Судебные виражи коммерческих перевозок
Новости отрасли
Самое читаемое
О судебной практике в сфере автомобильных перевозок и о самых актуальных вопросах юридической защиты, связанных c работой коммерческого автотранспорта, мы побеседовали с генеральным директором ООО «Юридическая компания «Грифон» Борисом Порватовым.
– Борис Владимирович, для начала скажите несколько слов о том, как давно Вы занимаетесь судебной защитой интересов перевозчиков?
– Так или иначе, помогать транспортным компаниям решать спорные вопросы судебным порядком я начал достаточно давно, в 2011 году, работая в штате крупного дилера, занимающегося поставками и ремонтом грузовиков. А в мае 2016 года создал и возглавил ООО «Юридическая компания «Грифон». Если кратко, то сегодня мы представляем интересы перевозчиков в судах, консультируем и помогаем им в спорах с поставщиками техники, страховыми и лизинговыми компаниями, грузоотправителями и логистическими компаниями, станциями техобслуживания, охранными предприятиями и административными органами. Сегодня наши профильные транспортные юристы проводят до 40 судебных заседаний в месяц.
– Насколько российский перевозчик готов решать возникшие споры в судебном порядке и насколько он для этого юридически подкован?
– Сегодня ситуация значительно отличается от той, что была, скажем, десять лет назад. С помощью новых средств коммуникации, прежде всего – Интернета, добившийся успешного судебного решения перевозчик транслирует это огромному числу своих коллег, многие из которых, видя этот пример, готовы идти тем же путем. Ведь раньше, если перевозчик приходил к юристу на прием, в дополнение ко всем привычным проблемам на него обрушивалась еще и масса юридической информации, в которой он не ориентировался никак, а потому склонялся к мысли, что и здесь его пытаются обмануть, а потому связываться – себе дороже.
Теперь же, благодаря Интернету, люди, прежде не связанные с юриспруденцией, способны быстро повысить уровень своих знаний в вопросах законодательства. Сегодня многие приходят ко мне на прием как в офис, так и онлайн, будучи хорошо информированными о юридической стороне своей проблемы, чего еще несколько лет назад не было и в помине. Я подобную информированность только приветствую и даже по мере сил ей способствую, ведя свой ютуб-канал. Причем правовая осведомленность некоторых перевозчиков выросла настолько, что они готовят и подают иски в суды самостоятельно.
Правда, у такой самостоятельности есть и обратная сторона: все же в значительной части дел существуют подводные камни, о которых не узнаешь из Интернета или от коллег и которые могут стать причиной проигрыша в суде. Нужны углубленные знания, постоянное отслеживание изменений в законодательстве, практический опыт. Поэтому с юристом-профессионалом шансы на успех увеличиваются многократно. Как пример – с недавнего времени представителем в судебном заседании может быть или руководитель предприятия, или иное лицо с высшим юридическим образованием; тем самым направление в суд помощника или заместителя руководителя приведет к тому, что к процессу данный человек окажется не допущен и дело будет рассмотрено без него.
Еще один важный момент: все чаще перевозчику просто не остается ничего другого, кроме как идти в суд. Потому что множатся случаи, когда заказчик без каких-либо на то оснований отказывается рассчитаться за выполненные рейсы, автосервис – выполнить ремонт по гарантии, экспедитор удерживает деньги в счет выплат возмещения грузоотправителям и прочее. Перевозчику заявляется прямо: хочешь получить заработанное – обращайся в суд. Что в итоге и приходится делать.
– Если перевозчик решил идти в суд, насколько велики шансы, что он его выиграет?
– По поводу шансов на выигрыш в суде – тут многое зависит от того, в какой сфере истец рассчитывает отстоять свои права. Если это, скажем, дебиторская задолженность, не превышающая 400 тыс. рублей для ИП и 800 тыс. рублей для предприятия, то сегодня такие дела выигрываются фактически стопроцентно благодаря упрощению подготовки документов и процедуры их подачи в судебные органы. Все, что требуется сделать, – по полученному в письме из суда коду отслеживать движение дела на сайте. Не нужно даже ходить на заседания! Если нет ошибки в оформлении документов, победа однозначно будет за перевозчиком.
Или возьмем споры с собственниками автодорог по их ненадлежащему содержанию. Предположим, из-за дефекта дорожного покрытия машина ушла в кювет – здесь выигрыш стопроцентный, причем истец по решению суда получит не исполнительный лист, а сразу денежную выплату, компенсирующую повреждение транспорта и груза, которую взыщут с собственника дороги – это обычно или «Росавтодор», или муниципалитет. Но тут важно соблюсти два условия. Первое – не дать ответчику повода доказать, что в момент ДТП автомобиль нарушал правила движения. Второе – проследить за правильностью оформления ДТП со стороны сотрудника ГИБДД, то есть чтобы тот указал в протоколе на его причину – некачественное дорожное покрытие.
А вот со страховыми, с лизинговыми компаниями судиться сложнее, и результат тут во многом зависит не от полноты доказательств правоты перевозчика, а от того, что этот самый перевозчик собой представляет.
– Вы хотите сказать, что для крупных и для небольших транспортных компаний шансы на успех не всегда одинаковы?
– Совершенно верно. В решении некоторых проблем с лизингодателями или страховщиками даже квалифицированные юристы бывают не в силах помочь. И дело не в уровне их квалификации, а в…
С нами уже 1039 профессионалов