
Малотоннажник КАМАЗ. Все грани «Компас 5»
Новости отрасли
Самое читаемое
О «КАМАЗ Компас 5» я уже упоминал в репортаже с проходившей в мае выставки COMvex, на которой как раз и состоялся дебют этого грузовичка полной массой в 3,5 тонны. Теперь же, благодаря компании «Тракс Восток Рус», мне довелось познакомиться «Компасом 5» поближе! Так каков он, первый камский малотоннажник?
Я знаю, что у малотоннажников бескапотной компоновки есть как свои сторонники, так и свои противники. Но вот чего у бескапотника не отнять, так это лучшей манёвренности за счёт меньшей колёсной базы, и, напротив, большей монтажной длины рамы в сравнении с полукапотными моделями, что позволяет монтировать на неё более крупные кузова и надстройки. Согласен, что у многих малотоннажников бескапотная компоновка оборачивается неудобным доступом к двигателю изнутри кабины, Но у «Компаса» – всё по-взрослому! То есть кабина, как у тяжёлых грузовиков, вся целиком, буквально одним движением руки опрокидывается вперёд. И двигатель – как на ладони!
О каком двигателе идёт речь? В моторном отсеке «Компаса 5» установлена рядная дизельная четвёрка КАМАЗ-580 рабочим объёмом 2,2 литра и мощностью 122 л.с. Это весьма современный мотор с турбонаддувом, системой впрыска Common Rail и с цепным приводом газораспределительного механизма. Многие наверняка оценят, что экологический класс Евро-5 у него достигнут без применения столь нелюбимого у нас реагента AdBlue. Запас топлива хранится в 75-литровом пластиковом баке, горловину которого при использовании столь широкой грузовой платформы для удобства заправки было бы неплохо сделать более длинной.
Подвеска, как это принято у грузовичков подобного класса, полностью рессорная. Ведущий мост – с главной передачей гипоидного типа, которая легче, тише и выдерживает более высокие нагрузки. И что тоже интересно: тормозные механизмы на задних колёсах барабанные, тогда как на передних – дисковые. А ещё здесь есть управляемый с правого подрулевого переключателя моторный тормоз, повышающий эффективность, а одновременно и долговечность основных тормозов.
Теперь посмотрим, что в кабине. Хотя она считается двухместной, сиденье пассажира сделано полуторным. Рычаг коробки передач – напольного расположения. Бардачок напротив пассажирского сиденья можно было бы сделать и побольше. Есть ещё два выдвижных подстаканника и потолочные полочки, удобные для хранения документов. Чтобы ничего не вылетало во время движения, с краю у этих полочек сделана сеточка. И очень хорошо, что не забыли поместить над пассажирским сиденьем ручку: за неё удобно держаться, когда машина идёт по неровной дороге.
Ближняя к водителю часть спинки правого сиденья традиционно опускается вперёд – в таком положении ей можно воспользоваться как столиком. Мультимедийного монитора на передней панели нет, вся необходимая информация с бортового компьютера выводится на небольшой экран посреди приборного щитка. Единственный USB-порт оказался спрятан под крышечкой на панели управления магнитолой. Кстати, ей можно отдавать команды и кнопками на рулевом колесе. Они – справа, а слева – это кнопки управления круиз-контролем, который идёт в числе базового оборудования. Как в перечень базового оборудования включена и система противоскатывания, помогающая трогаться в горку. Ещё здесь есть кнопка системы курсовой устойчивости и кнопка включения подогрева зеркал заднего вида.
Хотя бортовая платформа у «Компас 5» очень широкая, она не перекрывает обзор назад: зеркала предусмотрительно разнесены в стороны с помощью удлинённых кронштейнов. Удобно устроиться за рулём позволяют большой ход продольного перемещения водительского сиденья и регулировка рулевой колонки в двух плоскостях: как по углу наклона, так и по вылету. Что касается сидений, тут есть нюанс: когда рычаг стояночного тормоза поднят, ими сложно воспользоваться чтобы прилечь отдохнуть, что между рейсами делают многие водители таких грузовичков. Правда, если этот рычаг опустить, он уже фактически не мешает. Но в этом случае под колесо лучше подложить башмаки – они предусмотрительно закреплены справа на раме рядом с инструментальным ящиком.
Расположенный на полу рычаг коробки передач обычно не даёт перемещаться по кабине от одной двери до другой, что иногда бывает просто необходимо из-за тесноты парковок в местах погрузки или разгрузки. А здесь, что меня удивило, напольный рычаг этому не мешает: сам проверял! Внизу справа из-под кабины, как и у многих таких грузовичков, выглядывает радиатор кондиционера. Но у этого малотоннажника он, что правильно, прикрыт защитной решёткой.
Бортовая тентованная платформа у нашего «Компас 5» не совсем обычная для подобного класса грузовичков: во-первых, алюминиевая, что очень хорошо с точки зрения снижения массы и коррозионной стойкости; во-вторых – шторного типа; в третьих – с задними воротами, распахивающимися на 270 градусов и изготовленными из сэндвич-панелей с утеплителем толщиной 30 мм. Тентованный кузов по меркам грузовичков подобного класса выглядит просто огромным: как я уже говорил, его ширина не меньше, чем у тяжёлых грузовых автомобилей, то есть, полные 2,5 метра, а длина – более 4,5 метров! Высота бортов 40 сантиметров, на полу – влагостойкая противоскользящая фанера. Возле бортов встроены шесть утопленных такелажных петель для фиксации перевозимых грузов. Для доступа внутрь кузова справа сделана удобная выдвижная лесенка. Но самое важное, что у фургона для облегчения погрузки можно сдвинуть боковые части тента и, даже, крышу.
Если требуется сдвинуть именно крышу кузова, для этого внутри него на правом борту закреплена крюк-палка. С её помощью сначала нужно приподнять край крыши, а затем той же крюк-палкой крыша без каких-либо затруднений сдвигается почти вплотную к кабине. Теперь грузы можно загружать даже с помощью крана. Если же решено расчехлить боковины тента, то первым делом высвобождается шнуровка. Потом снимаются нижние фиксаторы – с каждого борта их по семь штук. А дальше тент высвобождается из передних креплений и сдвигается назад. Чтобы сделать кузов доступным для боковой загрузки, остаётся только снять продольные деревянные рейки и, последнее, открыть нужный боковой борт. Всё, теперь можно грузить. Зачехляется тент в обратном порядке, на что, с учётом возвращения в закрытое состояние крыши и боковин, при должной сноровке уходит всего несколько минут. Последнее, что остаётся сделать, это с помощью так называемой трещотки максимально натянуть тент в горизонтальном направлении.
Таким образом, данный вариант «Компас 5» снабжён очень вместительным, в сравнении с конкурентами, кузовом: лёгким и коррозионно стойким, допускающим различные варианты механизированной загрузки.
И в завершение, ещё раз хочу обратить внимание на два важных момента: Первый – это очень достойная комплектация малотоннажника, куда уже в базовом варианте включены кондиционер, система противоскатывания, подогреваемый топливный фильтр, регулируемый в двух плоскостях руль, моторный тормоз, круиз-контроль, центральный замок и ключи с дистанционным пультом открывания и закрывания дверей. Единственное, что я бы добавил к данному перечню, так это противотуманные фары.
И второе – это очень значительный запас прочности ходовой части: на базе этого же шасси скоро появится «Компас 6» с увеличенной на две тонны полной массой, у которого и ходовая часть, и трансмиссия останутся фактически теми же. Когда этот грузовик появится на нашем рынке, я о нём тоже обязательно расскажу.
Константин Закурдаев