Главная страница > История > Studebaker US6. В строю Моторов войны

Studebaker US6. В строю Моторов войны

В Москве все желающие смогли воочию познакомиться с одним из самых знаменитых автомобилей Второй Мировой войны, Studebaker US6.
18.04.2022
1777

По субботам выставка «Моторы войны», что находится на территории музея Транспорта Москвы на Рогожском Валу, как правило проводит динамический показ то одного, то другого демонстрируемого в ее рамках экспоната – автомобилей и прочей советской или зарубежной техники военного периода. В этот раз собравшимся любителям автоистории продемонстрировали знаменитый Studebaker US6: машину завели и показали в движении. В выставочной коллекции «Моторов войны» Studebaker US6 представлен в виде гвардейского миномета БМ-13 – реактивной системы залпового огня, также хорошо известной как «Катюша».

БМ-13, Катюша, РСЗО, реактивная установка залпового огня, гвардейский миномет, Студебекер, Моторы Войны, Studebaker US6, СТ-КТ, история техники, история автомобилей, автоистория

То, что на выставке этот «американец» оказался именно в качестве «Катюши», не удивительно: во второй половине Великой Отечественной войны именно автомобили данной марки чаще всего использовались в качестве шасси под советские реактивные установки залпового огня, поскольку справлялись с данной ролью лучше всех остальных как получаемых по ленд-лизу, так и производимых в стране грузовиков. Напомним, что до начала поставок Studebaker US6,  установки БМ-13 монтировали главным образом на трехосный ЗИС-6 или на гусеничный СТЗ-5. Но первый был недостаточно мощным и проходимым, а вторых выпускали мало, да и скорость СТЗ-5 была не велика.

БМ-13, Катюша, РСЗО, реактивная установка залпового огня, гвардейский миномет, Студебекер, Моторы Войны, Studebaker US6, СТ-КТ, история техники, история автомобилей, автоистория

Studebaker US6, в отличие от того же ЗИС-6, был мощнее (95 л.с. против 73 л.с.), а главное, обладал полноприводной трансмиссией с понижающим рядом передач. Передний мост подключался к ней с помощью расположенного в кабине рычага, а расположенный рядом второй небольшой рычаг отвечал за переключение ступеней в раздаточной коробке. То есть Studebaker US6 – настоящий автомобиль повышенной проходимости, не пасующий в сложных дорожных условиях, что считалось крайне важным преимуществом для реактивной артиллерии, вынужденной идти сразу за наступающими войсками, поддерживая их огнем, и стремительно менять позицию после каждого залпа.

БМ-13, Катюша, РСЗО, реактивная установка залпового огня, гвардейский миномет, Студебекер, Моторы Войны, Studebaker US6, СТ-КТ, история техники, история автомобилей, автоистория

В двухместной кабине Studebaker US6 нет раздельных сидений для водителя и пассажира – вместо них установлен традиционный для американского автопрома тех лет общий «диван». Небольшая приборная панель расположена по центру торпедо. Ветровое стекло плоское, состоящее из двух половин, которые в жаркую погоду можно было откинуть кверху и зафиксировать в открытом положении. В боковые окна встроены поворотные форточки, а их основные стекла сделаны опускающимися. Сзади и сверху кабина прикрыта дополнительными стальными листами, а ветровое стекло можно прикрыть опускающимися бронещитками толщиной 3 мм. От пуль и осколков также защищен бензобак.

БМ-13, Катюша, РСЗО, реактивная установка залпового огня, гвардейский миномет, Студебекер, Моторы Войны, Studebaker US6, СТ-КТ, история техники, история автомобилей, автоистория

На ниже приведенной фотографии хорошо виден механизм наведения направляющих с ракетами на цель: вращением правой рукоятки они перемещались в горизонтальном направлении, вращением левой ручки – в вертикальном. На каждом из восьми рельсовых направляющих размещались по два реактивных снаряда калибром 132 мм: один сверху, другой снизу. Все 16 снарядов выстреливались всего за 7 – 10 секунд, окутывая установку густыми клубами дыма и пыли, заметными на большом расстоянии. Но контрбатарейная борьба с «Катюшами» для противника все равно была крайне сложной задачей: после залпа БМ-13 фактически моментально покидали позицию, и к началу ответного обстрела были уже далеко.  

БМ-13, Катюша, РСЗО, реактивная установка залпового огня, гвардейский миномет, Студебекер, Моторы Войны, Studebaker US6, СТ-КТ, история техники, история автомобилей, автоистория

У показанного на выставке экземпляра БМ-13 сразу за кабиной размещены инструментальный ящик и одно запасное колесно – в таком виде, по словам сотрудников выставки «Моторы войны», эти гвардейские минометы приходили с заводов на фронт. Но сразу ставал вопрос: если водитель и командир расчета размещались внутри кабины, то куда посадить наводчика и двух – трех заряжающих? Поэтому уже в частях для них кустарным образом изготавливали разнообразные сиденья, которые размещали за кабиной или продольно, или поперечно. Делали даже дополнительные сиденья на задних крыльях – на фотографиях БМ-13 военной поры можно увидеть самые разные варианты рассадки расчета.

БМ-13, Катюша, РСЗО, реактивная установка залпового огня, гвардейский миномет, Студебекер, Моторы Войны, Studebaker US6, СТ-КТ, история техники, история автомобилей, автоистория

Конечно же, поступающие в Советский Союз американские Studebaker US6 шли не только под монтаж «Катюш»: в ряде источников указывается, что данном образом были использованы порядка 1,85 тыс. этих автомобилей. А всего в страну за время войны их было поставлено 114, 5 тыс.: в 1942 году – 3,8 тыс., в 1943 году – 34,8 тыс., в 1944 году – 56,7 тыс. и в 1945 году – 19,2 тыс. Значительная часть Studebaker US6 применялась в качестве артиллерийских тягачей. Большинство поступивших в страну этих автомобилей были полноприводными, но какое-то их количество поставили с колесной формулой 6х4, а еще 2 тыс. – в варианте седельного тягача. Остается добавить, что Studebaker US6 стал самым массовым автомобилем Лэнд Лиза. Для сравнения, вторым по численности (61 тыс.) из поставленных в Советский Союз зарубежных машин стал Ford G8T.

Константин Закурдаев

БМ-13, Катюша, РСЗО, реактивная установка залпового огня, гвардейский миномет, Студебекер, Моторы Войны, Studebaker US6, СТ-КТ, история техники, история автомобилей, автоистория




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1018 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки