Главная страница > Производство > Рынок стройтехники. Падение со смертельным исходом?

Рынок стройтехники. Падение со смертельным исходом?

02.06.2015
8430
view counter

Конференция «Спецавтотехника 2015» наглядно показала, что продолжающееся обрушение российского рынка строительной и специальной техники может оказаться для ее зарубежных поставщиков крайне разорительным, а для отечественных производителей – так и вовсе фатальным.

Вот несколько итоговых данных за 2014 год, которые привел выступивший на организованной 20 мая АСМ-холдингом и ОАР IV российской конференции по специальной автомобильной технике «Спецавтотехника 2015» начальник отдела строительно-дорожной и коммунальной техники Департамента транспортного и специального машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Сергей Силантьев:

Бульдозеры

Объем реализации в 2014 году: более 2,6 тыс. ед. Сокращение по сравнению с 2013 годом на 28%. Производство данной техники на территории страны за указанный период снизилось на 39%, до 700 ед. Объемы импорта сократились на 23%, составив порядка 1,9 тыс. ед.

Автогрейдеры

Объем реализации в 2014 году: более 1,1 тыс. ед. Сокращение по сравнению с 2013 годом на 27%. Производство данной техники на территории страны за указанный период снизилось на 22,4%, до 800 ед. Объемы импорта сократились на 29,5%, составив порядка 450 ед.

Дорожные катки

Объем реализации в 2014 году: более 2,3 тыс. ед. Сокращение по сравнению с 2013 годом на 26%. Производство данной техники на территории страны за указанный период снизилось на 31%, до 200 ед. Объемы импорта сократились на 26%, составив порядка 2,2 тыс. ед.

Производство строительной техники статистика АСМ-холдинг строительная техника машиностроение

Автокраны

Объем реализации в 2014 году: более 3,4 тыс. ед. Сокращение по сравнению с 2013 годом на 38,5%. Производство данной техники на территории страны за указанный период снизилось на 39%, до 3,1 тыс. ед. Объемы импорта сократились на 24%, составив порядка 400 ед.

Автобетоносмесители

Объем реализации в 2014 году: более 1,7 тыс. ед. Сокращение по сравнению с 2013 годом на 50,7%. Производство данной техники на территории страны за указанный период снизилось на 51,7%, до 1,5 тыс. ед. Объемы импорта сократились на 42,4%, составив порядка 280 ед.

Картину дополнил в своем выступлении Заведующий отделом экономических исследований ОАО «Институт промышленного развития «Информэлектро» Юрий Руднев. Изучая представленные им графики нельзя не обратить внимание, что если мощности сравнительно успешно сопротивляющихся интервенции зарубежных производителей и общему экономическому спаду российских предприятий по выпуску автокранов задействованы более чем на 70%, то мощности отечественных производителей бульдозеров загружены менее чем на 40%, а производителей экскаваторов – менее чем на 20%. А ведь это недополученная прибыль, а главное, несделанные вложения в модернизацию и развитие производства (зачем его развивать если отбить затраты из-за крошечных объемов реализации все равно не получится?).

Производство строительной техники статистика АСМ-холдинг строительная техника машиностроение

Уровень производства экскаваторов, кстати, согласно опять же представленным Юрием Рудневым графикам, по итогам 2014 года скатился до 2 тыс. ед. против 6,3 тыс. в наиболее успешном 2007-м. Бульдозеров, которых в прошлом году в России выпустили всего 700, в 2007 году сделали 3,3 тыс., а в производстве фронтальных погрузчиков дела у наших заводов и вовсе обстоят плачевно: 400 ед. против 1,5 тыс. в 2007-м и 1,8 тыс. в 2006-м. По меркам огромной страны – вообще ничто!

Арифметика получается невеселая. И если по автокранам и автобетоносмесителям отечественные производители пусть отступают, но достойно держат удар, продолжая уверенно доминировать в соответствующих рыночных сегментах, то, как видно из данных, приведенных Сергеем Силантьевым, в сегментах бульдозеров и дорожных катков внутрироссийское производство в процентах уменьшилось сильнее, чем импорт аналогичной техники. То есть российские изготовители упомянутой техники продолжают терять свои рыночные доли. Тяжелейшая ситуация по итогам прошлого года складывается у изготовителей экскаваторов, фронтальных погрузчиков и экскаваторов-погрузчиков. По сути все идет к тому, что нынешний кризис с большой долей вероятности добьет целые российские отрасли по производству тех или иных строительных машин. И, несмотря на бодрые заявления правительства о всяческих преференциях отечественным производителям, ситуацию в корне никто исправлять не собирается, ибо для этого, как ни крути, нужно вводить таможенные барьеры, а значит, идти наперекор ВТО, куда наша страна вступила на просто ужасающих для машиностроения условиях.

Производство строительной техники статистика АСМ-холдинг строительная техника машиностроение

Поскольку тему «кто виноват» в продолжающемся развале промышленности в нынешней России с некоторых пор обсуждать не принято, посмотрим, какие варианты ответов сумела предложить конференция на более практичный, а главное, более актуальный вопрос «что делать».

В принципе, никто из собравшихся не отрицал, что целый ряд шагов, предпринятых правительством, включая стимулирование продаж газомоторной техники, приоритетность закупок отечественной продукции для госнужд и частичные компенсации по кредитам и лизингу, безусловно, полезны. Другое дело, что антикризисными их по большому счету назвать сложно. Потому что для противодействия нарастающему экономическому, а вслед за ним – промышленному спаду нужны совсем другие шаги. Какие? В своем выступлении на конференции их сформулировал заместитель директора по сертификации ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» Сергей Соломин. С его точки зрения это:

1. Антисанкционное введение ограничения или полного запрета ввоза на территорию России импортной продукции в сфере машиностроения. Возможность прибегнуть к подобным мерам вытекает из содержания статьи 21 Генерального соглашения по тарифам и торговле, допускающей изъятие товаров в рамках ВТО при угрозе национальной безопасности.

2. Усиление нетарифной защиты: усложнение доступа зарубежной техники на российский рынок за счет введения более строгих стандартов и процедур сертификации. При этом именно технические барьеры сегодня позволяют западным странам эффективно защищать свои рынки от российской продукции в силу сложных и предельно зарегулированных процедур получения сертификатов безопасности.

Производство строительной техники статистика АСМ-холдинг строительная техника машиностроение

3. Не противоречащая обязательствам перед ВТО доработка проекта постановления правительства с целью признания бывшей в употреблении техники отходами производства и потребления в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Сюда же следует добавить введение требования о безусловном соответствии бывшей в употреблении техники, а также техники, ввозимой в единичных экземплярах и физическими лицами, обязательным законодательным требованиям, включая требования по защите окружающей среды.

Производство строительной техники статистика АСМ-холдинг строительная техника машиностроение

4. Распространение действия постановления от 14 июля 2014 года № 656 (о закупке исключительно отечественной техники для государственных и муниципальных нужд) на крупнейшие госкомпании.

5. Повышение налогов на эксплуатацию старой спецтехники с целью обеспечения спроса на новую, запрет на коммерческую перевозку пассажиров и грузов транспортными средствами старше 20 лет, а также введение утилизационного сбора на всю без исключений специальную технику.

Производство строительной техники статистика АСМ-холдинг строительная техника машиностроение

Предлагаемые меры выглядят жесткими, но ровно до тех пор, пока не начнешь изучать законодательство и практику его применения другими промышленно разными странами. Особенно теми, кто демонстрирует бурный промышленный рост. К сожалению, вышеназванные шаги не относятся к столь любимым нынешним правительством полумерам, они требуют политической решительности и воли. Но если правительство ставит перед собой задачу пусть даже не развития, а хотя бы сохранения отечественного машиностроения, то хотя бы часть из вышеназванных мер брать на вооружение все равно придется. А если нет, скорее всего в ближайшие два-три года в стране может в принципе не остаться производителей нескольких основных типов строительной техники.

Константин Закурдаев

Производство строительной техники статистика АСМ-холдинг строительная техника машиностроение




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки