Красный крест на первом ГАЗе
Новости отрасли
Самое читаемое
В рамках выставки «Моторы Войны», что на Рогожском валу, в очередной раз прошёл динамический показ одного из раритетов. Посетители смогли свести близкое знакомство с первым медицинским автомобилем на шасси знаменитой легковушки ГАЗ-А.
Санитарный автомобиль – новинка выставочной коллекции. Казалось бы, что в нём особенно выдающегося? Оказывается, ценность данного экспоната в том, что это первая «санитарка» на газовском шасси. Хрестоматийно считается, что самые первые в свой истории специальные санитарные автомобили Горьковский автозавод изготовил в 1934 году на базе уже упомянутого ГАЗ-А в количестве двухсот штук. На самом же деле силами различных предприятий такие санитарки начали делать едва ли не сразу, как только ГАЗ-А встал на конвейер, что произошло, напомню, в конце 1932 года.
Герой нашего рассказа – как раз из их числа. Где и кем он изготовлен – неизвестно. Известно только, когда – в 1933 году. Так что эта санитарка, появившаяся в коллекции проекта «Военный ангар» Игоря Шишкина, эдакий автомобиль-фантом, материализовавшийся в нашем времени. Давайте посмотрим, что он из себя представляет.
Базовой моделью, как уже было сказано, для этой санитарной машины стал тот самый ГАЗ-А, который выпускали в Горьком с 1932 по 1936 год. Не трудно увидеть, что внешне оба автомобиля роднят только капот и крылья управляемых колёс. Даже передняя дверь – у санитарки и та другая, что не удивительно, ведь базовая легковушка была с открытым кузовом фаэтон.
В передней части салона – только водительское сиденье, а место пассажира занято носилками, уложенными вдоль правого борта. Конструкция кузова: деревянный каркас, обшитый жестью. Крыша тоже деревянная, обтянутая сверху дерматином. Это, кстати, обычный для того времени материал, применяемый в данном качестве. Приборный щиток, если его можно так назвать, располагается по центру торпедо. Коробка передач – трёхступенчатая.
Если заглянуть в машину через заднюю торцевую двухстворчатую дверь, то слева увидим отдельное сиденье, на котором лицом к больному сидел санитар, а сам больной располагался справа на эдаких эрзац-носилках, довольно коротких и без колёсиков. То есть, при загрузке в машину их кто-то, скорее всего водитель, должен был принимать из салона. Создатели этого санитарного автомобиля были не лишены чувства прекрасного: задок выполнен со стильным нижним выгибом наружу по моде тех лет.
В экспозиции выставки «Моторы войны» есть ещё один интересный спецавтомобиль на шасси ГАЗ-А. Можно сказать – противоположного санитарному назначения. С ним тоже получилось познакомиться, но об этом знакомстве я расскажу в следующий раз.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов