Главная страница > Спецтехника > По снегам и по болотам

По снегам и по болотам

Эти снегоболотоходы, разработанные для перевозки как людей, так и грузов, способы к покорению самого серьезного бездорожья. За счет чего?
23.12.2021
687

С виду «Сармат» – самый настоящий вездеход: огромный дорожный просвет, внушительных размеров колеса с широкопрофильными «зубастыми» шинами – водруженный на такую ходовую часть уазовский кузов кажется словно уменьшившимся в размерах. Как рассказал главный конструктор «Сармата» Таймураз Цагаев, такие машины очень нужны на Севере, где огромные заболоченные территории, по которым ради перевозки двух-трех человек или небольших грузов порой приходится гонять тяжелые снегоболотоходы, что неудобно и нерентабельно. «Сармат», который наделен не только высокой проходимостью, но и плавучестью, удачно решает эту проблему: помимо кузова у серийного УАЗа для него заимствован и 2,7-литровый бензиновый двигатель ЗМЗ-409 мощностью 128 л.с., не обладающий высокими аппетитами силовых агрегатов более крупных и тяжелых снегоболотоходов.

Сармат, снегоболотоход, Сармат-МАДИ, вездеход Сармат, производство вездеходов, СТ-КТ

По данным разработчика, расход топлива у «Сармата» на плотных грунтах составляет 20-25 л/100 км. В паре с заволжским двигателем установлена опять же применяемая на ульяновский внедорожниках корейская 5-ступенчатая коробка передач Dymos. При снаряженной массе 2300 кг грузоподъемность «Сармата» составляет 400 кг. Но это – на слабонесущих грунтах. Если же под колесами не болото или глубокий снег а, скажем, вполне сносный для движения проселок, перевозить можно и больше: по официальным данным 600 кг, но, при желании, вплоть до тонны. «Уазовская» компоновка с внушительным капотом, смещенной назад кабиной и значительным выносом вперед управляемой оси позволила снизить нагрузку на передние колеса – в результате «Сармат» не закапывается ими в зыбкий или топкий грунт, что нередко происходит с полукапотными или бескапотными аналогами.

Сармат, снегоболотоход, Сармат-МАДИ, вездеход Сармат, производство вездеходов, СТ-КТ

Помимо кузова и силового агрегата, «Сармат» получил от УАЗа рессоры. Но в его задней подвеске пакет этих рессор снабжен дополнительными листами. В передней, тоже зависимой подвеске с целью увеличения ее хода используются не рессоры, а пружины. Оба моста редукторные, обеспечивающие очень внушительный дорожный просвет в 640 мм. В их основе – передний мост от полноприводного трактора «Беларус», но с расширяющими колею оригинальными чулками. Перед тем, как поставить такой мост на «Сармат», его разбирают с целью замены масла и резинотехнических изделий на более качественные. Подобная двухступенчатая конструкция мостов позволила поднять не только проходимость, но и передаваемый на колеса крутящий момент, хотя максимальная скорость из-за этого упала до 50 км/ч. Что, впрочем, не так страшно: по бездорожью подобные машины обычно передвигаются на скорости не выше 30 - 35 км/ч.

Сармат, снегоболотоход, Сармат-МАДИ, вездеход Сармат, производство вездеходов, СТ-КТ

Газовская двухступенчатая раздаточная коробка с включенным в ее конструкцию дифференциалом располагает понижающей передачей и возможностью блокировки. Блокирующие механизмы сделаны и в центральных дифференциалах обоих мостов. Привод включения всех блокировок трансмиссии пневматический. Для него, а также для системы изменения давления воздуха в шинах предусмотрен компрессор. Тормозные механизмы – дискового типа. Впечатляющие широкопрофильные шины размерностью 1399х700х533 производит компания AVTOROS. Для повышения надежности они выполнены 4-слойными, а значит, очень стойкими к проколам. Но, при желании, можно заказать и двухслойные, обеспечивающие более мягкий ход. Конечно, с подобными широкими шинами «Сармат» выходит за дорожный габарит – его ширина составляет 2,7 м, но, зато, среднее давление на грунт не превышает 0,18 кг/см2, что очень важно на бездорожье.

Сармат, снегоболотоход, Сармат-МАДИ, вездеход Сармат, производство вездеходов, СТ-КТ

История семейства внедорожников «Сармат» тянется уже довольно давно: они были разработаны под руководством Таймураза Цагаева и прошли ходовые испытания в 2009 – 2010 годах, после чего, в 2011 – 2012 годах состоялись ресурсные испытания в реальных условиях применения. Тогда же сформировалось и семейство этих снегоболотоходов с различными колесными базами, с двумя или тремя мостами, с возможностью изготовления в пассажирском, грузопассажирском или полностью грузовом вариантах, для которых полностью или частично заимствуется кузов от УАЗ «Патриот» или УАЗ «Пикап». Со временем, с выходом на рынок грузового «УАЗ Профи», он тоже стал донором для «Сарматов». Одной из первых специальных модификаций этих снегоболотоходов стала пожарная – в ходе борьбы с очень сложными для тушения лесными пожарами обычные пожарные автомобили при необходимости пополнения запаса воды часто просто не способны сколько-нибудь близко подъехать к лесным водоемам из-за заболоченных окрестностей, тогда как для «Сармата» это не проблема!

Сармат, снегоболотоход, Сармат-МАДИ, вездеход Сармат, производство вездеходов, СТ-КТ

Если он все же застрянет – на этот случай предусмотрена лебедка. Она закреплена на раме под передним бампером, но, если надо выбираться назад, ее можно перенести на «корму» – на заднем торце рамы для этого сделано специальное посадочное место с необходимыми разъемами для подключения. Если судить по данным на официальном сайте производителя снегоболотоходов «Сармат», в зависимости от комплектации их двухосные версии предлагают по цене от 2,75 до 2,96 млн. руб. От заказа до сдачи заказчику готовой машины обычно проходит около полутора месяцев. Но это – с учетом времени на закупку всех необходимых комплектующих, сам же процесс постройки снегоболотохода занимает от двух до трех недель.

Сармат, снегоболотоход, Сармат-МАДИ, вездеход Сармат, производство вездеходов, СТ-КТ

Интерес к снегоболотоходам «Сармат» растет, постепенно появляются их все новые модификации. Например, не так давно по требованию одного из заказчиков была изготовлена модификация «Сармата» с использованием компонентов от УАЗ «Профи», главная особенность которой – в габаритной ширине, которую, за счет применения меньших по размеру шин удалось вписать в дорожный норматив 2,5 м. Чтобы при этом сохранить прежние показатели остойчивости на плаву, такой снегоболотоход комплектуют специальными поплавками из плотного пенопласта, которые при необходимости устанавливают на диски колес – они довольно компактны и много места в тентованном кузове не занимают. 

Сармат, снегоболотоход, Сармат-МАДИ, вездеход Сармат, производство вездеходов, СТ-КТ

Кстати, сам грузовой кузов у этого снегоболотохода – не просто ровная бортовая платформа, как у более ранних «Сарматов»: в его центральной части, между арками крыльев колес, сделана широкая продольная ниша, в которую спокойно помещаются, к примеру, стандартные емкости для перевозки воды или горюче-смазочных материалов. Таким образом, перевозимый груз находится максимально низко, а значит, подобное решение способствует понижению центра тяжести, что важно для любого вездехода как при движении по пересеченной местности с уклонами и косогорами, так и в плане остойчивости на плаву.

Константин Закурдаев

Сармат, снегоболотоход, Сармат-МАДИ, вездеход Сармат, производство вездеходов, СТ-КТ




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1012 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки