Ренессанс электротранспорта Украины
Новости отрасли
Самое читаемое
К сожалению, на сегодняшний день в России развития общественного электротранспорта как такового нет вообще. За редким исключением (Москва и Крым), троллейбусы и трамваи закупаются в единичных количествах, не обеспечивающих даже плановую замену выбывающей из эксплуатации техники. За последние 20 лет в стране построены всего пять новых эксплуатационных предприятий (депо), все в Москве или области, закрыты же – десятки. В 13 российских городах работа одного или двух видов электротранспорта вообще прекращена.
Практически такую же картину до недавнего времени можно было наблюдать и в Украине. Электротранспорт постепенно сдавал позиции частным перевозчикам. Коммунальные (по-нашему – муниципальные) власти лишь разводили руками: в местных бюджетах не хватало средств на все сферы городского благоустройства, государство же фактически самоустранилось от какой-либо поддержки транспортной отрасли. Однако уже в 2015 году ситуация кардинально изменилась. В города стали поступать, пусть и небольшими партиями, новые и бывшие в употреблении (европейские) троллейбусы и трамваи. Был дан старт строительству новых и капитальному ремонту существующих линий электротранспорта. При этом уже в ближайшее время темпы обновления подвижного состава и реконструкции городской транспортной инфраструктуры увеличатся.
Точки роста
Основным двигателем возрождения городского электротранспорта Украины оказалась, как ни странно, сложная финансово-экономическая ситуация в стране. Девальвация местной валюты отрицательно сказалась на доходах как рядовых граждан, так и частных предпринимателей. Первые стали реже пользоваться личным автотранспортом, частникам же стало невыгодно работать на коммерческих маршрутах, обновлять парк техники. Услуги коммунального транспорта оказались более востребованы.
Экономические перемены негативно отразились и на наполняемости местных бюджетов, которые, впрочем, и ранее испытывали острый дефицит средств. Для исправления ситуации в 2014 году был запущен процесс бюджетной децентрализации, в ходе которого были пересмотрены порядок налогообложения и структура межбюджетных трансфертов. Не углубляясь в цифры и экономические термины, суть реформы можно кратко описать так: по ее результатам регионы, города и небольшие населенные пункты теперь отдают значительно меньшие суммы «наверх», в государственный бюджет. На местах благодаря перераспределению налогов стали оставаться деньги, полученные от сборов, напрямую зависящих от финансовой активности граждан и предпринимателей, то есть, по сути, от успешной работы местных администраций. Таким образом, бюджетная децентрализация оказалась действенным стимулом для дальнейшего развития украинских регионов, городов и сел.
Фактически эту реформу можно назвать логичным продолжением процесса, запущенного ранее и остановившегося на середине...
С нами уже 1039 профессионалов