Совсем другой «Газон»
Новости отрасли
Самое читаемое
Вот здесь – скоростная трасса, здесь – площадка для маневрирования, а вот там, чуть подальше, можно прокатиться по бездорожью на раллийном грузовике – разъяснял мне инструктор, когда 9 декабря я очутился на территории расположенного под Нижним Новгородом автомобильного спортивного комплекса «Нижегородское кольцо». Около полутора лет назад в этом же месте произошло мое первое очное знакомство с «Газелью NEXT», а теперь предстояло познакомиться и с новым среднетоннажником ГАЗа, над названием которого не стали мудрить, взяв за основу народное прозвище «Газон» и добавив к нему уже прижившееся у современных моделей завода заграничное, но емкое и звучное слово NEXT.
Итак, я за рулем автомобиля, который, с одной стороны, должен не разочаровать тех, кто традиционно эксплуатирует нижегородские среднетоннажники, отдавая дань их неприхотливости, ремонтопригодности, проходимости и низкой цене, а с другой стороны нынешняя эпоха требует от этого грузовика непременного соответствия современному уровню комфортабельности, эффективности и надежности. Посмотрим, как у разработчиков получилось объединить в одном автомобиле эти достаточно противоречивые качества.
В кабине «Газона» нового поколения – все как у «Газели NEXT», у которой эту кабину, собственно, и заимствовали без каких либо серьезных изменений. Особенно радует обилие на торпедо и в дверях всевозможных вещевых емкостей и подбутыльников: бутылку поменьше вверх, побольше – вниз, папку с документацией – в боковой карман, перчатки – в глубокую нишу с правой стороны, пакет с сэндвичами – в расположенный под ней емкий закрываемый крышкой бокс – ничто нигде не болтается, не гремит и не мешает вести машину.
Руль регулируется по высоте, сиденье можно не только перемещать, подбирая наиболее удобную посадку, но и варьировать жесткость его подрессоривания в соответствии с собственным весом. Кстати, сиденье здесь не какая-нибудь обтянутая дерматином «табуретка», как на «Газонах» прошлых лет, а профилированное с высокой спинкой, поставляемое немецкой компанией GRAMMER! Ладная «баранка» удобно лежит в руке, на двери под левым локтем – кнопочки сервоприводов стекол, приборная панель по качеству исполнения почти как в легковом автомобиле. Одним словом, ничего общего с армейско-колхозной кабиной, каковой она была у ГАЗ-3309. Да и ярославский дизель под капотом урчит почти не слышно в отличие от применявшегося на автомобилях прежнего поколения тарахтящего на всю округу минского тракторного мотора. Справа – не одинарное, как в старой кабине, а двойное сиденье. То есть грузовик, превращенный в спецмашину, способен перевозить бригаду из трех человек. Еще понравилось, что педали тормоза и газа расположены практически на одном уровне, а не уступом, как у многих конкурентов. Значит, можно спокойно переносить правую ступню с педали на педаль не цепляясь постоянно за одну из них носком ботинка.
Внятное реактивное действие на руле, использование для него усилителя и чуткий отклик педалей делают свое дело: на площадке для маневрирования, кстати, весьма напоминающей площадку, где когда-то на ЗИЛ-130 я сдавал на права категории «С», мне удается без проблем пройти помеченную вешками змейку и задним ходом заехать в импровизированный гараж. И это, кстати, на модификации с увеличенной колесной базой!
На присыпанной только что выпавшим снегом скоростной трассе инструктор предложил попробовать сорвать грузовик в занос. Причем сделать это на каждом вираже.
– «Видишь значок в углу приборной панели? Это индикация системы распределения тормозных усилий, – сообщил он мне как только наш автомобиль вырулил на линию старта. – Заходя в поворот постарайся, чтобы машина пошла юзом, и ты увидишь, как эта система поможет тебе справиться с ситуацией»!
Что же, я последовал совету. На первом кругу после входа в повороты на повышенной скорости у меня, признаюсь, еще не совсем получалось четко вернуть груженую бревнами машину, которую начинало вести в сторону внешней обочины, на прежнюю траекторию, но на втором круге дело пошло на лад: совместными с грузовиком усилиями нам без особых проблем удавалось справляться с любым заносом!
Надо сказать, рулится «Газон NEXT» прекрасно что на змейке, что на скоростной трассе: спасибо интегральному рулевому управлению с переменным передаточным отношением и использованию в передней подвеске более мягких рессор от «Валдая», удлиненных на 200 мм и снабженных сайлентблоками с усиленной оболочкой. Кстати, применить сайлентблоки конструкторы поначалу хотели и на задних рессорах, но здесь нужны серьезные и продолжительные испытания, поскольку сайлентблоки очень чувствительны к превышению нагрузки сверх установленного предела. А зарекаться от такого превышения нельзя, поскольку сплошь и рядом «Газоны» эксплуатируют с перегрузом, прежде всего сказывающемся на нагруженности задней оси.
Что касается коробки передач, то орудовать рычагом, конечно, совсем не то, что применяемым на многих зарубежных аналогах джойстиком. Тем не менее, четкости работы данного механизма нужно отдать должное! Ошибок при переключении у меня не было, тем более что в нейтральном положении рычаг занимает позицию, когда вторую и третью ступени, наиболее часто используемые при разгоне и маневрировании, не требуется искать – они включаются одним толчком, соответственно, вверх или вниз. Четко работают и тормоза: переход от пневмогидравлического к пневматическому приводу не только устранил проблему подтекания жидкости, а значит, и проблему выходя из строя тормозов по данной причине, но и сократил время отзыва на нажатие педали. Плюс замена барабанных тормозов на дисковые, плюс применение уже в базовой комплектации противобуксовочной системы и системы распределения тормозных усилий в дополнение к АБС – благодаря всему перечисленному по эффективности торможения «Газон NEXT» на голову превосходит предка!
Конечно, не все в конструкции новичка идеально. Например, у одной из тестовых машин к концу теста вышла из строя продольная регулировка сидений, а о необходимости поставить ручки на внутренней стороне стоек ветрового стекла, за которые можно было бы ухватиться на входе, а главное, на выходе, уже упоминали многие из коллег. Упражнение «въезд в гараж» навело на мысль о необходимости комплектации автомобиля задним парктроником – копеечным по нынешним меркам устройством. Но это все малосущественные замечания. Поэтому, резюмируя впечатления от своего знакомства с «Газоном NEXT», могу смело сказать, что этот грузовик и по качеству интерьера, и по комфорту, и по поведению на дороге воспринимается совсем не так, как ГАЗ-3309. Потому что он просто-напросто другой. То есть речь здесь идет не о глубокой, но все же модернизации уже существовавшего автомобиля, а о полностью новом среднетоннажнике, для которого завод с нуля разработал управляемую ось, переднюю подвеску, капот, крылья, тормозную систему, систему управления и электрику, значительно модернизировал раму и коробку передач, а вместо шумного и прожорливого минского дизеля установил под капот современный автомобильный мотор с более высокими выходными характеристиками. То есть по сути новый и старый среднетоннажники – два схожих по классу и компоновке, но очень разных по своим потребительским качествам грузовика. Не удивительно, что на ГАЗе приняли решение освоив перспективную модель в серии сохранить производство предыдущей – обе сегодня изготавливают параллельно в соответствии с поступающими от дилеров заказами. Тем более, что у этих грузовиков отличаются не только эксплуатационные характеристики, но и цена: за старый «Газон» с бортовой платформой просят 915 000 руб., а за новый с аналогичным кузовом – 1 115 000 руб. в версии с короткой колесной базой и 1 085 000 руб. в длиннобазной версии, то есть, соответственно, на 200 000 и 170 000 руб. больше. По нынешним временам для огромной части перевозчиков это очень значительная разница!
В завершение теста я протрясся на раллийной версии среднетоннажика по изрезанной многочисленными ухабами и ямами заиндевевшей грунтовке. Впечатление – проходимость как у танка! Но, все же, в этой боевой машине читаются гены не от «Газона», а от внедорожника «Садко». В версии NEXT «Садко» пойдет в серию следующей осенью. А значит, наш рассказ о нем еще впереди.
О том, какие спецавтомобили созданы на шасси "Газон NEXT" в настоящее время, можно узнать из материала "Газон NEXT и его надстройки".
Технические характеристики бортового «Газон NEXT» |
---|
Габариты, мм 6450х2310х2400 (7960х2310х2400) Колесная база, мм 3770 (4515) Дорожный просвет, мм 265 Грузоподъемность, кг 4800 (4500) Полная масса, кг 8700 Двигатель ЯМЗ-5344, рядный 4-цилиндровый Рабочий объем, л 4,43 Максимальная мощность, л.с./об/мин 149/2300 Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 490/1200-2100 Тип и число ступеней КПП механическая, 5 Максимальная скорость, км/ч 110 Размер шин 8,25R20 или 245/70R19,5 |
С нами уже 1039 профессионалов