Главная страница > Спецтехника > Электрический АПИС: сметёт, сгребёт и польёт

Электрический АПИС: сметёт, сгребёт и польёт

Компания «Конкордия» разработала первый отечественный коммунальный электромобиль. Что он из себя представляет и в чём его сильные стороны?
19.10.2022
1883

Компания «Конкордия» на сегодня одна из наиболее известных среди производителей электромобилей в нашей стране. Начав в 2011 году с импорта китайских электрических гольф-каров, в 2015-м она приступила к производству нескольких собственных моделей и сегодня на расположенных в подмосковном Дмитрове производственных мощностях ежемесячно изготавливает порядка двух десятков лёгких пассажирских и грузовых электромобилей для использования на закрытых территориях: в санаториях, домах отдыха, коттеджных посёлках, в парковых и экологических зонах. Теперь линейка этих электромобилей расширилась за счёт перспективной коммунальной машины – она получила название «АПИС». Мне удалось в деталях познакомиться с её предсерийным образцом.

Конкордия, АПИС, коммунальный автомобиль, электромобиль, коммунальный электромобиль, производство электромобилей, компания Конкордия, Алексей Михеев, Приводная техника, уборка территории, электрокар, электрогрузовик, СТ-КТ, Konkordia, APIS

Но прежде, чем я перейду к рассказу об этой новинке, несколько слов о том, как «Конкордия» производит электромобили. Поначалу, как это обычно бывает, производство велось методом крупноузловой сборки из китайских машинокомплектов. Потом компания освоила самостоятельное изготовление рам (у китайцев они были никуда не годными) и пластиковых элементов. А после того, как в 2020 году доставка грузов из Китая подорожала в восемь раз, «Конкордия» взяла курс на предельную локализацию производства. И преуспела в этом: если раньше в выпускаемых ею электромобилях 80% составляли импортные агрегаты и компоненты, то на сегодня ситуация обратная: 80% – это агрегаты и компоненты российского происхождения. Таким образом, компания максимально обезопасила себя от возможных логистических сбоев и ценовых колебаний, связанных с импортными поставками.

Конкордия, АПИС, коммунальный автомобиль, электромобиль, коммунальный электромобиль, производство электромобилей, компания Конкордия, Алексей Михеев, Приводная техника, уборка территории, электрокар, электрогрузовик, СТ-КТ, Konkordia, APIS

Двигатели для выпускаемых «Конкордией» электромобилей производит московская компания «Приводная техника». Они сразу идут в едином блоке с одноступенчатым понижающим редуктором (передаточное отношение 1:8 или 1:16). Эта же компания поставляет контроллеры. Аккумуляторные батареи – от компании «Энергия» из Липецкой области. В подвесках используются элементы от легковых автомобилей «Лада», но рычаги для них «Конкордия» изготавливает сама. Как сама изготавливает рулевое управление и электрический стояночный тормоз, сама варит рамы, а также стальные каркасы кабин и алюминиевые каркасы кузовов-фургонов. А пластиковые элементы экстерьера и интерьера электромобилей поставляют подрядчики, которые занимаются их вакуум-формовкой из АБС-пластика по разработанным специалистами «Конкордии» образцам. При необходимости эти элементы окрашивают в выбранный заказчиком цвет.

Конкордия, АПИС, коммунальный автомобиль, электромобиль, коммунальный электромобиль, производство электромобилей, компания Конкордия, Алексей Михеев, Приводная техника, уборка территории, электрокар, электрогрузовик, СТ-КТ, Konkordia, APIS

Вернёмся к герою нашего рассказа, коммунальному электромобилю «АПИС». Эту лёгкую и компактную модель (внешние габариты 3300х1340х1960 мм) разработали по требованию тех же заказчиков, которые закупают у компании ранее освоенные в серии электромобили. По словам генерального директора «Конкордии» Алексея Михеева, таким заказчикам требовалась тихая, фактически бесшумная уборочная машина, способная работать на узких пешеходных дорожках с возможностью применения того же набора навесок, которые предназначены для используемых фактически повсеместно тракторов МТЗ, а также обеспечивающая возможность внешнего подключения различного электроинструмента. В результате и появился «АПИС», который в летний сезон комплектуется щёточным оборудованием с системой орошения, а в зимний – передним отвалом и прицепом-пескоразбрасывателем. Кроме того, в комплектацию входит 15-метровый поливочный шланг.

Конкордия, АПИС, коммунальный автомобиль, электромобиль, коммунальный электромобиль, производство электромобилей, компания Конкордия, Алексей Михеев, Приводная техника, уборка территории, электрокар, электрогрузовик, СТ-КТ, Konkordia, APIS

Сделали «АПИС» сравнительно быстро: за основу для него взяли уже имеющуюся платформу, на которой компания выпускает гольф-кары. Поэтому подвеска у коммунальной машины полностью независимая, с использованием комплектующих от «Нивы». А вот привод сделан не только на задние, но и на передние колеса. Причём на каждом из идущих к ним валов стоит дополнительный понижающий редуктор. И ещё один редуктор с передаточным отношением 1:8, как уже говорилось, сделан в едином блоке с электродвигателем. Мощность этого двигателя всего 10 кВт, но, благодаря редукторам в трансмиссии, на колёсах получается очень высокий крутящий момент, обеспечивающий тяговое усилие на прицепе до 20 тонн! Литий-ионной аккумуляторной батареи электроёмкостью 22 кВтч хватает на 120 км пути или на 8 часов работы в режиме подметания щёткой.

Конкордия, АПИС, коммунальный автомобиль, электромобиль, коммунальный электромобиль, производство электромобилей, компания Конкордия, Алексей Михеев, Приводная техника, уборка территории, электрокар, электрогрузовик, СТ-КТ, Konkordia, APIS

Важно, что «АПИС» не только построен в качестве ходового образца, но и испытан в реальных эксплуатационных условиях – он уже успел отработать в одном из истринских коммунальных предприятий. По итогам в конструкцию и компоновку машины будут внесены несколько важных изменений. Так, 300-литровый бак для воды, который сейчас съёмный и расположен в верхней части грузового отделения, сделают несъёмным и перенесут в нижнюю его часть – это понизит центр тяжести, а значит – улучшит устойчивость и управляемость электромобиля. Кроме того, данный бак можно будет использовать и для противогололёдных реагентов за счёт применения нового, стойкого к их воздействию насоса. Кабина станет двухместной, вместо классической приборной панели в ней появится 10-дюймовый планшет, на который также вынесут управление навесным оборудованием. И будет добавлен передний механизм отбора мощности чтобы комплектовать «АПИС» фронтальным снегоотбрасывателем.

Конкордия, АПИС, коммунальный автомобиль, электромобиль, коммунальный электромобиль, производство электромобилей, компания Конкордия, Алексей Михеев, Приводная техника, уборка территории, электрокар, электрогрузовик, СТ-КТ, Konkordia, APIS

Как «АПИС» подзаряжается? На сегодняшний день по требованию потенциальных заказчиков в его конструкции реализовано только зарядное устройство от однофазной или от трёхфазной сети, то есть от обычной сети напряжением 220 В или от сети, используемой на промышленных объектах напряжением 380 В. Отмечу, что зарядное устройство есть на борту всех выпускаемых «Конкордией» электромобилей, поэтому им не требуется специальной зарядной инфраструктуры, что крайне упрощает повседневную эксплуатацию – специальных станций для подзарядки электротранспорта в нашей стране дефицит. Как уже было сказано, такое же зарядное устройство есть и у коммунального электромобиля «АПИС». Время заряда его батарей от однофазной, то есть от бытовой сети, составляет восемь часов. То есть это по сути ночная зарядка. А при использовании трёхфазной сети чтобы полностью пополнить заряд аккумуляторных батарей уйдёт не более четырёх часов.

Конкордия, АПИС, коммунальный автомобиль, электромобиль, коммунальный электромобиль, производство электромобилей, компания Конкордия, Алексей Михеев, Приводная техника, уборка территории, электрокар, электрогрузовик, СТ-КТ, Konkordia, APIS

Одно из важнейших преимуществ коммунального электромобиля «АПИС» – в нем не используется гидравлических навесок: они все без исключения с электрическим приводом. Именно это позволило увеличить время работы машины на одной зарядке и снизить её стоимость – как известно, система гидравлического привода весьма дорогая, а главное – расходует очень много электроэнергии. Последнее обстоятельство требует от разработчиков комплектовать гидрофицированный электромобиль дополнительными аккумуляторами, на которые как раз и приходится значительная доля себестоимости производства. Кстати, раз уж речь зашла о цене: в нынешней версии «АПИС» стоит 3,5 млн рублей. Это примерно на миллион меньше, чем просят за аналогичные машины зарубежного производства с двигателем внутреннего сгорания. Если же рассматривать иномарочные электрические аналоги, то разница выходит ещё более существенной.

Конкордия, АПИС, коммунальный автомобиль, электромобиль, коммунальный электромобиль, производство электромобилей, компания Конкордия, Алексей Михеев, Приводная техника, уборка территории, электрокар, электрогрузовик, СТ-КТ, Konkordia, APIS

Например, такой же коммунальный электромобиль одной из общеизвестных зарубежных марок с гидравлическим приводом рабочего оборудования, снабжённый «пылесосом», в прошлом году на нашем рынке предлагали аж за 24 млн. рублей! Конечно, в варианте с «пылесосом» и «АПИС» будет стоить заметно дороже – в этом случае его придётся снабдить вторым пакетом аккумуляторных батарей. Но всё равно для заказчика он выйдет дешевле – отпускная цена машины в таком случае возрастёт максимум до 8 млн. рублей, что в три раза меньше! Если учесть ещё и то, что поставки в страну зарубежных аналогов, что дизельных, что электрических, сегодня если не прекратились, то заметно снизились, а цены на них, напротив, выросли; что большинство отечественных коммунальных машин подобного класса до предела насыщенны ныне недоступными импортными комплектующими, а потому их серийное производство сильно осложнено, то перед коммунальным электромобилем «АПИС» открываются очень заманчивые перспективы!

Конкордия, АПИС, коммунальный автомобиль, электромобиль, коммунальный электромобиль, производство электромобилей, компания Конкордия, Алексей Михеев, Приводная техника, уборка территории, электрокар, электрогрузовик, СТ-КТ, Konkordia, APIS

В завершение нужно сказать, что «АПИС» – не единственный нацеленный в будущее проект в арсенале «Конкордии»: когда я знакомился с этом коммунальщиком, в производственном цехе компании завершалась сборка перспективной модели электрогрузовика. Точнее, сразу четырёх электрогрузовиков, в основе которых – новая, более крупная и грузоподъёмная платформа. Впрочем, об этим машинах я постараюсь ещё рассказать.

Константин Закурдаев

Конкордия, АПИС, коммунальный автомобиль, электромобиль, коммунальный электромобиль, производство электромобилей, компания Конкордия, Алексей Михеев, Приводная техника, уборка территории, электрокар, электрогрузовик, СТ-КТ, Konkordia, APIS




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1018 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки