«Урал-66». Грузовик нового класса
Новости отрасли
Самое читаемое
На состоявшемся в последнюю неделю августа в подмосковном парке «Патриот» очередном ежегодном международном военно-техническом форуме «АРМИЯ» широкой публике впервые показали грузовик повышенной проходимости «Урал-66», разработанный специалистами Уральского автозавода. По сути, он представлял собой даже не опытный, а лишь макетный образец. Но сам факт появления этой машины, полных аналогов которой прежде завод не выпускал, важное событие по меркам нашей не балующей новинками автомобилестроительной отрасли.
Что представляет собой перспективный «Урал-66»? Это капотный грузовик среднего класса с колесной формулой 4х4, рассчитанный на применение в сложных дорожных условиях. Предполагается, что в модельной линейке Уральского автозавода он займет позицию на ступеньку ниже двухосного грузовика повышенной проходимости «Урал-43206», выпускаемого уже четверть века. Напомним, что «двести шестой» представляет собой модификацию классического трехосного «Урал-4320», по большому счету отличаясь от него лишь отсутствием третьего моста и измененной задней подвеской.
«Урал-66» прежде всего интересен тем, что за его основу не взят ни один из ранее выпускаемых заводом автомобилей. Это абсолютно новая разработка, полная масса которой на две с лишним тонны меньше, чем у самого легкого на сегодня «Урала», то есть у все того же «Урала-43206»: она составляет 10,2 тонны против 12,5 тонны. И по габаритной длине, равной 6,4 м, «Урал-66» получился почти на 1,4 м короче. При этом его грузоподъемность в варианте с бортовой платформой равна 4 тоннам, то есть всего на 200 кг меньше, чем у «Урал-43206». А сама платформа при этом короче лишь на 42 см.
То есть конструкция «Урал-66» в сравнении с «двести шестым» получилась более рациональной, а потому более легкой. Еще бы, при близкой грузоподъемности выигрыш новичка в снаряженной массе составляет целых полторы тонны, и это с учетом бронезащиты кабины и двигателя! То есть «Урал-66» однозначно эффективней в применении. Снизить массу его конструкции, помимо уменьшения габаритов, во многом удалось за счет использования облегченных мостов, меньших по размеру колес диаметром 20 дюймов, а также, судя по величине капота, заменив применяемую на «Урал-43206» ярославскую V-образную шестерку на более легкий и экономичный современный двигатель, в качестве которого в базовом исполнении, скорее всего, будет выступать рядный 4-цилиндровый ЯМЗ-534.
Нетрудно заметить, что защищенную кабину для опытного «Урал-66» заимствовали у бронеавтомобиля «Атлет» компании ВПК, испытания которого сейчас подходят к концу. Под пластиковым капотом скрывается прикрывающая движок бронезащита. Интерьер салона выглядит по-спартански, но выполнен весьма аккуратно и цивильно. Кстати, предполагается, что в перспективе «Урал-66» получит не только бронированную, но и незащищенную каркасно-панельную кабину, применяемую на грузовиках общетранспортного назначения.
Видимо, это будет кабина на манер устанавливаемой на автомобили семейства «Мотовоз-М». С такой кабиной «Урал-66» в принципе можно сосватать и гражданским заказчикам. Еще недавно вполне обоснованно было бы предположить, что в гражданском исполнении новичок, как и его «старшие товарищи», получит кабину от «Газели NEXT», но теперь Уральский автозавод более не входит в «Группу ГАЗ», поэтому ситуация с выбором кабин для перспективных образцов его техники выглядит не столь однозначно.
Какая сфера применения видится для «Урал-66»? В принципе, на его раму можно монтировать большинство из тех кузовов и надстроек, которые сегодня ставят на шасси «Урал-43206», – грузоподъемность ведь почти та же! Полное дублирование ограничено лишь монтажной длиной рамы, которая у новичка меньше примерно на три четверти метра. Но для многих надстроек это не так важно. Например, для различных цистерн, подъемников, буровых установок или кунгов. Именно гражданские эксплуатанты, особенно те, кто использует «Урал-43206», в первую очередь способны оценить улучшение экономичности, достигнутое благодаря снижению снаряженной массы и применению более современного силового агрегата.
Что касается армейского автопарка, то «Урал-66» наверняка нацелен на замещение уже фактически ушедшего в историю ГАЗ-66 – насколько можно судить, более современный «ГАЗ-3308 Садко» так и не занял его место в строю. Видимо, не случайно в наименовании «Урал-66» использован тот же цифровой индекс. Вспомним, что в вооруженных силах ГАЗ-66 в свое время имел очень широкую область применения! В общем, будем надеяться, что аргументы «за» окажутся более весомы, чем аргументы «против», и на заводе все же решатся превратить «Урал-66» из макета в опытный, а затем – и в серийный образец.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов