасси с короткой дневной кабиной.
Сделана заявка на расширение семейства тяжелых самосвалов и тягачей с 16-тонными ведущими мостами: завод начинает предлагать заказчикам трехосный седельный тягач с краном-манипулятором и трехосный левовоз-сортиментовоз.
Главной же неожиданностью стал дорожный седельный тягач с подключаемым передним мостом. Причем привод колес передней оси сделан гидростатическим! Это удобно, если автомобиль лишь эпизодически оказывается в сложных дорожных условиях.
Впрочем, как уже было сказано, КАМАЗ-5490 – продукт хотя и современный, но, увы, исключительно внутреннего потребления. Поэтому для решения насущной задачи увеличения экспортных поставок нужен свой новый автомобиль. И такой автомобиль у завода теперь есть: осенью минувшего года дебютировал КАМАЗ-54901. Он же – грузовик поколения К5.
У КАМАЗ-54901 своя кабина, хотя и сделанная на том же каркасе, что и кабина Mercedes-Benz Actros, свой двигатель, хотя и созданный совместно с компанией Liebherr, своя рама, своя подвеска, своя передняя ось.
Какие планы у завода на этот перспективный магистральник? Пойдет ли он в 2018 году в серию? Ответ "нет" – планируется лишь выпуск опытно промышленной партии. Но именно 2018 год станет главным годом подготовки производства К-пятого семейства.
Во-первых, под самый занавес 2017 года КАМАЗ объявил о готовности конвейера для серийного выпуска разработанного совместно с Liebherr новейшего рядного 6-цилиндрового двигателя проекта «Тибет» – им будут оснащать перспективный камский флагман. Производство этих двигателей стартует в марте. То есть уже в наступившем году КАМАЗ-54901 получит собственное сердце.
А в 2019 году новые рядные шестерки планируется изготовить в количестве 12 тысяч. Это вполне реальный прогноз, потому что по плану завода К-пятый должен пойти в производство в самом начале 2019 года!
Вместе с сердцем в текущем году будущий камский флагман получит и голову. То есть кабину.
В октябре 2017 закончено возведение нового корпуса, по сути, нового завода, где для КАМАЗ-54901 будут делать кабины. Точнее – каркасы кабин в количестве до 55 тыс. в год. Сейчас идет его насыщение сварочным и окрасочным оборудованием. Причем работы ведутся совместно с Daimler, поскольку каркасы кабин этот завод будет поставлять не только для КАМАЗов, но и для грузовиков Mercedes-Benz, которые производятся здесь же, в Набережных Челнах.
В строительство этого завода КАМАЗ вложил 3 млрд. рублей. Пуско-наладочные работы завершатся в марте-апреле, а в августе его запустят в тестовом режиме. В январе 2019 года завод каркасов кабин начнет их серийный выпуск. После этого путь к серийному производству грузовиков семейства К5 будет открыт!
Итак, еще раз: на чем же КАМАЗ сосредоточит основные усилия в 2018 году.
- В два с лишним раза планируется увеличить производство автомобилей нового модельного ряда, до более чем 10 тыс. единиц.
- Заработает конвейер по выпуску рядных 6-цилиндровых двигателей проекта «Тибет» для перспективного флагмана КАМАЗ-54901
- Завершится монтаж оборудования и войдет в строй завод по выпуску каркасов кабин для КАМАЗ-54901 и изготавливаемых в Набережных Челнах Mercedes-Benz Actros.
- Завершатся испытания, сертификация и подготовка к производству КАМАЗ-54901, то есть автомобилей перспективного семейства К5.
- Общий выпуск грузовиков заводом в 2018 году должен перешагнуть 40-тысячную отметку и составить не менее 43 100 ед., из которых как минимум 10 тысяч будут автомобилями нового поколения.
Реализация всего намеченного критически важна для завода. Потому что именно в этом году закладываются основы его успешной работы как минимум в ближайшее десятилетие. При этом в 2018 году КАМАЗ собирается сработать с прибылью, которая должна будет превысить полтора миллиарда рублей.
Будем надеяться, что завод сумеет выполнить все, что наметил. Тем более, что 2018 год начался для него с очень важного успеха: КАМАЗ-Мастер в жесточайшей борьбе одержал победу в самом известном и самом престижном ралли-марафоне Дакар!
Как говорится, хорошее начало – половина дела!
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов