Десять вопросов про «Урал NEXT»
Новости отрасли
Самое читаемое
О том, как будет развиваться проект «Урал NEXT» и какое место этот внедорожник займет в производственной программе автозавода, ST-KT.RU попросил рассказать управляющего директора ОАО «АЗ «УРАЛ» Виктора Кадылкина.
– Наверно, главный вопрос, которым сегодня задаются потребители, когда «Урал NEXT» станет серийным?
– Уже стал: на заводском конвейере первые серийные «Урал NEXT» собраны еще в июле. Официальный же старт их продаж намечен на сентябрь. К сожалению, появление «Урал NEXT» совпало с фактическим обрушением российского рынка, поэтому задача на текущий год – реализовать порядка полутора-двух сотен этих автомобилей. Сегодня заказчик может заказать их с колесной формулой 4х4 и 6х6, ведутся испытания модификации с удлиненной двухрядной кабиной (ее дебют состоялся на COMTRANS'15 - ред.), готовится техническая документация на трехосный седельный тягач.
– В чем основные преимущества «Урал NEXT» перед предшественником?
– Комфорт рабочего места водителя, эргономика и интерьер кабины «Урал NEXT» – на уровне современного зарубежного грузовика – в этом его принципиальное отличие от прежних «Уралов». В то же время новые дизель и агрегатная база значительно улучшили эксплуатационные характеристики: согласно проведенным сравнительным испытаниям по такому важнейшему для заказчиков параметру, как стоимость владения, «Урал NEXT» превосходит любые отечественные аналоги. Очень важно, что монтажная длина его рамы, несмотря на применение более просторной, а значит, более крупной кабины, не уменьшилась: для этого мы несколько нарастили колесную базу. Таким образом, многочисленные производители применяемых на «Уралах» предыдущего поколения надстроек могут устанавливать их на новом шасси без каких-либо изменений.
– Похоже, что Вы достаточно плотно контролировали разработку «Урал NEXT».
– Действительно, я пристально следил и за проектированием, и за испытаниями «Урал NEXT» – все-таки в ближайшей перспективе он составит основу производственной программы предприятия. Даже пробовал себя в роли водителя-испытателя: ездил на опытных образцах и по результатам этих поездок внес ряд предложений. Например, несколько отодвинуть рычаг коробки передач от сиденья, чтобы при включении заднего хода он не задевал бедро.
– Будучи запущен в серию, «Урал NEXT» вытеснит с конвейера все остальные производимые сегодня модели «Уралов»?
– В обозримой перспективе завод продолжит выпускать автомобили всех трех существующих на сегодня семейств: помимо «Урал NEXT» это «Урал-4320» в его классическом облике, а также семейство бескапотных грузовиков повышенной проходимости. Замечу, что эти три семейства, обладающие весьма существенными отличиями, мы собираем на одном конвейере, для чего заводу пришлось потратить немало усилий, направленных на совершенствование логистики и производственных процессов.
– А что с опытным сельскохозяйственным «Урал-432065»? Эти автомобили станут четвертым семейством?
– Когда в 2013 году меня назначили генеральным директором завода, то своим решением я закрыл данный проект. Потому что очень трудно продвигать машину, которая практически никого не устраивает. С сельхозниками сейчас вообще дело обстоит непросто: продажи самосвалов с трехсторонней разгрузкой «Урал-5557», разработанных специально для колхозов и совхозов еще в советское время, последние лет 5–6 были исчезающе малы. Потому что с тех пор поменялись и структура сельхозпроизводителей, и применяемые ими технологии. Непосредственно для полевых работ сегодня задействуют не автомобили, а тракторы с прицепами. Конечно, в целом автотехника продолжает играть важнейшую роль в сельском хозяйстве, но тем, кто в ней нуждается, я бы рекомендовал присмотреться к выпускаемому Горьковским автозаводом среднетоннажному «Газону NEXT».
– Несколько удивляет, что с появлением «Урал NEXT» завод не собирается сворачивать производство «Урал-4320». Есть ли смысл распылять силы, сохраняя на конвейере две модели, очень близкие по возможностям, назначению и компоновке?
– До тех пор, пока «Урал-4320» остается востребованным, мы будем выпускать его серийно. А востребован он со стороны двух групп потребителей.
Во-первых, в этом автомобиле по-прежнему заинтересованы компании, у которых он не столько ездит, сколько стоит, доставив к месту работы смонтированное на раму технологическое оборудование. В данном случае для заказчика несущественны ни комфорт, ни экономичность.
Во-вторых, «Урал-4320» продолжает пользоваться немалым спросом со стороны силовых ведомств целого ряда стран, куда мы экспортируем свою автотехнику. И таких стран немало – на сегодня более трех десятков!
– В выпускаемых заводом бескапотных автомобилях многие потребители всегда видели лишь более комфортабельную альтернативу традиционным капотным «Уралам». Почему теперь, когда благодаря «Урал NEXT» вопрос повышения комфорта снят с повестки дня, бескапотные внедорожники все же решено оставить в производственной программе?
– У бескапотных «Уралов» за несколько лет выпуска образовалась своя ниша, свой круг потребителей, они востребованы, а значит, будут оставаться на конвейере и дальше. Другое дело, что с точки зрения наращивания производства эти автомобили действительно малоперспективны. Поэтому у завода в стадии разработки находится семейство новых бескапотных грузовиков с колесными формулами 6х4, 8х4 и 6х2. Проект этот непростой и весьма затратный, из-за чего мы начали переговоры о сотрудничестве сразу с несколькими возможными иностранными партнерами (РЕД: «Группа ГАЗ» ведет переговоры о сотрудничестве с ISUZU, одним из пунктов которого, видимо, видимо, станет совместная разработка тяжелых грузовиков на автозаводе «УРАЛ»). Такие бескапотники – тема куда более многообещающая! Настолько, что их создание выбрано нами в качестве одного из трех ключевых направлений, в которых будет осуществляться развитие автомобильного завода «УРАЛ» в ближайшем будущем.
– Что это за направления и почему наиболее перспективны именно они?
– Еще в 2013 году мы с командой ведущих специалистов завода детально и взвешенно обсудили, за счет выпуска каких автомобилей предприятие сможет вернуть себе положение на российском рынке, обеспечить рентабельность и рост производства, а также получить надежный задел для будущего развития. В итоге всестороннего обсуждения появились три проекта: «Клиент», «Бренд» и «Прорыв», работы по которым должны завершиться ориентировочно в 2017 году.
Первый из названных проектов уже перешел в стадию серийного производства – его результатом стали автомобили «Урал-М» и «Урал NEXT».
«Бренд» – это проект создания нового поколения традиционных для завода армейских автомобилей. В рамках данного проекта наши специалисты работают по темам «Тайфун», «Торнадо» и «Урал-ВВ».
Проект «Прорыв» предполагает выход предприятия в пока еще не освоенный им сегмент тяжелых дорожных грузовиков. Основная цель данного проекта – диверсифицировать существующую продуктовую линейку, в которой сегодня присутствует исключительно техника для бездорожья, поскольку данный сегмент рынка от года к году очень изменчив, объективно уменьшается во всем мире и более не может оставаться единственной основой благополучия завода.
– Получается, что «Урал NEXT» мы не увидим в качестве армейского автомобиля? Ведь столь любимый военными простой и проверенный ярославский V6 должен вписаться под его далеко не маленький капот.
– Для решения общетранспортных задач в Вооруженных силах создается новое семейство автомобилей под кодовым названием «Торнадо» с более утилитарной, допускающей скрытое бронирование каркасно-панельной кабиной и с абсолютно новым рядным 6-цилиндровым дизелем ЯМЗ-870, который должен в скором времени заменить в производственной программе завода «Автодизель» лицензионный ЯМЗ-650/651, у которого до сих пор очень низкая локализация.
Ярославские же V-образные двигатели при всей их простоте и ремонтопригодности откровенно устарели и не соответствуют закладываемым в автомобили нового поколения требованиям по шумности, вибронагруженности и экономичности. Даже если военные проявят интерес к «Урал NEXT», думаю, нам удастся их убедить оставить под капотом внедорожника ЯМЗ-536, естественно, в адаптированном под специфические армейские требования варианте. Тем более что Министерство обороны, скорее всего, полностью устроит «Торнадо». А вот МВД, МЧС, внутренние войска вполне могут стать заказчиками «Урал NEXT» в его нынешней комплектации.
– Продвижению «Урал NEXT» как потомственного внедорожника могло бы поспособствовать участие в известных ралли-рейдах. Не планируете создать команду?
– В 1990-е годы «Уралы» достаточно активно принимали участие в подобных соревнованиях, включая такие известные, как Париж – Москва – Пекин. Но специфика ралли-рейдов такова, что, даже если автомобиль с точки зрения конструкции и характеристик лучше всех остальных, сам по себе он все равно не станет победителем. Требуется вложиться в команду, в сопровождение, и вложиться очень серьезно. Скажу прямо: у завода сейчас нет таких средств. Но это не значит, что на спортивном направлении поставлен крест. Просто нужно подождать. Думаю, когда мы восстановим производство до 15–20 тыс. автомобилей в год, то вернемся в автомобильный спорт. А в том, что завод выйдет на указанные объемы выпуска уже через пять лет, я уверен.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов