ВЕЗДЕХОДЕР 2021. Кто пройдет по бездорожью?
Новости отрасли
Самое читаемое
В Москве в середине ноября вновь прошла выставка «Вездеходер», на которой экспонировалась самая разнообразная техника для неравнодушных к покорению мест, где вместо дорог – одни направления. А бок о бок с ней выставлялось все, что нужно для путешествий по бескрайним дорогам и бездорожью нашей страны, начиная от амуниции и заканчивая самыми разными мотоциклами и автокемперами на базе всего, что только движется.
Причем, что касается двухколесной техники, то под одной крышей московского «Экспоцентра» собрались мотоциклы, разработанные как под ведущими мировыми брендами, так и силами небольших российских компаний. Поэтому сначала – буквально несколько слов о мотоциклетной технике, которая тоже может оказаться полезной на размытом или заснеженном проселке.
Вот, например, двухколесный вездеход «Еж» из Питера: эдакий мотор-самокат, на котором нужно перемещаться стоя! Двигатель у «Ежа» не электрический, как сейчас общепринято, а внутреннего сгорания, мощностью 6,5 л.с. – он размещен на передней вилке, перед рулем, вместе с понижающим редуктором, от которого крутящий момент при помощи цепи передается на переднее колесо.
Или вот еще одна мото-новинка: компания «Тофалар», известная своими мото-буксировщиками, в простонародье мото-собаками, представила два электрических мотоцикла, причем разработанные для бездорожья: они оборудованы электродвигателем и аккумуляторами, которых хватает на 80 - 100 км. В производство такие электромотоциклы должны пойти в 2022 году.
Но больше порадовали «Уралы»! Мотоциклы, производимые Ирбитскким мотоциклетным заводом, на первый взгляд не сильно изменившиеся с советских времен, продолжают пользоваться спросом. Они с успехом поставляются буквально по всему миру, в том числе – в Австралию и США. Во многом, кстати, потому, что, со слов представителя компании, Ирбитский мотоциклетный завод на сегодня остался единственным серийным производителем мотоциклов с коляской.
Большинство из «Уралов» в настоящее время выпускают в версии с подключаемым приводом на боковое колесо: если заглянуть в пространство между коляской и мотоциклом, то хорошо видна предназначенная для этого карданная передача. Ценник на такой «Урал», то есть на «Урал» с двумя ведущими колесами, начинается с 1 млн 189 тысяч рублей, а за классику с одним ведущим колесом просят без малого миллион.
Самым маленьким среди дебютировавших на выставке четырехколесных вездеходов оказался «Литл» производства компании «Шограш-Нева»: вроде посадка мотоциклетная, но это – не вариация на тему хорошо нам знакомого квадроцикла: поворот у него осуществляется складыванием рамы! То есть это шарнирно-сочлененная машина. Да еще плавающая! Основная грузовая платформа сзади, а над передними колесами можно поставить небольшой багажник.
Общая грузоподъемность «Литла» – около 400 кг. В расположенном под сиденьем моторном отсеке установлен китайский 12-сильный бензиновый мотор. Коробка передач – вариатор, поэтому у рычага переключения всего две позиции: вперед и назад. Мосты – частично вазовские, подвески как таковой нет. Цена на «Литл» начинается от 370 тысяч. Ценно также то, что «Литл» легко перевозится на подходящем по размерам легковом прицепе.
Еще один созданный по подобной схеме снегоболотоход, но более крупный и более мощный. Называется «Медведь Про» и выпускается вологодским Заводом вездеходной техники. Он крупнее, мощнее и грузоподъемнее: перевозит 650 кг при собственной массе 750 кг. Поставленный на газовские мосты, «Медведь Про» вмещает 7 человек. Движок здесь китайский Lifan мощностью 29 л.с., коробка передач – от ВАЗ-2108. Силовой агрегат обеспечивает движение со скоростью в диапазоне от 1,5 до 40 км/ч. Стоит «Медведь ПРО» 800 тыс. рублей.
Этот вездеход как ни один другой напоминает увеличенный в размерах крадроцикл, приспособленный для перевозки людей и грузов. Он производится во Всеволжске – это под Питером – и называется «Секач». Серьезная машина: двигатель развивает 100 л.с.! Речь идет о хондовском движке рабочим объемом 1,3 литра в паре с хондовским же вариатором. Заимствованные у «Уазика» мосты снабжены самоблоками. Здесь, кстати, применена классическая подвеска, в основе которой – пружины и амортизаторы. Просят за «Секач» 1,25 млн рублей.
А вот еще один снегоболотоход с ломающейся рамой, обеспечивающей две степени свободы: в горизонтальной плоскости и вокруг центральной оси. Называется БТХ-2 и выпускается в Санкт-Петербурге. Коробка передач и мосты, правда, усиленные и с самоблоками, для него заимствованы у «Нивы». Импортные двигатели могут быть разными, мощностью от 20 до 35 сил. Везет машина 700 кг – почти столько же, сколько весит. Цена БТХ-2 в показанной на выставке комплектации составляет 1,24 млн рублей.
Другой снегоболотоход с ломающейся рамой производится в Рыбинке компанией «Русоход». По конструкции и по весовым характеристикам он похож на БТХ-2, но стоит подешевле. На передней полураме размещаются кабина и двигатель Lifan максимальной мощностью 30 л.с., на задней полураме – закрытый грузопассжирский кузов. Мосты – волговские, с самоблокирующимися дифференциалами. Механизм шарнирного сочленения традиционно имеет две степени свободы.
Под маркой «Шерп» на выставке «Вездеходер 2021» были представлены аж четыре машины, отразившие эволюционное развитие этих снегоболотоходов. То есть модель первого поколения, затем – последующая модель (обе уже не выпускаются), а также производимые в настоящее время «Шерп Макс» и «Шерп N». Причем если «Шерп Макс» появился в 2019 году, то «Шерп N» – это новинка: в России его продажи только разворачиваются.
В сравнении с «Максом» «Шерп N» получился грузоподъемнее, вместительнее и мощнее. Он почти на полметра длиннее и на 30 см выше. Максимальная масса модели N доведена до 3400 кг, что на 900 кг больше, чем у «Макса» – согласно характеристикам на стенде, «Шерп N» берет на борт уже не 700 кг, а целую тонну! Кстати, на сайте компании данные по грузоподъемности оптимистичнее: соответственно, 1,0 и 1,2 тонны. В моторном отсеке у «Шерп N» стоит более мощный, чему «Шерп Макс» движок: место 1,5-литрового 45-сильного Kubota занял Doosan рабочим объемом 1,8 л и мощностью 55 л.с.
Понятно, что и без того немаленькие колеса у «Шерпа N» стали еще больше: у него применены шины сверхнизкого давления размерностью не 1600х600х25, а 1800х600х25. Колесные диски прикрыты колпаками неспроста – в них спрятаны дополнительные топливные баки емкостью 55 л каждый. И это в дополнение к основному 95-литровому баку. Со слов представителя компании, стоимость «Шерп Макс» составляет 6,8 млн, а более крупного «Шерп N» – ровно 9 млн рублей.
Выставка «Вездеходер» стала местом дебюта для нового снегоболотохода Trucker из Екатеринбурга. В моторном отсеке – тоже 1,5-литровый дизель Kubota, с которым агрегатируют коробку передач от «Лады» или от «Дастера». Как и у «Шерпа», в колесных дисках размещены дополнительные 55-литровые топливные баки. Емкость основного бака – 120 литров. По словам разработчиков, имея сухую массу 1,7 т, Trucker способен перевозить ровно тонну груза. Ценник на снегоболотоход составляет 3,5 млн рублей.
Про снегоболотоход «ХАН» мы уже рассказывали в репортаже с форума «Армия 2021». С виду это один из последователей «Шерпа». Но, во-первых, он получил легкий и не боящийся коррозии стеклопластиковый кузов, а во-вторых, в новой версии вместо 2,4-литрового 60-сильного дизеля Kubota его оснастили электрическим двигателем с питанием от АКБ. Оказывается, на такие вездеходы просматривается спрос от организаций, работающих в природоохранных зонах. А если есть опаска, что электричества надолго не хватит, предложен так называемый гибридный вариант с размещенным внутри кузова генератором.
Но это еще не все: оказывается, «ХАН» может поворачивать двумя способами: с подтормаживаем колес одного борта, как все другие подобные снегоболотоходы, а кроме того, за счет складывания рамы! Да, это шарнирно-сочлененная машина, поэтому в кабине помимо рычагов можно увидеть привычное автомобилистам рулевое колесо. Зачем так сделано? Разработчики упирают на то, что управлять снегоболотоходом за счет складывания рамы проще, а на бездорожье, складываясь подобно извивающейся змее, вездеход сможет продолжить движение даже там, где для других это невозможно. Стоимость «ХАНа» с дизелем Kubota начинается от 5 млн рублей.
Вездеход «Кекур» из Екатеринбурга: двухосный, но не с бортовым поворотом, а с управляемыми колесами передней оси. Кузов хотя и выглядит весьма утилитарно, но выполнен из легкого алюминия и герметичен: машина спокойно держатся на воде. В простоватой по отделке кабине с удивлением обнаруживаешь селектор переключения автоматической коробки передач: силовой агрегат здесь Toyota. Но – не обязательно: аналогичный «Кукур» можно заказать и с отечественным силовым агрегатом – тогда его цена снизится на полмиллиона, до 1,5 млн рублей.
А вот еще один двухосный снегоболотоход с управляемыми колесами переднего моста: его выпускает подмосковная компания «Урса Моторс». Верхняя часть этой машины заимствована у ульяновского «Патриота», а все, что ниже раздатки – оригинальное. Мосты у вездехода могут быть двух вариантов: или от ГАЗ-66, или портального типа собственной разработки – в этом случае дорожный просвет увеличивается на треть, с 40 до 63 см. Мосты собственной разработки снабжены не только самоблокирующимися дифференциалами, но и колесными редукторами производства МТЗ.
Завершим обзор единственным показанным на выставке гусеничным снегоболотоходом под названием «Пионер»: его изготавливают в Саратове. Помимо водителя «Пионер» может взять на борт пятерых. При снаряженной массе 900 кг он рассчитан на перевозку полутонны груза. У «Гранты» для него заимствован 82-сильный мотор. Интересно, что в качестве опорных катков для резинометаллических гусениц использованы колеса от легковушки: ведущие 13-дюймовые и поддерживающие 14-дюймовые, установленные на резиноторсионной подвеске.
Если заглянуть внутрь корпуса «Пионера», то сзади можно увидеть ведущий мост. Далее, по центру расположен кожух, прикрывающий двигатель и коробку передач. А в передней части, на месте водителя, обнаруживаем не привычные рычаги, а автомобильный руль. А еще – второй ведущий мост, установленный в передней части кузова: ведущими здесь сделаны и задние, и передние колеса! В базовой версии цена «Пионера» – 1,2 млн рублей.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов