Главная страница > Статистика > Российский рынок грузовиков 2019. И плюс, и минус

Российский рынок грузовиков 2019. И плюс, и минус

Российский рынок грузовиков в 2019 году показал небольшое снижение. Но ряд производителей смогли нарастить на нем не только долю, но и продажи.
16.01.2020
4957
view counter

Согласно статистическим данным регистраций грузовых автомобилей полной массой свыше 6 тонн в ГИБДД, предоставленным аналитической компанией «Автостат инфо», российский рынок средних и тяжелых грузовиков по результатам 2019 года сократился на 2,3%: итог – 78 807 поставленных на учет автомобилей. В падении виноваты зарубежные поставщики, общее число регистраций автотехники которых, за рассматриваемый период составившее 34 957 ед., снизилось на 10,6%. Российские производители, напротив, показали рост поставок, причем в нынешних экономических условиях весьма неплохой, составивший 5,4% – всего на учет в ГИБДД встали 43 850 грузовых автомобилей отечественного производства.

Тут сделаю традиционную для материалов данной тематики оговорку: анализируя данные продаж российских автозаводов, следует учитывать, что они не тождественны данным по объемам производства автомобилей, поскольку в регистрациях ГИБДД не отражается значительная часть их поставок для силовых структур и различная специальная техника на автомобильных шасси, а также автотехника, отправленная на экспорт. Поэтому на основе сведений о количестве продаж не следует делать выводов о результатах производства. 

1. Камский автозавод (27 887 ед., +6,4%). Традиционный лидер в поставках средних и тяжелых грузовиков на российский рынок, Камский автозавод, закончил год с хорошим плюсом, хотя и не смог в полной мере воспользоваться декабрьским ажиотажем, связанным с ожиданиями повышения цен на автомобили в 2020 году в связи с ростом ставок утилизационного сбора – в последний месяц 2019 года продажи КАМАЗа падали. Как и в прежние годы, самым продаваемым стал трехосный внедорожник КАМАЗ-43118 (6804 ед., +4,3%). Второе место, опять же традиционно, у КАМАЗ-65115 (5904 ед., +6,5%), предлагаемого в качестве шасси и самосвала с колесной формулой 6х4. А на третье место по количеству поставок российским заказчикам вышел магистральник КАМАЗ-5490 на мерседесовской агрегатной базе (5170 ед., +6,8%). Отметим, что продажи этой модели впервые в ее истории перешагнули пятитысячную отметку – теперь уже можно уверенно констатировать, что завод закрепился в сегменте магистральных грузовиков, опередив по поставкам таких машин большинство когда-то безраздельно царивших на нем европейских компании. Хороший результат показал новый трехосный майнинговый самосвал КАМАЗ-6580, поставки которого достигли 626 ед. против 362 ед. годом ранее. Интересно отметить и регистрацию в 2019 году пяти пятиосных крановых шасси КАМАЗ-7330 против трех в 2018 году.

2. Горьковский автозавод (9727, +7,1%). Как всегда, вторую сточку по количеству российских регистраций средних и тяжелых грузовиков занимает ГАЗ. Причем рост его поставок даже выше, чем у КАМАЗа. Основную «кассу» предприятию в данном сегменте делает «Газон NEXT»: в 2019 году в ГИБДД зарегистрировано 6525 ед. (+6,4%) этих автомобилей. Но по-прежнему сильны позиции и у классического «Газона», который сегодня оснащают современным дизелем ЯМЗ-534: результат ГАЗ-3309 в 2019 году составил 2071 ед. (+17,7%). А вот производство внедорожника ГАЗ-3308 «Садко» (804 ед., -14,5%) который год сокращается. В 2020 году на рынок выходит следующая генерация этого автомобиля повышенной проходимости – может она сможет переломить тенденцию?

3. Volvo (5565 ед., -10,4%). Компания хотя и не избежала падения, но сумела подняться с четвертого на третье место, обойдя компанию Scania. Основная масса продаж приходится на двухосные Volvo FH (2855 ед., -22,3%). Укрепили позиции заднеприводные Volvo FM (550 ед., +16,5%) и трехосные полноприводные Volvo FM (516 ед., +12,2%), по количеству регистраций грузовиков Volvo заняв, соответственно, вторую и третью позиции.

4. Scania (5472 ед., -17,5%). Сокращение поставок зарубежных грузовиков на российский рынок нанесло по прошлогоднему лидеру европейской «большой семерки», компании Scania, наиболее чувствительный удар! Как и у других «европейцев», наиболее востребованными в России остаются двухосные модели, главным образом седельные тягачи серии R (1807 ед., -24%) и серии G (1038 ед., -40,8%), а также автомобили с колесной формулой 8х4 серии Р (582 ед., +13,5%). Результат автомобилей 4х2 серии P – 400 ед. (-20%).

5. MAN (4497 ед., -9,3%). Компания хотя и потеряла в продажах, но по-прежнему уверенно сохраняет пятое место в общем зачете. Почти половина регистраций пришлась на двухосные MAN TGX (2139 ед., -7,4%) – в подавляющем большинстве это седельные тягачи. Следующими по востребованности идут трехосные MAN TGS: 26-тонные с колесной формулой 6х4 (371 ед., -24,7%) и 40-тонные с колесной формулой 6х6 (340 ед., +59,6%).

6. Mercedes-Benz (4030 ед., -15%). Компания продолжает сокращать поставки российским заказчикам фактически в том же темпе, что и годом ранее. В безусловных лидерах марки по продажам – Mercedes-Benz Actros (3888 ед., -11%). По итогам 2019 года хорошо прибавил новейший строительный Arocs (88 ед. против 2 ед.), а сильнее всех потерял снятый с производства Axor (16 ед. против 299 ед.)

7. Минский автозавод (3709 ед., -10,5%). Уверенный 17,5-процентный рост в 2018 году сменился весьма ощутимым падением. Не удивительно – снизились регистрации некоторых наиболее востребованных в России моделей завода: трехосного грузовика МАЗ-6312 (821 ед., -20,7%), трехосного седельного тягача МАЗ-6430 (508 ед., -26,6%) и трехосного самосвала МАЗ-6501 (388 ед., -12,8%). Но не все так плохо: существенную прибавку показали двухосное шасси МАЗ-5340 (574 ед., +42,8%) и изотермический фургон МАЗ-6731 «Купава» (482 ед., +46,5%).

8. ISUZU (3137 ед., -21,5%). Безусловный лидер среди представленных у нас азиатских брендов идет с двукратным отрывом от ближайшего преследователя, компании Hyundai. Две самых популярных моделей марки в России: ISUZU NQR (1100 ед., +0,3%) и  ISUZU NPR (1007 ед., -37,2%).

9. Уральский автозавод (2766 ед., +4,5%). Поставки «Уралов» на гражданский рынок, то есть без учета автомобилей, поступивших в распоряжение силовых структур, за минувший год хоть немного, но выросли. Самым востребованным по-прежнему остается трехосный полноприводный «Урал-4320» (1556 ед., +2,5%): в статистике под этим обозначением объединены автомобили как прежнего, так и нового поколений («Урал NEXT»). А вот поставки унифицированного с ними шасси/самосвала «Урал-5557» (723 ед., -7,4%) несколько снизились. Рост показал двухосный «Урал-43206» (146 ед., +97,3%), тогда как выпуск дорожных капотных грузовиков и тягачей с колесной формулой 6х4 все никак не войдет в колею – в общей сложности в 2019 году их зарегистрировано 21 ед. против 16 ед. в 2018-м.

10. DAF (2554 ед., -6,3%). У замыкающей десятку лидеров российского рынка средних и тяжелых грузовиков компании DAF львиная доля продаж приходится на двухосный магистральник DAF XF105 FT (2304 ед., -8,3%). Хорошо продавалась модель этого же семейства DAF XF105 FTG (86 ед., +22,9%) с колесной формулой 6х2, неплохую прибавку продемонстрировал развозной DAF FL (59 ед. против 25 ед. годом ранее).

Далее, в числе компаний, количество регистраций грузовиков которых превысили отметку в тысячу единиц, идут занимающийся российской локализацией Hyundai (1502 ед., -17,9%), лидирующий среди китайских производителей SHAANXI (1378 ед., +90,3%), наконец вышедший в плюс IVECO (1264 ед., +4,2%), активно набирающий обороты Renault Trucks (1182 ед., +25,5%) и упавший почти на треть HINO (1165 ед., -31,7%). Также преодолевший в 2018 году тысячную планку FUSO в 2019 году допустил одно из самых значимых в рассматриваемом сегменте рынка падений, закончив минувший год с результатом всего 604 зарегистрированных грузовика (-40,7%).

Среди производителей, значительно улучшивших свои позиции на российском рынке в 2019 году, нужно назвать JAC (491 ед., +81,9%), HOWO (463 ед., +70,8%), FOTON (222 ед., +16,8%) и Ford Trucks (207 ед., +72,5%). TATRA продолжает сокращать поставки (48 ед., -28,4%), фактически ушел с российского рынка украинский «АВТОКРАЗ» – число регистраций его грузовиков в минувшем году составило всего 3 ед. против 20 ед. в 2018-м.

Константин Закурдаев

Статистические данные предоставлены ООО «Автостат инфо»




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки