
Тягач FIAT-SPA TM 40. Итальянский подход
Новости отрасли
Самое читаемое
Во время Второй Мировой войны для транспортировки тяжёлых гаубиц и пушек использовались самые разные тягачи. Итальянский FIAT-SPA TM 40 среди них – один из самых интересных и оригинальных. Я уже рассказывал об организуемых по субботам в московском музее Транспорта динамических показах различных экспонатов выставки «Моторы войны»: пушечного бронеавтомобиля БА-10М, среднего артиллерийского тягача СТЗ-5 и «Катюши» на шасси Studebaker US6. А 8 сентября героем динамического показа стал выпускавшийся в Италии колёсный артиллерийский тягач FIAT-SPA TM 40. Эта двухосная машина повышенной проходимости использовалась итальянскими и немецкими войсками для перевозки тяжёлой зенитной и корпусной артиллерии. В России есть всего один экземпляр такой машины, а по всему миру в настоящее время на ходу всего два - три FIAT-SPA TM 40.
Ещё в годы Первой мировой войны автотехника компании FIAT применялись в нескольких странах. Более того, первым массовым советским автомобилем стал АМО-Ф-15 – локализованный ещё по заданию царского правительства итальянский FIAT 15 ter. В 1920-е годы итальянская армия использовала колёсные тягачи, которые производила компания FIAT, точнее, её приобретённое 1927 году подразделение SPA (Società Piemontese Automobili). В 1930-е конструкторы FIAT-SPA разработали целое семейство армейских автомобилей повышенной проходимости. В их числе оказался и средний колёсный артиллерийский тягач, который создали для замены устаревшего к тому времени Pavesi P4. По своему назначению он был близок к более известному ценителям военной истории немецкому полугусеничному тягачу Sd.Kfz.7 и предназначался для перевозки 90-мм зенитных орудий, 149-мм гаубиц, а также средних танков с использованием колёсного прицепа. Обозначение FIAT-SPA TM 40 расшифровывалось как средний тягач образца 1940 года.
Как и более лёгкий FIAT-SPA TL 37, этот тягач получил не только полноприводную трансмиссию, но и полностью управляемые колеса. Это обеспечило машине, во-первых, более высокую манёвренность, а во-вторых, за счёт следования задних колёс в колее передних даже при прохождении поворотов – более высокую проходимость. На её повышение также работал и внушительный дорожный просвет. Интересная деталь: установленная за силовым агрегатом раздаточная коробка делила крутящий момент не на две, а на четыре части: каждый из выходящих из неё карданов приводили в движение одно из четырёх колёс. Тягач выпускался со съёмным мягким верхом, а место водителя было не слева, а справа – так ему лучше была видна правая, предназначенная для остановки обочина.
Первые FIAT-SPA TM 40 поступили на вооружение итальянской армии в 1942 году и использовались в том числе и под Сталинградом. До конца 1942 года компания FIAT-SPA выпустили 48 машин, и ещё 90 успела изготовить до перемирия. С осени 1943 года FIAT-SPA TM 40 поставлялись в немецкую армию, которая получила их в количестве 153 ед. Ныне сохранилось менее десятка таких тягачей, а на ходу – и того меньше.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов