Сделано в Твери. Как рождаются трамваи
Новости отрасли
Самое читаемое
Три года назад мы опубликовали материал о Невском заводе электрического транспорта компании «ПК Транспортные системы», на котором осуществляется производство троллейбусов «Адмирал» и трамваев таких известных во многих городах нашей страны моделей, как «Богатырь-М», «Витязь-М», «Корсар», «Лев», «Львёнок» и «Невский». Так вот, в том материале, в частности, говорилось, что трамвайные кузова и тележки прибывают на завод в Санкт-Петербург с Тверского механического завода электротранспорта. Так как же их изготавливают в Твери?
На самом деле, расположенное в этом городе производство трамваев действует сразу на двух площадках. На одной, относящейся к ТВЗ, осуществляют поэлементную сборку будущих трамвайных кузовов и их сварку с помощью стапелей и кондукторов. Такой кузов представляет собой каркас из профилированных труб различного сечения и листового металла. По сути – стальной скелет будущего трамвая! Причём, скелет тяжёлый, массой более пяти тонн – это если брать одну секцию. На второй площадке, вступившей в строй в 2019 году, расположены сборочное и окрасочное производства, а также полностью локализованное производство трамвайных тележек.
Сваренные кузова грунтуют, а после – загружают на платформу автопоезда. Но везут совсем недалеко, до ворот Тверского механического завода электротранспорта. Интересно, что в подобном виде трамвайные кузова сюда попадают и ещё с одной производственной площадки, также входящей в состав «ПК Транспортные системы» – Энгельсского завода электротранспорта. Далее, с помощью нескольких мощных домкратов, кузов приподнимают и переставляют на подкатившуюся под него роботизированную транспортную тележку. Под присмотром вооруженного дистанционным пультом оператора, эта тележка не торопясь увозит кузов вглубь сборочного цеха.
В этом цехе первым делом устраняют неровности во внешней облицовке. Поскольку, в отличие от большинства конкурентов, здесь применяется более высокий третий, то есть автомобильный класс окраски, подвергаемая ей поверхность должна быть идеальной! Даже самые небольшие неровности, образующиеся в ходе натягивания листа, выявляются и шпаклюются. После этого из специальной влагостойкой транспортной фанеры в салоне настилают пол, вклеивают элементы экстерьера. Затем – окраска: в конце цеха расположены четыре окрасочных камеры, в каждую из которых помещается целая трамвайная секция! Одна из этих камер применяется для первичной обработки кузовов.
После окраски в кузов будущего трамвая устанавливают изоляцию, на пол наклеивают линолеум, вклеивают стёкла, монтируют отбойники. Важно отметить, что для сохранности и безопасности основная часть оборудования находится вверху: или под люками, или на крыше. Интересно, что для ряда моделей трамваев кабина приходит в цех отдельно, с уже установленным экстерьером, у неё собственный силовой каркас. И уже в сборочном цехе она с помощью клея и болтовых соединений объединяется с корпусом в единое целое. После того, как все перечисленные работы завершены, окрашенный по цветографической схеме заказчика корпус трамвая грузится на автопоезд и отправляется на Невский завод электрического транспорта в Санкт-Петербург для окончательной сборки и последующей обкатки.
По тому же адресу оправляются и трамвайные тележки, изготовленные Тверским механическим заводом электротранспорта. Их производство начинается в заготовительном цехе, где есть современное оборудование и для лазерной, для и плазменной резки, где из стальных листов вырезаются заготовки будущих деталей. Потом гибка, фрезеровка, сварка. Готовые детали рамы под низкопольную тележку проходят термическую обработку, а после обжига подвергаются обработке дробемётом. На сварочном участке применяется в том числе роботизированная сварка: человек, какую бы он ни имел высокую квалификацию, не в силах соревноваться с роботом в её качестве. Раму комплектуют подшипниками, напрессовывают муфту, ставят подвеску редуктора и сам редуктор, который поставляет один из российских партнёров. На каждую из двух осей тележки – свой электромотор, тоже изготовленный в России.
Производственная мощность Тверского механического завода электротранспорта позволяют выпускать до 450 трамваев в год. В этом году здесь изготовят 170, а в следующем году – 209 трамваев: они уже законтрактованы заказчиками. Для дальнейшего наращивания объёмов производства на предприятии в настоящее время идёт модернизация, нацеленная на расширение возможностей цехов и на повышение эффективности применяемых технологий. На сегодняшний день в регионах более всего спросом пользуются односекционные «Львята», а Москва и Санкт-Петербург с их огромными пассажиропотоками закупают в основном двухсекционные и трёхсеционные модели. Помимо обоих российских столиц, трехсекционные трамваи планирует покупать Волгоград, а двухсекционные – Улан-Удэ.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов