Главная страница > Общественный транспорт > Белорусский Olgerd. Новый электробус BKM Holding

Белорусский Olgerd. Новый электробус BKM Holding

Белорусская компания BKM Holding запустила в производство электробусы нового поколения, получившие название Olgerd.
22.11.2021
322
Gates Fleet Runner
view counter

Прежде всего несколько слов о BKM Holding: что это за компания и как давно она занимается электробусами? На самом деле речь идет о довольно известной в России белорусской марке «Белкоммунмаш», под которой с середины 1990-х выпускаются троллейбусы, с начала 2000-х – трамваи, а со второй половины минувшего десятилетия – еще и электробусы. Причем все электрооборудование, включая накопители энергии, а также управляющие системы для них, BKM Holding проектирует и изготавливает самостоятельно: еще в 2004 году специалисты компании разработали микропроцессорную систему управления электродвигателем переменного тока на базе IGBT-транзисторов, которая в модернизированном виде применяется на выпускаемом электрическом транспорте, включая электробусы, и по сию пору. 

BKM Holding, Olgerd, электробус Olgerd, троллейбус Syabar, Белкоммунмаш, производство электробусов, новый электробус, СТ-КТ

Не так давно, в связи с расширением международного сотрудничества, «Белкоммунмаш» принял решение перейти к использованию торговой марки с более подходящим для экспортных рынков звучанием. Так появилась аббревиатура BKM, которая, как это нетрудно увидеть, перекликается с традиционным названием «Белкоммунмаш». Что касается исторического пути предприятия, то через два года оно отметит полвека со дня основания: официально датой его открытия значится 1 июня 1973 года. Правда, название тогда было другое: Минский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод. В его задачу входили ремонт и восстановление всего городского электрического транспорта, производимого на других заводах Советского Союза и эксплуатируемого в городах республики. А с 1994 года, когда был выпущен первый собственный троллейбус, «Белкоммунмаш» стал полноценным производителем транспорта. Согласно данным официального сайта на середину ноября текущего года, за все время работы предприятие изготовило 4365 троллейбусов, 377 трамваев и 105 электробусов.

Первый в Беларуси электробус «Белкоммунмаш» произвел в 2016 году – за базу для него взяли выпускаемый предприятием с 2007 года троллейбус четвертого поколения Vitovt модели 420. В качестве накопителей электроэнергии в его конструкции использовали суперконденсаторы. Сегодня эти электробусы в двухосном и трехосном сочлененном вариантах можно встретить на улицах Минска и еще ряда городов, включая российские. А география поставок троллейбусов и трамваев в несколько раз шире и охватывает полтора десятка стран. В настоящее время BKM Holding помимо выпуска пассажирского транспорта ведет опытно-конструкторские работы по созданию электрического грузовика, рассчитанного на перевозку порядка 10 тонн груза, а также работает над транспортными средствами с автономной системой управления. В 2021 год BKM Holding вошел с новым семейством, включающим полностью низкопольные троллейбус пятого поколения и электробус, которые разработаны на основе троллейбуса третьего поколения, известного в Беларуси под собственным именем Syabar («Друг»).

BKM Holding, Olgerd, электробус Olgerd, троллейбус Syabar, Белкоммунмаш, производство электробусов, новый электробус, СТ-КТ

Так что же представляет собой Olgerd: речь идет о модернизации семейства Syabar или, все же, о новой модели? Скорее второе: если разобраться, Olgerd по конструкции весьма значительно отличается от своего предшественника. Главное его отличие – в полностью измененном кузове. Точнее, по конструкции кузов серии Olgerd аналогичен кузову Vitovt: у него секционное строение с одинаковыми размерами секций, что позволило снизить себестоимость за счет унификации многих комплектующих. Благодаря внедрению ряда решений на передних арках удалось установить дополнительные сиденья для четырех человек. Технология обшивки кузова, так же как и у Vitovt, предполагает использование пластиковых панелей, которые не подвержены коррозии, обладают малой массой и в случае повреждения легче демонтируются для последующей замены, чем при использовании традиционной сплошной металлической обшивки. Отметим, что внутренняя перегородка кабины водителя сделана съемной, что позволяет не ориентироваться на конкретный проект на стадии изготовления кузовного каркаса. Увеличение длины кузова серии Olgerd почти на 60 см позволило изменить планировку пассажирского салона и добавить вторую накопительную площадку для соответствия последним требованиям Евросоюза. Как результат, в сравнении с Syabar даже внешне электробус нового поколения выглядит по-другому: он получился несколько длиннее, с увеличенным передним свесом и опущенной до колесных арок линией полностью унифицированных по ширине боковых окон.

А что изменилось внутри? Вместо применяемых на Vitovt суперконденсаторов для Olgerd использовали литий-ионные аккумуляторные NMC-батареи емкостью 116 кВтч, обеспечивающие пробег на одной зарядке до 50 км. Запас электроэнергии пополняется с помощью пантографа от зарядных станций на конечных остановках. Кстати, зарядные станции тоже производства компании BKM Holding.

BKM Holding, Olgerd, электробус Olgerd, троллейбус Syabar, Белкоммунмаш, производство электробусов, новый электробус, СТ-КТ

Есть и другой вариант этого электробуса, с более емкими батареями, – о нем мы еще поговорим. При габаритной длине 12,5 м Olgerd рассчитан на перевозку 88 пассажиров, для которых организованы 30 сидячих мест.

Снаряженная масса электробуса 12,08 тонны, полная масса достигает допустимых для подобных транспортных средств 18 тонн. Важно, что система отопления салона у электробусов Olgerd полностью электрическая, с использованием РТС-элементов, в ней не применяются дизельные отопители, как у электробусов Vitovt Electro. И еще: хотя кабина отделена от салона сплошной перегородкой, вся ширина передней двухстворчатой двери полностью отдана для входа-выхода пассажиров – у предшественника Syabar в ряде исполнений ее первая створка служила отдельным изолированным входом к месту водителя. Впрочем, думается, подобный вариант может быть предложен и для новой модели.

В минувшем октябре, когда с первой презентации электробуса Olgerd минул год, BKM Holding представил его доработанную версию Е3210Е. С виду – вроде та же самая машина, лишь с небольшим изменением оформления передней части кузова. На самом деле у электробуса Е3210Е есть два скрытых от глаз значительных отличия.

BKM Holding, Olgerd, электробус Olgerd, троллейбус Syabar, Белкоммунмаш, производство электробусов, новый электробус, СТ-КТ

Первое – это увеличение количества, а значит – и энергоемкости аккумуляторных батарей, чтобы пробег от одной их зарядки до другой позволял гарантированно отработать весь день и пополнить запас электричества уже в парке во время ночной стоянки. Данное решение позволит обойтись без установки в конце городских маршрутов десятков совсем не дешевых станций ультрабыстрой зарядки. У модификации Е3210Е тоже применены так называемые NMC-батареи, на сегодня за счет комплекса своих свойств считающиеся наиболее подходящими для использования на электробусах. Их емкость составляет уже 290 кВтч. Время, необходимое для их зарядки, которая осуществляется в парке, достигает трех часов (тип разъема розетки ССS COMBO 2). Кроме того, подзарядка происходит во время движения на маршруте за счет рекуперации энергии торможения.

Второе отличие – использование поставленного компанией ZF портального ведущего моста с двумя встроенными в него электродвигателями мощностью 120 кВт каждый вместо применявшегося прежде отдельно установленного электродвигателя с карданной передачей к классическому портальному ведущему мосту. Такой шаг позволил высвободить дополнительное пространство в задней части салона, насколько это возможно компенсировав его уменьшение из-за размещения в корме кузова за вертикальной перегородкой пакета дополнительных аккумуляторных батарей. Добавим, что передний мост у новой модификации тоже портального типа и тоже производства ZF, но, в отличие от более ранних образцов, передняя подвеска стала независимой, что положительно отразилось на курсовой устойчивости и плавности хода.

BKM Holding, Olgerd, электробус Olgerd, троллейбус Syabar, Белкоммунмаш, производство электробусов, новый электробус, СТ-КТ

Уже почти год на улицах Минска работают девять первых электробусов Olgerd. Это классические городские трехдверные машины E321 с кузовом габаритной длиной 12,5 м. Десятый Olgerd проходит опытную эксплуатацию в Сочи, а еще один пребывает в стадии отладки систем и испытаний. В перспективе, если появится интерес со стороны перевозчиков, семейство пополнит трехосная сочлененная модель E333 снаряженной массой 17,5 тонны и полной массой 28 тонн. В базовом исполнении в ее салоне 45 сидячих мест, а общая вместимость составляет 153 пассажира. Ждет своих заказчиков и уже выполненный в чертежах укороченный вариант электробуса, полная масса которого не превышает 15 тонн: длина такой модификации всего 9,5 м, а число дверей сокращено до двух. Такой Olgerd получил обозначение Е390. Его пассажировместимость составляет 80 пассажиров, из которых 21 обеспечен сидячими местами.

В завершение остается добавить, что электробусы серии Olgerd еще в 2020 году получили европейское Одобрение типа транспортного средства. За счет унификации кузовов в рамках одного семейства удалось значительно ускорить получение сертификата Евросоюза для троллейбусов, которые уже поставлены в Болгарию.

Константин Закурдаев

BKM Holding, Olgerd, электробус Olgerd, троллейбус Syabar, Белкоммунмаш, производство электробусов, новый электробус, СТ-КТ




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1012 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки