view counter
Главная страница > Спецтехника > Погрузчики с бортовым поворотом. Ситуация в России

Погрузчики с бортовым поворотом. Ситуация в России

Экономический кризис привел к обрушению рынка погрузчиков с бортовым поворотом, однако результаты 2017 года вселяют надежду на улучшение.
11.12.2017
1325
view counter

В наши дни мини-погрузчики с бортовым поворотом прочно вошли в обиход у строителей и дорожников, коммунальщиков и аграриев, при ландшафтных работах и в складском хозяйстве. Такие погрузчики могут комплектоваться не только ковшом. Они способны выполнять десятки видов самых разных операций: погрузку сыпучих и штучных материалов, подметание, уборку снега, бурение, копание, уплотнение асфальтобетона, разрушение конструкций гидромолотом или фрезой, смешение и доставку бетонной смеси. Исключительная компактность, маневренность и универсальность – ключевые преимущества погрузчиков с бортовым поворотом.

Минипогрузчик, Мини-погрузчик, Курганмашзавод, Пневмостроймашина, Уралвагонзавод, КВЗ, УМЗ, Тяжекс, САРЭКС, Гомсельмаш, Амкодор, МоАЗ, Гомсельмаш, Ант, Ant, бортовой поворот

В нашу страну данный класс техники пришел не так уж давно. Первые погрузчики с бортовым поворотом начали выпускать в СССР во второй половине 1980-х. А родиной мини-погрузчиков принято считать США, где их производство было освоено в конце 1950-х. В настоящее время большинство мировых производителей строительной техники имеют в своих продуктовых линейках погрузчики с бортовым поворотом как на колесном, так и на гусеничном ходу.

Бурное развитие сегмента погрузчиков с бортовым поворотом на российском рынке началось с середины 2000-х. Значительный ежегодный рост объемов продаж (за исключением кризисных лет) вывел эту категорию машин из аутсайдеров в лидеры. В лучшие годы объем российского рынка погрузчиков с бортовым поворотом превышал 4000 ед.

Минипогрузчик, Мини-погрузчик, Курганмашзавод, Пневмостроймашина, Уралвагонзавод, КВЗ, УМЗ, Тяжекс, САРЭКС, Гомсельмаш, Амкодор, МоАЗ, Гомсельмаш, Ант, Ant, бортовой поворот

Для сравнения приведем несколько цифр. В 2004 году емкость рынка составила около 1800 погрузчиков (с учетом производства в России, а также импорта новых и б/у машин), а в 2008-м уже 4136. Затем, в 2009–2010 годах, был многократный спад объемов поставок, сменившийся в 2011 году бурным ростом. После первой волны кризиса, в 2012 году, рекордный показатель 2008 года был побит, поставки достигли 4313 ед. Увы, вторая волна кризиса в российской экономике не заставила долго ждать: дешевеющая нефть, обесценивание рубля, международные санкции... В 2015 году рынок пополнился всего лишь 977 погрузчиками с бортовым поворотом, показав наихудший результат за последние пять лет. Определенный оптимизм вселил 2016 год: объемы производства и импорта суммарно составили 1225 машин. Вполне вероятно, что итог нынешнего года тоже будет со знаком плюс, поскольку в период с января по июнь выдано на-гора уже 800 погрузчиков.

Минипогрузчик, Мини-погрузчик, Курганмашзавод, Пневмостроймашина, Уралвагонзавод, КВЗ, УМЗ, Тяжекс, САРЭКС, Гомсельмаш, Амкодор, МоАЗ, Гомсельмаш, Ант, Ant, бортовой поворот

Производство в России и СНГ

Тему мини-погрузчиков с бортовым поворотом в Советском Союзе начали активно разрабатывать в середине 1980-х. В ту пору на Ленинградском экскаваторном заводе прекратили производство экскаваторов, взамен которых по заданию Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения предстояло освоить выпуск погрузчиков с бортовым поворотом. Их производство на ленинградском заводе успешно наладили. Оно продолжалось вплоть до конца 1990-х, пока предприятие (называвшееся в ту пору Машиностроительная фирма «БАРС») не постигло банкротство.

На последнее десятилетие минувшего века пришелся пик активности в освоении производства погрузчиков с бортовым поворотом в России и на постсоветском пространстве.

Минипогрузчик, Мини-погрузчик, Курганмашзавод, Пневмостроймашина, Уралвагонзавод, КВЗ, УМЗ, Тяжекс, САРЭКС, Гомсельмаш, Амкодор, МоАЗ, Гомсельмаш, Ант, Ant, бортовой поворот

В 1991 году «Курганмашзавод» начал выпуск лицензионных погрузчиков МКСМ-800 грузоподъемностью 800 кг. Прообразом курганской машины стал UNC 060 словацкого предприятия ZTS Detva. Практически одновременно с «Курганмашзаводом» (КМЗ) завод «Пневмостроймашина» и «Уралвагонзавод» (УВЗ) приступили к изготовлению погрузчиков ПУМ-500 грузоподъемностью 500 кг. Менее чем через 10 лет совместного производства выпуск ПУМов полностью сосредоточили на УВЗ. К тому же нижнетагильские конструкторы расширили модельный ряд, добавив в линейку машины грузоподъемностью 800 и 1000 кг. На протяжении 2000-х годов КМЗ и УВЗ были единственными отечественными производителями погрузчиков с бортовым поворотом, суммарно выпуская порядка 1500 машин в год, из которых две трети делали в Кургане. В середине 2000-х годов этим предприятиям принадлежало около 70–80% рынка техники данного класса.

Минипогрузчик, Мини-погрузчик, Курганмашзавод, Пневмостроймашина, Уралвагонзавод, КВЗ, УМЗ, Тяжекс, САРЭКС, Гомсельмаш, Амкодор, МоАЗ, Гомсельмаш, Ант, Ant, бортовой поворот

Помимо КМЗ и УВЗ наладить производство погрузчиков с бортовым поворотом в 1990-е годы пытался воронежский завод «Тяжэкс», однако дальше выпуска небольшой партии дело не пошло. В тот же период в Беларуси за погрузчики с бортовым поворотом взялись сразу три предприятия: «Амкодор», Могилевский автомобильный завод и «Гомсельмаш». Из них наладить полноценное производство, существующее по сей день, удалось только «Амкодору». На МоАЗе и «Гомсельмаше» все ограничилось единичными образцами. На Украине такую технику на протяжении 1990-х выпускал Бердянский завод дорожных машин, до тех пор пока не обанкротился. В 1990-е киевский завод «Атек» (в прошлом «Красный экскаватор») тоже имел виды на погрузчики с бортовым поворотом. Но до крупносерийного выпуска дело так и не дошло.

Минипогрузчик, Мини-погрузчик, Курганмашзавод, Пневмостроймашина, Уралвагонзавод, КВЗ, УМЗ, Тяжекс, САРЭКС, Гомсельмаш, Амкодор, МоАЗ, Гомсельмаш, Ант, Ant, бортовой поворот

На сегодняшний день из вышеупомянутых производителей погрузчики с бортовым поворотом выпускают только «Курганмашзавод» и «Амкодор». Кроме них появились новые игроки: «САРЭКС» и Ковровский электромеханический завод (КЭМЗ)…

Продолжение материала Владимира Новосёлова - в электронной версии журнала "Спецтехника и коммерческий транспорт" №6, 2017.

Автор статьи выражает признательность за оказанную информационную поддержку ООО «Айди-маркетинг» (www.id-marketing.ru), генеральному директору ЗАО «Стройдормаш» М.В. Струку и предприятиям, предоставившим информацию.




x
Вход на сайт
x
Регистрация
Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
User Roles
Юридическая информация
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки
x
Новостная рассылка

С нами уже 945 профессионалов

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Image CAPTCHA
Введите символы с картинки