Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Армейская техника > АВТОКРАЗ. Дружба и служба

АВТОКРАЗ. Дружба и служба

С одной стороны – милитаристская риторика, с другой – сотрудничество с Россией: в современной политической обстановке АВТОКРАЗу приходится усиживаться на двух стульях.
24.11.2014
8627

Сотрудничество АВТОКРАЗа со своими российскими партнерами может быть и не носило столь значимых объемов, какие наблюдаются в других видах бизнеса, но оно было выгодно, а потому интересно обеим сторонам.

Например, АВТОКРАЗ оставался одним из самых верных покупателей ярославских двигателей, то есть двигателей российского производства. Тот же МАЗ, казалось бы, при куда более добрососедских, можно сказать, братских отношениях Белоруссии и России, все последние годы с завидным упорством пытался разбавить продукцию «Автодизеля» двигателями зарубежных производителей. В Кременчуге же всегда и при любых обстоятельствах отдавал приоритет российским двигателям, причем это оставалось справедливым даже по отношению к экспортным контрактам в далекие страны, когда, казалось бы, поставить под капот всемирно известные «Камминз» или «Дойц» выглядело куда логичнее. Здесь можно возразить: серийная продукция АВТОКРАЗа в основной массе своей имеет советское прошлое, и с ней способны ужиться только двигатели с теми же советскими корнями. Но впервые показанное в июне этого года новейшее четырехосное шасси КрАЗ-7634НЕ с передней кабиной – и оно получило ярославский силовой агрегат, как получил ярославский дизель нового 530-го семейства совсем недавно разработанный в Кременчуге перспективный двухосный бескапотник.

Новейшее четырехосное шасси КрАЗ-7634НЕ
Новейшее четырехосное шасси КрАЗ-7634НЕ завод разработал прежде всего с прицелом на российский нефтегазовый комплекс. В расположенном за кабиной моторном отсеке – проверенный ярославский силовой агрегат.

В качестве покупателей российские партнеры продолжали оставаться для Кременчугского автозавода тоже весьма интересными, хотя за последнее десятилетие предприятие здорово диверсифицировало экспортные поставки, включив в свою орбиту целый ряд ближневосточных и азиатских стран. 

А в России даже после обвала спроса на капотные самосвалы у заказчиков сохранился устойчивый спрос на выпускаемые под маркой КРАЗ как заднеприводные, так и полноприводные трехосных шасси – их на протяжении десятилетий используют под монтаж самого разного нефтегазового оборудования.
 

Перспективное двухосное шасси КрАЗ-5401
Перспективное двухосное шасси КрАЗ-5401 для установки коммунальных или промтоварных кузовов оснащено российским дизелем ЯМЗ-536 мощностью 312 л.с. С этим шасси завод вступает в новый для себя сегмент рынка коммерческих автомобилей.

При цене такого оборудования в десятки раз превышающей цену базового автомобиля никто до последнего времени в серьез даже не рассматривал возможность «пересадить» давно и успешно выпускаемую на КРАЗах спецтехнику для нефтяников и газовиков на шасси других марок. Более того, после введения утилизационного сбора, под который АВТОКРАЗ попал вместе с другими иномарками и был вынужден «отстегивать» в российский бюджет с каждого проданного автомобиля в среднем 15 тыс. долларов, руководство завода всерьез занялось поиском площадки для сборки автомобилей в нашей стране. Еще немного – и у АВТОКРАЗА появился бы российский производственный филиал!

Трехосные армейские внедорожники КрАЗ-6422
Трехосные армейские внедорожники КрАЗ-6422, предназначенные для Египта. Под капотами – ярославские V-образные «восьмерки» ЯМЗ-238ДЕ мощностью 330 л.с. Похожие автомобили были заказаны министерством внутренних дел Украины этим летом для поставки в зону АТО.

В общем, до конца прошлого года взаимоотношения АВТОКРАЗа с Россией в лице многочисленных партнеров и заказчиков строились вполне успешно, позитивно и многообещающе.

Возможно, так бы все и продолжалось даже несмотря на случившийся у наших соседей майдан, смену президента и изменение политического курса, если бы новые украинские власти не схлестнулись с Юго-Востоком в открытом вооруженном противостоянии. В двухсторонних отношениях запахло порохом, а АВТОКРАЗ замелькал в СМИ в качестве одного из главных поставщиков техники для проведения АТО. Справедливости ради надо сказать что в отличие от политиков руководство АВТОКРАЗа, давая многочисленные интервью, в общем и целом придерживается весьма взвешенной риторики. Ведь война закончится, а партнеры на Востоке останутся, и собственными руками, вернее словами рвать годами налаженные связи не станет ни один руководитель, способный видеть хоть немного дальше собственного носа. Тем более, что у разгоревшегося вооруженного конфликта есть и обратная сторона: впервые возникшая за последние два десятка лет реальная военная угроза наконец-то заставила высшее руководство Украины не на словах, а на деле поддержать своего производителя, то есть разместить на АВТОКРАЗе крупные заказы. Естественно, для силовых структур.

6-цилиндровый Cummins L360-2 рабочим объемом 8,9 л.с., развивающий 360 л.с. и 1480 Нм.В качестве альтернативы ярославским моторам АВТОКРАЗ принял решение закупать для своих внедорожников рядный 6-цилиндровый Cummins L360-2 рабочим объемом 8,9 л.с., развивающий 360 л.с. и 1480 Нм.

О каких заказах идет речь? В августе украинские интернет-издания сообщали о заключении первого крупного контракта, подразумевающего закупку для нужд МВД 370 автомобилей на сумму 361 млн грн., а также об еще одном подготавливаемом контракте на 40 автомобилей за 95 млн грн. Для завода, прежде не избалованного поставками для собственного государства – немалые деньги! Впрочем, рост заказов автопроизводителю подразумевает рост заказов его поставщикам, среди которых есть не только украинские, но и российские. Вспомним: годные для использования в военных действиях кременчугские грузовики, а именно трехосный внедорожник КрАЗ-6322, он же «Солдат», и двухосный внедорожник КрАЗ-5233ВЕ «Спецназ» оснащаются целым рядом важных российских комплектующих, включая дизели, коробки передач, подшипники и электрооборудование. Правда, уже в сентябре с АВТОКРАЗА пришли нерадостные для отечественных производителей вести: завод принял решение о постепенном замещении двигателей «Автодизеля» двигателями Cummins и даже приобрел их крупную партию. Речь идет о рядной «шестерке» L360-2 рабочим объемом 8,9 л с топливной системой компании BOSCH, выходные характеристики которой составляют 360 л.с. и 1480 Нм.

армейский КрАЗ В12.2МЕХ «Сержант»
Созданный с перспективой поставок на Ближний Восток армейский КрАЗ В12.2МЕХ «Сержант» с китайской бескапотной кабиной. Он оснащен V-образным 6-цилиндровым Cummins ISMe 385.30, сцеплением MFZ-430 и китайской 8-ступенчатой КПП 9JS200TA.

Специалисты завода обращают внимание, что по сравнению с применяемым до последнего времени на внедорожных КРАЗах российским ЯМЗ-238ДЕ этот двигатель обладает более высокими удельной мощностью, экологичностью и, что важно, легче аж на 650 кг, а значит, позволяет значительно разгрузить переднюю ось, тем самым повысив проходимость. Но здесь нельзя не обратить внимание, что речь идет все-таки об армейской технике, ремонтопригодность которой в полевых условиях – важнейший показатель эффективности применения. Если даже в мирное время владельцы КАМАЗов с двигателями Cummins испытывают трудности с их самостоятельным ремонтом, то что говорить о территории, где ведутся боевые действия? Ситуация усугубляется отсутствием практики работы с иностранными движками у армейских рембатов, использованием низкокачественной солярки местного розлива и скудным снабжением заграничными запчастями. Конечно, понять АВТОКРАЗ можно: вот возьмут русские и прекратят поставлять силовые агрегаты и запчасти к ним – что тогда делать? Но ведь пока поставки идут, и скорее всего будут идти как и прежде: при аховом положении дел в промышленности нашей страны вряд ли стоит ждать отмашки начать кампанию по сворачиванию экспорта комплектующих куда бы то ни было.

Shrek One
Созданный в расчете на поставки миротворческим силам ООН двухсоный полноприводный Shrek One TC базируется на шасси капотного армейского внедорожника КрАЗ-5233ВЕ, а потому оснащен дизелем ЯМЗ-238Д мощностью 330 л.с.

Тем не менее, еще задолго до начала событий, которые привели к нынешнему кризису, АВТОКРАЗ прозорливо взялся за создание армейских грузовиков, в конструкции которых нет значимых российских узлов и агрегатов. Один из них, трехосный внедорожник, рассчитанный на перевозку 12 т груза, получил обозначение КрАЗ В12.2МЕХ и собственное имя «Сержант». Его оснастили V-образным 6-цилиндровым турбодизелем Cummins ISMe 385.30 мощностью 380 л.с., сцеплением MFZ-430, китайской 8-ступенчатой механической КПП 9JS200TA и китайской же бескапотной кабиной. Правда, несколько смущает отказ от капота, объективно нужного военному грузовику для снижения воздействия ударной волны при наезде на мину и еще по целому ряду всем известных причин. Тот же Daimler специально для армейских нужд сделал капотный Zetros, да и все современные «противоминные» автомобили в девяти из дести случаев наделяют массивным капотом.

Спартан«Спартан» защищен от огня стрелкового оружия и от подрыва на минах, рассчитан на перевозку 12 бойцов, а установленная на крыше башня предназначена для размещения пулемета или автоматического гранатомета.

Впрочем, с большой долей уверенностьи можно говорить о том, что в нынешнем вооруженном конфликте украинским силовым ведомствам все же придется обойтись грузовиками КРАЗ с привычным всем нам обликом – изменится разве что их агрегатное наполнение. А вот что касается КРАЗов, нацеленных на применение в непосредственной зоне столкновения с противником, то здесь украинские структуры уже начали получать из Кременчуга совсем другую автотехнику: вооруженную и защищенную броней. В гамме завода сегодня есть несколько таких моделей.

Начнем со «Шрека» – самого тяжелого среди них экземпляра, полная масса которого достигает 16 т. Машина с колесной формулой 4х4, полное название которой Shrek One TC, базируется на шасси капотного армейского внедорожного грузовика КрАЗ-5233ВЕ, поэтому под ее высоченным капотом установлен простой и неприхотливый ЯМЗ-238Д мощностью 330 л.с. Правда, разработчики заверяют, что будь на то воля заказчика, и в моторный отсек без каких-либо сложностей поставят близкий по мощности Cummins или Deutz. Коробка передач – механическая 9-ступенчатая. Круговая защита кузова по 6-му классу в натовской классификации, способная противостоять обстрелу из автоматического оружия калибра 7,62 мм, а также возможность перевозить двух бойцов в кабине и еще десять в кузове по сути равняет «Шрека» с бронетранспортером. Но это не бронетранспортер, а MRAP, то есть, переводя дословно, машина, защищенная от подрыва и нападения из засад, у которой продумана защита не только от пуль и осколков, но еще и от мин – экипаж и десант остаются в живых даже в случае подрыва 14 кг тротила под колесом или 7 кг под днищем (эти данные приведены на официальном сайте АВТОКРАЗа). Именно рассеивающее взрывную волну V-образное днище и увеличенная по энергоемкости подвеска делают автомобиль таким высоким, а значит, не очень пригодным для действия на передовой: в «Шрек», возвышающийся над полем боя на три с лишним метра, из гранатомета вряд ли промахнется даже новобранец. Но в качестве противопартизанского автомобиля, то есть против тех, у кого нет противотанкового вооружения, или же для действий в неподверженной обстрелу прямой наводкой прифронтовой полосе этот бронеавтомобиль вполне подойдет.

СпартанПервые изготовленные АВТОКРАЗом бронемашины «Спартан» перед отправкой в ГП ГККБ «Луч» для оснащения противотанковыми ракетными комплексами.

Нельзя не признать, что «Шрек» весьма уникален для постсоветского пространства – в российских вооруженных силах, к примеру, ничего подобного пока нет, а ближайшим аналогом среди перспективных армейских машин отечественной разработки можно назвать «Урал-63099 Тайфун», который, правда, имеет оригинальную ходовую часть с независимой регулируемой подвеской и коробкой-автоматом, а потому почти наверняка дороже в производстве. Кстати, уральский «Тайфун» защищен по более высокому классу 6А, то есть от специальных бронебойных пуль, в том числе выпущенных из снайперской винтовки Драгунова. А вот сопоставить противоминные свойства двух упомянутых автомобилей сложнее: разработчики «Тайфуна» без излишней детализации просто упоминают, что их бронемашина соответствует стандартным требованиям к подобной технике, то есть сохраняет жизнь водителю и пассажирам при взрыве 8 кг тротила под колесом и 6 кг под днищем (это взрывная мощь большинства противотанковых мин). Да и история появления украинского и российского MRAP различны: «Тайфун» изначально создавали по заказу вооруженных сил, то есть для непосредственного участия в широкомасштабных боевых действиях, тогда как «Шрек» делался под заказ миротворческих сил ООН, другими словами – для полицейско-гуманитарных операций. На его базе даже изготовили модификации для разминирования и для медицинских целей. Но теперь, видимо, «Шреку» во всех названных качествах найдется применение и в собственной стране – нужно только белоснежную ооновскую окраску поменять на хаки.

КрАЗ Кугуар
КрАЗ «Кугуар» национальной гвардии в парадных колоннах. Машина, рассчитанная на восемь бойцов, оснащена 40-миллиметровым автоматическим гранатометом.

Средняя по тоннажу модель в линейке кременчугских бронемашин – 9-тонный «Спартан» (Spartan) длинной чуть более 6 м. Это разработка зарубежных специалистов – лицензия принадлежит канадско-эмиратской компании Streit Group. То есть, если верить местным СМИ, пока из украинских комплектующих в этих автомобилях только эмблемы: завод осуществляет сборку бронемашин из поставляемых машинокомплектов. Шасси «Спартана» с минимальными изменениями заимствовано у внедорожника Ford А550 с V-образным 8-цилиндровым дизелем рабочим объемом 6,7 л и мощностью 400 л.с., в паре с которым ставят 6-ступенчтую КПП. Интересно, что на заводском сайте ее называют механической, а в многочисленных информационных сообщениях прессы ­– автоматической. Зная американские внедорожники надо полагать, что последнее ближе к истине.

Судя по всему, «Спартан» может использоваться не только как бронемашина для перевозки 12 бойцов, но и как боевая машина со смонтированным внешним вооружением: помимо пулемета это может быть 40-миллиметровый автоматический гранатомет или противотанковый ракетный комплекс «Сармат» разработки украинского ГП ГККБ «Луч». Ракета «Сармата» наводится на цель по лазерному лучу и, согласно информации разработчиков, в зависимости от модификации на расстоянии до 2,5 или до 5,5 км способна сокрушить динамическую защиту и пробить броню танка толщиной 800-850 мм, поразив его с вероятностью 85%.

Насколько «Спартан» эффективен в данном качестве – вопрос открытый: противоснарядной брони здесь нет и любой БМП из своей автоматической пушки разнесет машину в клочья, да и крупнокалиберный пулемет бронетранспортера прошьет ее корпус насквозь. Потому что экипаж с десантом защищены по классу В6, то есть от пуль автоматического оружия калибра 7,62 мм. А противоминная защита по классификации STANAG 4569 – на уровне 2, то есть водитель и пассажиры должны уцелеть при наезде на мину, сила взрыва которой соответствует 6 кг в тротиловом эквиваленте. Упомянутая классификация помимо фугасных относит к таким минам и противотанковые, но если посмотреть характеристики основных противотанковых мин советского и российского производства, не трудно заметить, что масса заряда у них побольше.

Как «Спартан» поведет себя в ходе боевых действий мы наверняка скоро узнаем: еще в августе нацгвардия Украины заказала 21 такую бронемашину (срок поставки – до конца 2014 года), причем в октябре как минимум десять «Спартанов» уже изготовили в «железе» и отправили в распоряжение ГП ГККБ «Луч» для оснащения установками ПТУР.

В отличие от «Спартана» КрАЗ «Кугуар» (Cougar) уже поступил в силовые структуры: первые десять таких бронемашин нацгвардия получила еще в августе. Это более легкая модель, по сути – бронированная легковушка: при длине 5,35 м ее полная масса всего 4,2 т, что, к примеру, на две с лишним тонны меньше, чем у близкого по габаритам российского «Тигра». Подобная легкость позволила построить «Кугуар» на стандартном шасси от массового гражданского внедорожника – в этом качестве использована Toyota Land Cruiser с 6-цилиндровым 4-литровым бензиновым двигателем мощностью 218 л.с. и 5-ступенчатой механической коробкой передач. Как вариант возможно использование турбодизеля мощностью 240 л.с. Защитные свойства кузова «Кугуара» в украинских источниках почему-то указываются в соответствии с классификацией, применяемой главным образом для определения пулестойкости бронежилетов. Согласно ей, бронирован автомобиль по классу BR6 – от пуль 7,62-миллиметрового оружия, включая бронебойные и зажигательные. А на счет противоминной защиты попросту сказано «выдерживает взрыв двух гранат под днищем». Водитель «Кугуара» и двое бойцов размещаются в кабине, еще шесть – в задней части кузова на установленных вдоль бортов сиденьях. В верхнем люке может быть смонтирован пулемет или автоматический 40-миллиметровый гранатомет. Директор АВТОКРАЗА, представляя машину журналистам, одним из ее достоинств назвал компактные размеры, позволяющие успешно вести боевые действия в стесненных городских условиях.

Кугуар
Предполагается, что благодаря своим небольшим габаритам «Кугуар» будет эффективен в городских боях. Машина одна из наиболее легких в своем классе – полная масса не превышает 4,2 т

«Кугуар», как и «Спартан», собирается в Кременчуге по лицензии Streit Group, то есть по отверточной технологии. По сути обе машины – некая импровизация военного времени, в отличие от поставляемых для АТО традиционных кременчугских грузовиков не позволяющая значительно дозагрузить производственные мощности завода – занятость нескольких десятков человек на сборке развитием производства не назовешь. Да и поставлять лицензионную технику на экспорт, который на АВТОКРАЗе все последние годы ставился во главу угла, возможностей почти нет – здесь явный приоритет у техники собственной разработки. Другое дело, что денежные потоки при оплате поставок «Спартанов» и «Кугуаров» теперь потекут не напрямую Streit Group, а пройдут через финансовую службу АВТОКРАЗа, где осядет разница между стоимостью машинокомплекта и стоимостью уже готового образца. В нынешних непростых экономических условиях это неплохой приработок, тем более производство военной техники – единственная оставшаяся на Украине отрасль, куда государство продолжает вкладывать миллионы долларов.

Своевременное предложение бронемашин под маркой КРАЗ решает и более масштабную задачу, а именно способствует закреплению Кременчугского автозавода в числе ведущих предприятий-поставщиков военной техники для украинских силовых структур, чего он был лишен долгие годы. Теперь, когда старая власть сметена вместе со всей своей камарильей, АВТОКРАЗу грех не воспользоваться шансом застолбить место под солнцем даже если его непосредственный вклад в производство выпускаемой под собственной маркой армейской продукции минимален. Не беда: самостоятельно разработанные бронемашины  с по-настоящему интересной заводу степенью локализации можно создать и после.

Другое дело, что все более частое мелькание на экранах телевизоров боевых КРАЗов в зоне АТО может создать проблемы с дальнейшим бизнесом завода в нашей стране. А если при новой эскалации противостояния на Юго-Востоке российское правительство вполне прогнозируемо решит ввести эмбарго на поставки к нам техники компаний, снабжающих украинские силовые структуры, то на присутствии АВТОКРАЗа на одной шестой части суши и вовсе можно будет ставить крест. Так что чрезмерное рвение в борьбе с врагами способно рано или поздно аукнуться проблемами в сотрудничестве с соседями. Или отточенное за всю постсоветскую историю умение политических и экономических кругов Украины успешно усиживаться сразу на двух стульях и в этот раз принесет свои дивиденды?




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки