Главная страница > Статистика > Российский рынок грузовиков. Новая реальность

Российский рынок грузовиков. Новая реальность

Как новая сложившаяся в стране санкционно-экономическая ситуация изменила российский рынок новых грузовиков? Давайте разбираться.
02.08.2022
448

Рассказывая о положении дел на российском рынке коммерческих автомобилей, мы традиционно опираемся на статистические данные их регистраций в ГИБДД, предоставленные аналитической компанией «Автостат инфо» – применительно к тяжелым грузовикам это данные регистрации грузовых автомобилей полной массой свыше 6 тонн. Правда, в этот раз мы возьмем за основу не полугодовую статистику, которая не отражает резкое изменение ситуации весной, а статистику июня – когда рынок в основном успел отреагировать и даже отчасти привыкнуть к многочисленным санкционным ограничениям, коснувшимся импорта и производства автомобильной техники в нашей стране.

Как всегда, сделаем традиционную для наших материалов данной тематики оговорку: анализируя данные продаж российских автозаводов, следует учитывать, что они не тождественны данным по объемам производства автомобилей, поскольку в регистрациях ГИБДД не отражается значительная часть их поставок для силовых структур, различная специальная техника на автомобильных шасси, а также автотехника, отправленная на экспорт. Поэтому на основе сведений о количестве продаж не следует делать выводов о результатах производства. Итак, какую же картину мы наблюдаем по результатам минувшего июня по сравнению с июнем 2021 года?

рынок грузовиков, авторынок 2022, продажи грузовиков, производство грузовиков, российский автопром, статистика производства, китайские грузовики, СТ-КТ, июнь 2022

Сначала посмотрим, как в июне обстояли дела у наших, то есть российских и белорусских производителей. Камский автозавод (2341 ед., -32,6%) хотя и сохранил за свое лидерство, но его продажи по сравнению с июнем минувшего года упали почти на треть! Надо признать, что с учетом всех трудностей, с которыми столкнулся этот завод, его результат очень даже неплох! Самым ходовым оказался годами прибывающий в тройке лидеров КАМАЗ-65115 (795 ед., -23,3%), представленный на рынке преимущественно в качестве самосвала – по сравнению с другими моделями его производство сократилось не так уж значительно. За ним следует полноприводный КАМАЗ-43118 (521 ед, -34,8%) – лидер и прошлого года, и минувшего полугодия. А третьим по количеству регистраций значится тяжелый КАМАЗ-6520 (279 ед., -42,9%), тоже известный на рынке в основном как самосвал. Магистральник КАМАЗ-5490 (243 ед., -69,3%) – на четвертом месте. Правда, скорее всего под этим обозначением скрываются сразу две модели нового поколения: наследник Mercedes-Benz Axor, то есть КАМАЗ К4, и новейшая КАМАЗ К5 собственной разработки, известный под отраслевым индексом 54901. И те, и другие, видимо, собраны из задела остающихся на заводе комплектующих.

На втором месте по количеству регистраций в июне ожидаемо оказался Горьковский автозавод (350 ед., -60,9%) с неожиданно значительным падением числа регистраций своих среднетоннажников. Самым популярным по-прежнему остается «Газон NEXT» (242 ед., -60,9%). Регистрации унифицированного с ним полноприводника «Садко NEXT» даже немного подросли (37 против 35 ед.), как немного подросли и продажи нового бескапотника «Валдай Next» (28 против 24 ед.). Кстати, по итогам полугодия ГАЗ произвел последних уже в количестве 191 ед. против 103 ед. в первом полугодии 2021 года – несмотря ни на что, этот проект все же продолжает идти в гору!

рынок грузовиков, авторынок 2022, продажи грузовиков, производство грузовиков, российский автопром, статистика производства, китайские грузовики, СТ-КТ, июнь 2022

Автозавод «Урал» (323 ед., -22,2%) по итогам полугодия оказался в плюсе (2795 ед, +33,8%), нарастив продажи на треть, но по итогам июня как и все ушел в минус. Правда, минус этот меньше, чем у остальных. Самым востребованным по-прежнему остается трехосная полноприводная модель «Урал-4320» (174 ед., -15,1%), куда входят и классические модификации, и модификации семейства Next, а также ее усиленная версия «Урал-5557» (93 ед., -3,1%). Интересно, что дорожные капотные грузовики с колесной формулой 6х4 как выпускались, так и выпускаются едва ли не штучно: в июне зарегистрировано всего 11 таких шасси и ни одного седельного тягача (итог полугодия 37 и 4 ед. соответственно). Что мешает их реально серийному производству, может – импортная трансмиссия? Или эти грузовики регистрируются как спецмашины под другими индексами – ведь на их базе уже разработаны и автокраны, и автозаправщики, и битумовозы, и КДМ – у всех них собственные обозначения. Но это ладно – вроде как запущенные в серию еще в 2021 году бескапотные дорожные модели на сегодня вообще отсутствуют в статистике регистраций ГИБДД. 

Минский автозавод (309 ед., -45,2%) в своих российских продажах опирается на три наиболее ходовые модели: трехосное шасси МАЗ-6312 (в статистике регистраций обозначается как МАЗ-МАН), трехосный самосвал МАЗ-6501 и опять же трехосный седельный тягач МАЗ-6430: количество их регистраций в июне составило, соответственно, 73, 68 и 45 ед. Интересно, что двухосный седельный тягач МАЗ-5440, позиционируемый заводом как современный магистральник и конкурент новым моделям КАМАЗа и европейским тягачам, де-факто пока не смог зарекомендовать себя в таком качестве: количество его июньских регистраций упало почти вдвое, на 46,9%, до 26 ед.

рынок грузовиков, авторынок 2022, продажи грузовиков, производство грузовиков, российский автопром, статистика производства, китайские грузовики, СТ-КТ, июнь 2022

А ведь замещать есть кого! Последние несколько месяцев синхронно с ростом санкционных ограничений сокращались продажи европейских и японских грузовиков. Возьмем данные за июнь: ISUZU (182 ед., -54,4%), HINO (103 ед., -36%), Mercedes-Benz (41 ед., -91,6%), MAN (36 ед., -93,2%), Scania (34 ед., -96,6%), IVECO с учетом IVECO-AMT (42 ед., -65,3%), VOLVO (23 ед, -96,1%), DAF (13 ед., -96%), Renault Trucks (2 ед., против 102 ед. в июне 2021 года). Прибавка в этом европейско-японском падающем сообществе обозначилась только у FUSO (59 ед. против 53 ед в июне 2021 года). У европейцев – самая сложная ситуация: получается, количество регистраций их автотехники в указанном месяце сократилось в 10 – 50  раз! Менее всех потерял IVECO, но исключительно за счет слабых продаж годом ранее. В общей сложности, за июнь у европейской большой семерки число российских регистраций упало на 2745 ед. Эта цифра выглядит особенно впечатляющей, если пересчитать ее на весь текущий год – она будет примерно в десять раз больше! То есть годовой потенциал для роста оставшихся на рынке производителей – порядка 20 тыс. грузовиков. А остались – наши да китайцы. И все пока идет к тому, что выгодоприобретателем в данной ситуации окажутся именно производители из Китая.

Потому что если результаты продаж российских и белорусских производителей средних и тяжелых грузовиков в июне падали, то китайских, напротив, росли. И это только начало: многие бывшие покупатели «европейцев» все еще озадаченно оглядываются по сторонам в поисках их замены. Но скоро и они придут к выводу, что, альтернатива, собственно, не столь уж велика – и тогда продажи китайских брендов вообще уйдут за облака. Впрочем, они рвутся вверх уже сейчас.

авторынок 2022, июнь 2022, китайские грузовики, продажи грузовиков, производство грузовиков, российский автопром, рынок грузовиков, СТ-КТ, статистика производства

Судите сами: вышедший на второе место вслед за КАМАЗом в общем зачете SHAANXI (973 ед.) за июнь увеличил количество регистраций в 4,5 раза, HOWO (310 ед.) – в два раза, JAC (212 ед.) – в 2,4 раза, FAW (190 ед.) – в 1,3 раза, а HONGYAN, он же – SAIC-IVECO (35 ед.) – в 17 раз! И это, повторюсь, только начало китайской экспансии.

Потому что китайские производители сегодня оказались на коне: поставляя в Россию грузовики они напрямую не нарушают западных санкций, вторичных санкций никто из них особо не боится, поскольку поставки их грузовиков на американский и европейский рынки отсутствуют, а собственных антироссийских санкций правительство Поднебесной вводить не намерено. Плюс позволяющий поддерживать конкурентную цену усилившийся рубль, плюс китайские стимулирующие экспортные программы… Теми мерами, которыми наше государство пытается реанимировать отечественный автопром сейчас, его в таких условиях на ноги не поставить. Нужны меры более действенные и более радикальные. Впрочем, о них мы уже говорили.

И тем не менее, нельзя не признать, что российские производители грузовиков в нынешних неимоверно усложнившихся условиях по крайней мере в традиционных для себя нишах держат позиции. Да, в самом доходном и перспективном магистральном сегменте их потенциал не велик, но в сегментах строительной автотехники, развозных, а тем более, внедорожных грузовиков они даже при ограниченных производственных возможностях вполне способны дать бой китайской экспансии. Насколько эта способность действительно велика? Второе полугодие покажет.

Константин Закурдаев

Статистические данные предоставлены ООО "Автостат инфо"

рынок грузовиков, авторынок 2022, продажи грузовиков, производство грузовиков, российский автопром, статистика производства, китайские грузовики, СТ-КТ, июнь 2022




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1019 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки