Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Коммерческий транспорт > ПЭК и роботизация грузового транспорта

ПЭК и роботизация грузового транспорта

Когда, где и на каких условиях роботизированные грузовики выйдут на российские дороги?
28.06.2021
1140
view counter

Специализирующаяся на грузоперевозках по нашей стране и за рубежом «Первая экспедиционная компания», хорошо известная на российском рынке транспортно-логистических услуг под аббревиатурой ПЭК, подписала с компанией BaseTracK Logistics SF соглашение о намерениях, согласно которому 1000 ее грузовиков посредством инновационных разработок подключат к системе автоматического вождения. Эта система, опираясь на «цифровой двойник» дороги, будет рекомендовать водителю оптимальные действия при управлении автомобилем. Предполагается, что подобные рекомендации позволят снизить влияние человеческого фактора, тем самым уменьшив потребление топлива и, соответственно, связанные с ним расходы. Насколько? Проведенные специалистами компании «ПЭК» тестовые рейсы по федеральным трассам на десяти первых оборудованных системой BaseTracK SF грузовиках позволили добиться 10-процентного роста экономичности по сравнению с нормативом.

ПЭК, автономный грузовик, грузовик-робот, EVO-1, беспилотный грузовик, беспилотник, СТ-КТ

Кроме того, «ПЭК» тестирует две технологии более углубленной автоматизации движения транспорта. Начиная с марта на трассе М-11 «Нева» начато пробное движение автопоездов компании с передачей автоматике функции управления педалью газа – это должно еще более снизить потребление топлива. Второй инновационный проект – использование грузовой платформы EVO-1 на закрытой площадке логистического хаба «ПЭК» в Бутово. Эта платформа, по сути представляющая собой лишенный привычной кабины грузовик-робот, в беспилотном режиме возит сборные грузы между двумя складами по маршруту протяженностью 170 м. В среднем за сутки беспилотник совершает два десятка рейсов, перевозя 47 палет массой 4,6 тонны. EVO-1 перемещается по хабу со сравнительно небольшой скоростью, которая, в зависимости от загруженности территории другими транспортными средствами, колеблется от 3,5 до 10 км/ч. Но зато количество аварий с участием беспилотника за все время его применения равно нулю.

ПЭК, автономный грузовик, грузовик-робот, EVO-1, беспилотный грузовик, беспилотник, СТ-КТ

По случаю подписания вышеупомянутого соглашения о намерениях между компаниями «ПЭК» и BaseTracK Logistics SF, в Москве 23 июня состоялась пресс-конференция, на которой помимо связанных с упомянутой договоренностью перспектив удалось обсудить целый комплекс проблем и планов, связанных с появлением в нашей стране беспилотного автотранспорта. В ходе мероприятия своими мнениями с представителями профильных СМИ поделились исполнительный директор «Цифровая эра транспорта» Дмитрий Ольховиков, генеральный директор Автономной некоммерческой организации «ПравоРоботов» Никита Куликов, заместитель директора компании «ПЭК» Вадим Филатов, директор департамента цифровой трансформации «ПЭК» Олег Сковородников, генеральный директор компании Evocargo Андрей Большаков и генеральный директор компании BaseTracK Андрей Вавилин. Так, участники пресс-конференции выразили озабоченность значительным сроком, отведенным на выработку стандартов и законов, связанных с применением автономных грузовиков на наших дорогах, которые планируется принять только в 2025 году, – технологии в данной области развиваются стремительно, значительно обгоняя столь медленное движение в сторону их законодательного регламентирования, а потому делая его устаревшим еще до момента принятия. Правовой вакуум – одно из двух главных препятствий, сдерживающих развитие роботизации автотранспорта в нашей стране. А второе препятствие – отсутствие требуемой для такого транспорта инфраструктуры. Хотя как раз это препятствие по меньшей мере часть разработчиков намерена если не преодолеть, то хотя бы попытаться обойти.

ПЭК, автономный грузовик, грузовик-робот, EVO-1, беспилотный грузовик, беспилотник, СТ-КТ

Ободряет, что наши специалисты, по крайней мере из числа присутствующих на пресс-конференции, основной упор в автоматизации автомобильного транспорта делают не на появление так называемых «умных» дорог, а в первую очередь на «умные» машины, которые способны участвовать в дорожном движении без непосредственного управления со стороны внешних систем. В нашем случае, при полном отсутствии понимания по срокам и прочим организационным, юридическим и финансовым вопросам, связанным с оборудованием дорог соответствующими системами управления, подобный подход выглядит более дальновидным и прагматичным.

ПЭК, автономный грузовик, грузовик-робот, EVO-1, беспилотный грузовик, беспилотник, СТ-КТ

Тем не менее развитая внешняя инфраструктура в некоторых случаях, безусловно, целесообразна и наиболее эффективна. Речь идет прежде всего об ограниченных по площади и закрытых для постороннего транспорта территориях, таких как карьеры, где добывают полезные ископаемые. Не случайно на некоторых из них уже сегодня вовсю применяются самосвалы-роботы, работающие без какого-либо присутствия водителя в кабине. Именно карьерная техника на настоящий момент оказалась в авангарде процесса роботизации автотранспорта.

ПЭК, автономный грузовик, грузовик-робот, EVO-1, беспилотный грузовик, беспилотник, СТ-КТ

Огорчает лишь то, что при посещении самых разных мероприятий, связанных с обсуждением перспектив роботизации автомобилей, как прежде, так и сейчас не удается услышать точного и однозначного ответа, на какое конкретно снижение затрат могут рассчитывать перевозчики, решившиеся на внедрение у себя подобного транспорта. И если еще несколько лет назад подобное отсутствие конкретики можно было объяснить тем, что автоматизация транспорта подавалась главным образом на уровне идеи, то сегодня, когда развернуто серийное производство всего необходимого для этого оборудования, невозможность ознакомиться с подобными расчетами выглядит по меньшей мере странно. Утверждения, что роботу, в отличие от водителя, не надо платить зарплату, а водит он более рационально и безопасно, выглядят по меньшей мере однобоко. Потому что полностью роботизированный грузовик сам по себе сложнее и дороже, как сложнее и дороже его обслуживание. И, хотя, по словам участников упоминаемой здесь пресс-конференции, в Северной Америке сегодня по хайвеям бегают уже сотни грузовиков-роботов, никто из специалистов по-прежнему не в состоянии с цифрами в руках обосновать снижение расходов перевозчиков в случае перехода на применение полностью автономных транспортных средств. Нет даже сколько-нибудь приблизительных расчетов, из чего можно сделать соответствующие выводы.

ПЭК, автономный грузовик, грузовик-робот, EVO-1, беспилотный грузовик, беспилотник, СТ-КТ

И, тем не менее, процесс роботизации автотранспорта и в нашей стране, и в других странах набирает обороты. По-другому и быть не может, потому что в нем заинтересованы не только разработчики, но и перевозчики. Например, та же компания «ПЭК». Почему? Все дело – в дефиците водительских кадров. Это проблема поистине всемирных масштабов! Из-за отсутствия нужного количества водителей простаивает автотехника, вместо прибыли генерируя убытки своим владельцам. И роботизация видится единственным кардинальным решением данной проблемы. Таким образом, у перевозчиков, то есть у потенциальных потребителей роботизированного транспорта, есть в нем однозначная заинтересованность, и заинтересованность эта велика. А значит, такой транспорт себе дорогу пробьет. 

Тимур Тропарев




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки