view counter
Главная страница > Общественный транспорт > Сделано в Твери. Как рождаются трамваи

Сделано в Твери. Как рождаются трамваи

Технологии своими глазами: как в Твери компания «ПК Транспортные системы» производит известные всей стране трамваи?
27.11.2023
2811

Три года назад мы опубликовали материал о Невском заводе электрического транспорта компании «ПК Транспортные системы», на котором осуществляется производство троллейбусов «Адмирал» и трамваев таких известных во многих городах нашей страны моделей, как «Богатырь-М», «Витязь-М», «Корсар», «Лев», «Львёнок» и «Невский». Так вот, в том материале, в частности, говорилось, что трамвайные кузова и тележки прибывают на завод в Санкт-Петербург с Тверского механического завода электротранспорта. Так как же их изготавливают в Твери?

ПК Транспортные системы, трамвайный завод, производство трамваев, Тверской завод электротранспорта, новый трамвай, СТ-КТ

На самом деле, расположенное в этом городе производство трамваев действует сразу на двух площадках. На одной, относящейся к ТВЗ, осуществляют поэлементную сборку будущих трамвайных кузовов и их сварку с помощью стапелей и кондукторов. Такой кузов представляет собой каркас из профилированных труб различного сечения и листового металла. По сути – стальной скелет будущего трамвая! Причём, скелет тяжёлый, массой более пяти тонн – это если брать одну секцию. На второй площадке, вступившей в строй в 2019 году, расположены сборочное и окрасочное производства, а также полностью локализованное производство трамвайных тележек.

Сваренные кузова грунтуют, а после – загружают на платформу автопоезда. Но везут совсем недалеко, до ворот Тверского механического завода электротранспорта. Интересно, что в подобном виде трамвайные кузова сюда попадают и ещё с одной производственной площадки, также входящей в состав «ПК Транспортные системы» – Энгельсского завода электротранспорта. Далее, с помощью нескольких мощных домкратов, кузов приподнимают и переставляют на подкатившуюся под него роботизированную транспортную тележку. Под присмотром вооруженного дистанционным пультом оператора, эта тележка не торопясь увозит кузов вглубь сборочного цеха.

ПК Транспортные системы, трамвайный завод, производство трамваев, Тверской завод электротранспорта, новый трамвай, СТ-КТ

В этом цехе первым делом устраняют неровности во внешней облицовке. Поскольку, в отличие от большинства конкурентов, здесь применяется более высокий третий, то есть автомобильный класс окраски, подвергаемая ей поверхность должна быть идеальной! Даже самые небольшие неровности, образующиеся в ходе натягивания листа, выявляются и шпаклюются. После этого из специальной влагостойкой транспортной фанеры в салоне настилают пол, вклеивают элементы экстерьера. Затем – окраска: в конце цеха расположены четыре окрасочных камеры, в каждую из которых помещается целая трамвайная секция! Одна из этих камер применяется для первичной обработки кузовов.

ПК Транспортные системы, трамвайный завод, производство трамваев, Тверской завод электротранспорта, новый трамвай, СТ-КТ

После окраски в кузов будущего трамвая устанавливают изоляцию, на пол наклеивают линолеум, вклеивают стёкла, монтируют отбойники. Важно отметить, что для сохранности и безопасности основная часть  оборудования находится вверху: или под люками, или на крыше. Интересно, что для ряда моделей трамваев кабина приходит в цех отдельно, с уже установленным экстерьером, у неё собственный силовой каркас. И уже в сборочном цехе она с помощью клея и болтовых соединений объединяется с корпусом в единое целое. После того, как все перечисленные работы завершены, окрашенный по цветографической схеме заказчика корпус трамвая грузится на автопоезд и отправляется на Невский завод электрического транспорта в Санкт-Петербург для окончательной сборки и последующей обкатки.

ПК Транспортные системы, трамвайный завод, производство трамваев, Тверской завод электротранспорта, новый трамвай, СТ-КТ

По тому же адресу оправляются и трамвайные тележки, изготовленные Тверским механическим заводом электротранспорта. Их производство начинается в заготовительном цехе, где есть современное оборудование и для лазерной, для и плазменной резки, где из стальных листов вырезаются заготовки будущих деталей. Потом гибка, фрезеровка, сварка. Готовые детали рамы под низкопольную тележку проходят термическую обработку, а после обжига подвергаются обработке дробемётом. На сварочном участке применяется в том числе роботизированная сварка: человек, какую бы он ни имел высокую квалификацию, не в силах соревноваться с роботом в её качестве. Раму комплектуют подшипниками, напрессовывают муфту, ставят подвеску редуктора и сам редуктор, который поставляет один из российских партнёров. На каждую из двух осей тележки – свой электромотор, тоже изготовленный в России.

ПК Транспортные системы, трамвайный завод, производство трамваев, Тверской завод электротранспорта, новый трамвай, СТ-КТ

Производственная мощность Тверского механического завода электротранспорта позволяют выпускать до 450 трамваев в год. В этом году здесь изготовят 170, а в следующем году – 209 трамваев: они уже законтрактованы заказчиками. Для дальнейшего наращивания объёмов производства на предприятии в настоящее время идёт модернизация, нацеленная на расширение возможностей цехов и на повышение эффективности применяемых технологий. На сегодняшний день в регионах более всего спросом пользуются односекционные «Львята», а Москва и Санкт-Петербург с их огромными пассажиропотоками закупают в основном двухсекционные и трёхсеционные модели. Помимо обоих российских столиц, трехсекционные трамваи планирует покупать Волгоград, а двухсекционные – Улан-Удэ.

Константин Закурдаев

ПК Транспортные системы, трамвайный завод, производство трамваев, Тверской завод электротранспорта, новый трамвай, СТ-КТ




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки