LOTOS 105. «РариТЭК» и его автобусный «цветок»
Новости отрасли
Самое читаемое
«РариТЭК» – название для многих известное. В свое время именно эта компания стала первопроходцем в деле создания газовых модификаций камских грузовиков. Газовое оборудование для них «РариТЭК» поставляет до сих пор. А параллельно устанавливает газовые двигатели на опять же камазовские, то есть нефтекамские, автобусы.
Но в истории любой компании наступает момент, когда дальнейший рост требует раздвинуть рамки достигнутого. Вот и решили в «РариТЭК» не просто оснащать двигателями, а производить автобусную технику. Сначала здесь обратили внимание на МАЗ 206. Начиная с конца 2017 года принадлежащее компании предприятие в Набережных Челнах начало их сборку. То есть доукомплектацию салона и установку газового двигателя Yuchai. К настоящему времени «РариТЭК» подобным образом выпустил сотню работающих на метане МАЗов, получивших собственное название LOTOS 206.
Но досборка и ремоторизация минских машин – это одно, а реальное производство автобусов – совсем другое. Создать собственный автобус и организовать его серийный выпуск – дело непростое, серьезное, требующее немалых инвестиций и значительного объема конструкторских работ. Поэтому «РариТЭК» привлек партнера: авторитетного китайского производителя автобусной техники Foton Motors. Эта компания выступила и в качестве разработчика, и в качестве поставщика комплектующих. Причем китайцам реально пришлось заняться разработкой для своего российского партнера нового автобуса, потому что у наших перевозчиков, как было выяснено в ходе опроса, немало собственных требований и предпочтений. Проанализировав собранную информацию, «РариТЭК» подготовил техническое задание, а китайцы в соответствии с ним сконструировали модель, получившую обозначение LOTOS 105. Ее премьера состоялась в конце октября в Москве на выставке Busworld Moscow 2018.
LOTOS 105 – городской автобус габаритной длиной 10,5 м, снаряженной массой 10,2 т и полной массой 16,5 т. Вместимость салона, в зависимости от количества установленных в нем сидений, составляет от 72 до 76 пассажиров. LOTOS 105 предложен перевозчикам в двух вариантах: с газовым или с дизельным двигателем. Понятно, что в обоих случаях это двигатели Yuchai. Причем газовое исполнение тоже имеет два варианта: в одном двигатель работает на сжатом, в другом – на сжиженном метане. Общая емкость установленных на крыше баллонов для сжатого газа составляет 720 л, этого хватает на 500 км пути.
Конечно, знакомясь с автобусом, нельзя не заметить его китайские корни. Это касается как вполне симпатичного экстерьера, так и компоновки салона. Если в его передней части уровень пола максимально низкий, что очень удобно, то в задней части – сплошные ступеньки. Чтобы пройти к двум задним рядам сидений, требуется пригнуть голову. А ведь машина позиционируется как городская, а не пригородная, здесь проход по салону должен быть максимально легким и свободным, даже если выбрана полунизкопольная компоновка, чтобы не связываться с дорогим и технически сложным портальным ведущим мостом.
Разработчики LOTOS 105 не случайно сделали его длину в 10,5 м – это на целых полтора метра больше, чем у МАЗ 206, он же LOTOS 206.
Во-первых, так новинка официально попадает в большой автобусный класс, что иногда выгодно с точки зрения участия в тендерах.
Во-вторых, субсидия от государства при приобретении газового автобуса, если он короче десяти метров, едва превышает миллион рублей, а если длиннее – то достигает почти двух миллионов. Нельзя не согласиться, что сэкономленные два миллиона на каждой машине – очень неплохое подспорье для перевозчика!
Правда, для получения упомянутой субсидии автобус должен быть российского происхождения. Чтобы он таковым считался, в нашем случае недостаточно прикрутить к кузову бамперы и колеса. Потому что в условиях государственного субсидирования газомоторной автобусной техники четко прописано, какие технологические операции должен выполнить производитель, мощности которого расположены в нашей стране. Вот на выполнение этих операций и ориентировался «РариТЭК», организуя в Набережных Челнах выпуск LOTOS 105.
Еще до конца текущего года на заводе компании должны смонтировать сварочные кондукторы и окрасочные камеры. То есть и детали ходовой части, и детали кузова будут приходить из Китая в Набережные Челны в контейнерах, где первые из них соберут и установят по месту, а вторые сварят, загрунтуют и окрасят. Кроме того, локализация подразумевает использование отечественных деталей каркаса кузова, стекол, сидений и ряда других элементов интерьера.
В 2019 году, исходя из полученных предварительных заказов, «РариТЭК» рассчитывает изготовить три сотни газовых LOTOS 105. А впоследствии, исходя из создаваемых производственных мощностей, их годовой выпуск может вырасти до шести сотен.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов