КАМАЗ-5490. Аргументы и факты
Новости отрасли
Самое читаемое
Задачи и решения
Перед новым флагманом Камского автозавода, получившим обозначение КАМАЗ-5490, поставлены сразу несколько амбициозных задач: прорваться в прежде недоступный для предприятия сегмент магистральных автомобилей (не случайно первой в бой брошена модель с колесной формулой 4х2, одинарной гипоидной передачей ведущего моста, ретардером и кабиной со «спальником» увеличенного объема), составить достойную конкуренцию современной технике как с Запада, так и с Востока (подтянув до общемирового уровня такие параметры, как качество, надежность и долговечность) и, наконец, через несколько лет сформировать семейство, которое в производственной программе предприятия сменит автомобили нынешнего модельного ряда, история которых своими корнями уходит в далекий 1976 год, то есть в год открытия завода. Генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин не раз подчеркивал, что потенциал серийных камских грузовиков к настоящему времени исчерпан полностью, что их должна заменить принципиально новая модель, которая станет надежной опорой предприятия на обозримую перспективу. И вот такая модель появилась: первый серийный КАМАЗ-5490 сошел с конвейера 9 октября 2013 года, а товарные автомобили обрели своих первых владельцев через два месяца после этого, в декабре – всего по итогам позапрошлого года завод изготовил их в количестве 96 ед.
За счет каких особенностей новый камский флагман должен решить поставленные перед ним задачи? Чтобы как по техническим, так и по эксплуатационным характеристикам как минимум не уступать лучшим зарубежным аналогам, автомобиль оснастили 428-сильным дизелем и ведущим мостом одного из акционеров КАМАЗа, немецкой компании Daimler A.G., а 16-ступенчатая КПП и тормозная система несут марку, соответственно, ZF и Knorr-Bremse. Отдельный разговор – о кабине: ее заимствовали у выпускаемого с 2001 года Mercedes-Benz Axor. Эта кабина, еще не успевшая состариться даже по высоким европейским меркам, на голову превосходит нынешнюю камазовскую и будет предложена заказчикам как в коротком дневном, так и в удлиненном спальном вариантах с одной или двумя полками для отдыха водителей. Одно жаль: естественно, из лучших побуждений, насколько это было возможным ей изменили внешнее оформление, которое получилось хотя и вполне современным, но даже в сравнении с далеко не самым броским немецким оригиналом исключительно невыразительным.
На заводе долго колебались, какой из кабин отдать предпочтение: проверенной «мерседесовской» или принципиально новой «корейской», разработанной примерно в то же время для перспективного модельного ряда в Южной Корее инжиниринговой компанией DMEC. Вторая из них, хотя и создана с нуля, но, что удивительно, тоже не отличается ярким запоминающимся экстерьером. Выбор в конце концов пал на немецкий образец – соответствующее лицензионное соглашение было подписано летом 2012 года.
Нужно подчеркнуть, что для запуска в серию КАМАЗ-5490 заводу потребовалось перестроить главный конвейер. Причем целью было не просто приспособить его для сборки автомобилей перспективного семейства: чтобы новичок действительно мог конкурировать с западными аналогами пришлось внедрить современную, общепринятую в мировом автомобилестроении систему качества. Ведь новый камский грузовик должен переломить отношение перевозчиков к КАМАЗам не только с точки зрения их технического и эргономического совершенства, но и с точки зрения надежности и долговечности! Шутка ли, заявляемый ресурс новинки в сравнении с ресурсом автомобилей нынешнего модельно ряда увеличен сразу в несколько раз, до одного миллиона километров!
Пределы локализации
Если вспомнить о случившемся под занавес 2014 года обвале курса национальной валюты, а об этом нельзя не вспомнить в связи с резким скачком цен на любой импортный продукт, то на первый план в формуле успеха производимой в России автотехники выходит уровень ее локализации. Как с этим обстоят дела у КАМАЗ-5490? На первый взгляд – не очень. Вносящие значительную лепту в формирование себестоимости производства двигатель и задний мост – зарубежного происхождения, а такие важные узлы, как коробка передач и тормозная система хотя и выпускаются в Набережных Челнах, но происходит это в рамках организованных совместно с Камским автозаводом СП, то есть с использованием ввозимых комплектующих. И, как говорилось, кабина у автомобиля зарубежная, а ведь на нее приходится очень существенная доля производственных затрат! Во многом поэтому локализацию компонентов завод решил начать именно с кабины.
Для этого на прессово-рамном заводе смонтировали новую современную сварочную линию, рассчитанную, кстати, на выпуск 20 тыс. кабин в год, и модернизировали окрасочный комплекс DURR. Все это к середине минувшего лета позволило завершить первый этап локализации кабин, подразумевающий освоение сварки их каркасов из пяти крупных подсобранных деталей. На март этого года запланирован финиш второго этапа: каркас будут сваривать уже из 150 частей! Кроме того, в настоящий момент прорабатывается комплектация кабины сиденьями и рулевой колонкой российского производства. Также упоминалось и об использовании мультиплексной системы с бортовым компьютером собственной камазовской разработки.
Раму и еще целый ряд элементов шасси для КАМАЗ-5490 завод изготавливает самостоятельно, а шины закупает в Нижнекамске. Как сообщил во время запуска нового камского флагмана в серию главный конструктор научно-технического центра ОАО «КАМАЗ» по автоагрегатам и спецтехнике Андрей Савинков, все мероприятия по локализации КАМАЗ-5490 позволят в итоге довести ее уровень до 60%. Правда, подобные расчеты по принятой в России методике – вещь лукавая, измеряющая степень локализации не в количестве освоенных внутри страны компонентов, а в денежном выражении с учетом расходов, лишь косвенно связанных с производством, например, стоимости питания рабочих в столовой или закупаемых для них спецовок. На самом же деле доля импортных комплектующих в новом камском флагмане на сегодня значительно выше «критической массы», позволяющей добиться значительно более низкой цены по сравнению с импортными аналогами даже при учете падения курса рубля к другим валютам.
За счет чего можно было бы повысить уровень локализации производства КАМАЗ-5490? Прежде всего, продолжив работу по углублению производственных процессов изготовления его кабины. Ведь сварка и окраска кабин есть даже на российских сборочных заводах Iveco и Volvo! Для них это действительно достижение, тогда как для флагмана российского автопрома – всего лишь первый шаг, сделав которого нужно решиться и на второй, вложившись в освоение штамповки кузовных деталей и разместив внутри страны заказы на основные элементы экстерьера и интерьера: стекла, бампер, крылья… Другой момент: если для магистральника с точки зрения конкурентоспособности наличие импортных силового агрегата и трансмиссии критически важно, то для строительной техники, особенно самосвалов, чей жизненный цикл иногда не превышает четырех-пяти лет, можно спокойно обойтись и собственной агрегатной базой. Завод на одной из выставок уже показывал намеченный к запуску в серию в 2016 году трехосный полноприводный самосвал КАМАЗ-65802, у которого под «мерседесовскую» кабину вместо немецкого дизеля установили свой, КАМАЗ-740.73 мощностью 400 л.с., а пневмоподвеску заменили рессорами. Но это – половинчатое решение! Понятно, что альтернативы «совместной» коробке передач ZF нет: тем КПП, что завод изготавливает самостоятельно, на современном автомобиле не место. Но вот мосты, причем как передний, так и задние, в перспективе можно было установить собственные, естественно, доработанные, с повышенными качеством и ресурсом.
В поисках себя
Понятно, что один КАМАЗ-5490 в поле не воин: сам по себе седельный тягач, да еще нацеленный на пока малоосвоенный заводом сегмент магистральных перевозок, не способен сделать хорошую «кассу». И это действительно так: согласно заранее озвученному бизнес-плану, в 2014 году новый камский флагман должен был разойтись среди заказчиков в количестве не менее двух тысяч экземпляров. А по факту (согласно предварительным данным) итоговый годовой результат не превысил и полутысячи, то есть получился в четыре раза меньше. Для такого гиганта, как Камский автозавод, это выглядит не как начало серийного производства новой модели, а как выпуск установочной партии! Вожделенные две тысячи скорее всего не удастся набрать и в наступившем году – на проходившем в конце ноября прошлого года форуме Адама Смита «Коммерческий транспорт и спецтехника в России и СНГ» предварительный прогноз по продажам автомобилей нового семейства в 2015 году был озвучен в количестве около полутора тысяч. И это при условии, что магистральник на рынке поддержат трехосные седельный тягач и шасси. Ну а доминирование в производственной программе автозавода автомобилей нового поколения и вовсе ожидается не ранее 2020 года!
А тут еще в заводской службе маркетинга вызревает идея придумать для перспективных грузовиков оригинальное название. Причем в данном случает речь идет не о заимствованных у Mercedes-Benz буквенно-числовых индексах, столь же непонятных за исключением узкого круга избранных как и автомобильные индексы советского происхождения: новый магистральник, к примеру, при переходе на «мерседесовскую» систему обозначений вместо КАМАЗ-5490 должен называться М1842, а самосвал КАМАЗ-65802 превратиться в Т2640. Хорошо, что это весьма неоднозначное рацпредложение, по сути представляющее собой замену шила на мыло, вроде бы более не популяризируется. Но взамен появилась другая идея: придумать грузовикам собственные имена. Вроде Actros у Mercedes-Benz или Magnum у Renault. Сама по себе задумка здравая, хотя и несколько запоздалая: по-хорошему такое имя должно было появиться у КАМАЗ-5490 еще на стадии прототипа. Да и сами предварительные варианты названий, озвученные на уже упоминавшемся форуме «Адама Смита», на мой взгляд получились, что называется, ни уму, ни сердцу: из-за англоязычности они плохо запоминаются, а главное – ничего не говорят российским заказчикам. Тем более, что у завода уже есть одно довольно звучное и удачное название – «Мустанг», отраженное, кстати, в эмблеме предприятия. Да, это название ранее применялось для семейства армейских грузовиков, но для быстрых и приемистых магистральников оно подходит куда лучше!
Впрочем, правильно подобранное слово вряд ли способно подменить грамотно поставленное дело. В данном случае – разумно сформированный модельный ряд: международный опыт показывает, что лишь его многочисленность способна создать критическую массу, которая необходима чтобы единичные продажи новинки переросли в ее массовую реализацию. И здесь задача номер один – обеспечить широту применения «мерседесовской» кабины, ибо ее полноценное собственное производство на КАМАЗе имеет смысл только если она не просто дополнит, а сумеет вытеснить нынешнюю кабину, и чем быстрее, тем лучше! Радикальным шагом на данном пути могло бы стать создание гаммы оснащенных такой кабиной более доступных по цене грузовиков на собственной агрегатной базе, и прежде всего – дорожного класса, полной массой в трехосном исполнении до 24 т (аналоги нынешних самосвала КАМАЗ-65115 и шасси КАМАЗ-65117), а в двухосном исполнении – до 18 т, что позволяет эксплуатировать их без перегруза над дорогах общего пользования. Ведь в последнее время надзорные службы особенно ревностно следят за соблюдением весовых параметров тяжелой автотехникой! Что ценно: на таких автомобилях можно было бы вместо двигателя, поставляемого компанией Daimler, использовать выпускаемый СП «КАММИНЗ-КАМА» дизель Cummins ISBe рабочим объемом 6,7 л и мощностью 245-300 л.с. В этом случае новое поколение грузовиков получило бы менее дорогой и более экономичный силовой агрегат, а работающее в Набережных Челнах совместное предприятие по выпуску двигателей – дополнительную загрузку.
Экономика флагмана
Так уж получилось, что время раскрутки нового камского магистральника пришлось на самую неудачную пору, то есть на нынешний год, когда по всем прогнозам российский автомобильный рынок продолжит катиться вниз, а стоимость кредитования приобретения новой техники, что особенно важно применительно к тяжелым грузовикам, напротив, будет подниматься все выше и выше. Объемы перевозок вслед за товарооборотом продолжат сокращаться, в свободной продаже по копеечным ценам появится много изъятых у финансово несостоятельных перевозчиков лизинговых грузовиков, а транспортные компании предпочтут отложить обновление своих парков пока экономика вновь не начнет демонстрировать положительную динамику, то есть как минимум года на два-три. Выход для КАМАЗа в данной ситуации один: пользуясь сокращением поставок вмиг подорожавших импортных аналогов вывернуться на изнанку, но убедить перевозчиков, что новый тягач – менее дорогая, но не менее эффективная альтернатива не только бюджетным, но и абсолютно любым «иностранцам», в том числе производимым «большой европейской семеркой». Нельзя не признать, что завод пытается это сделать: еще до обвала курса рубля маркетологи из Набережных Челнов рассчитали и выложили на заводском сайте информацию о том, что эксплуатационные затраты на километр пробега у КАМАЗ-5490 составляют чуть более 19 руб., тогда как у ближайшего конкурента, Iveco Stralis – 20,5 руб., а у остальных импортных аналогов – от 21 до 25 руб. Перевозка каждой тонны груза с использованием КАМАЗ-5490 обходится в 65 коп. на километр а с использованием европейских аналогов – от 90 коп до 1,5 руб. Поэтому, с учетом эксплуатационных расходов и цены автомобиля, владелец импортного тягача, такого как Iveco Stralis, MAN TGX, Scania R380, Mercedes-Benz Axor 1840LS или Volvo FH16, вернет назад вложенные в него денежки не ранее чем через 2,5 года, тогда как владелец КАМАЗ-5490 – за 1 год и 8 месяцев. Если же компания-перевозчик возьмет в эксплуатацию КАМАЗ-5490 на условиях лизинга, то окупит его через 2 года и 4 месяца против 3 лет у схожего по характеристикам зарубежного тягача.
Конечно, потенциальные заказчики нового камского флагмана, приняв вышеприведенные заводские расчеты к сведению, все основные связанные с эксплуатацией параметры тщательно рассчитают собственноручно на основе исключительно собственного опыта перевозок. И в расчетах этих будут важны не столько возможности самого автомобиля, сколько возможности его сервисной поддержки. Потому что теперь для большинства российских перевозчиков, также как и для их зарубежных коллег, прежде всего важна стоимость владения грузовиком, а она складывается в том числе из стоимости и быстроты поставок необходимых запчастей и проведения ремонтных работ. Сможет КАМАЗ достичь, а еще лучше - превзойти в этом показатели европейских компаний, и новинка пусть не сразу, пусть постепенно, но начнет завоевывать российский рынок, включая так до сих пор и неосвоенный заводом сегмент магистральников. Но если стоимость владения новым камским флагманом не устроит перевозчиков, то есть окажется неконкурентоспособной, то он ни к 2020 году, ни когда-нибудь еще не сможет составить основу производственной программы завода, на что так рассчитывают в Набережных Челнах. На сегодня КАМАЗ-5490 – главная и, судя по всему, единственная ставка, сделанная ведущим заводом российского автопрома, поэтому крайне важно, чтобы ставка эта оказалась выигрышной.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов