Импортозамещение. Желаемое и действительное
Новости отрасли
Самое читаемое
Завершившаяся в московском Крокус Экспо ежегодная международная выставка «Импортозамещение» изначально задумывалась как своеобразный ежегодный общероссийский смотр достижений на этом многотрудном, но безусловно, правильном пути. По логике, машиностроение в целом и транспортное машиностроение в частности для политики импортозамещения должны были стать главными векторами приложения сил, ведь ни одна другая отрасль не способна дать столько достойно оплачиваемых, обеспечивающих занятость квалифицированных специалистов рабочих мест. И я искренне ожидал, что именно всевозможная транспортная и специальная техника составит костяк выставочной экспозиции. Ожидания мои, увы, оказались не то чтобы напрасными, но однозначно сильно завышенными.
Прежде всего, в этом году организаторам не удалось привлечь на выставку ни один отечественный автозавод. Но не будем им на это пенять: в последние годы российское автомобилестроение вместо процесса импортозамещения, то есть локализации производства, азартно участвовало и продолжает участвовать в процессе разлокализации. Так что хвастаться национальному автопрому особо нечем. Да и другие отрасли машиностроения вопреки гремящим из телевизора лозунгам и фанфарам тоже если и занимаются импортозамещением, то без особого энтузиазма. Ибо хлопотно, с финансовой точки зрения невыгодно и у заказчиков особого интереса не вызывает. Не верите? Ну тогда попытайтесь вспомнить хотя бы один реализованный в 2018 году проект из области гражданского машиностроения, про который можно было не отводя глаз в строну сказать: это реально наша продукция, это реально произведено (а не собрано из зарубежных компонентов) в нашей стране. Можете не стараться – не вспомните. Поэтому стоит ли удивляться, что выставка «Импортозамещение» заняла даже не один из трех павильонов выставочного центра Крокус Экспо, а один-единственный зал. И, тем не менее, в ее экспозиции все же нашлись интересные экспонаты.
Едва переступаешь порог, прошу прощения, едва проходишь через стерегущие вход турникеты, считывающие нанесенный на входной билет штрих-код, и тут же перед тобой – электрический мотоцикл UM-1 и электрическая четырехместная машинка UV-2. На обоих – эмблема «Иж», а стенд, где они красуются, – концерна «Калашников», которому принадлежит ижевская мотоциклетная марка.
Машинка UV-2 выглядит интересно, хотя и не совсем понятно, для чего она нужна: это и не гольфмобиль, и не квадроцикл, и не полноценный автомобиль: дверей нет, багажника тоже, скорость ограничена электроникой на отметке 30 км/ч. Разработчики называют свое детище электрокроссовером. Правда, поговорить с ними, что же это за электрокроссовер такой, как он устроен и для кого предназначен, не получилось: ни одного компетентного специалиста компании за те три часа, что я провел на выставке, на стенде не объявилось. А ведь интересно было узнать, где производится двигатель для UV-2 и кто поставляет литий-ионные аккумуляторные батареи. В проспекте технической информации крайне мало: мощность электромотора 15 кВт, емкость аккумулятора 126 Ач, запас хода 150 км, время зарядки – 8 часов. Дай бог, проект будет иметь продолжение, тогда может доведется узнать о нем более детально.
Другой, отечественный производитель военной техники, концерн «Алмаз-Антей», показал продукцию своего филиала, машиностроительного завода им. Калинина из Екатеринбурга, известного под аббревиатурой «ЗИК». Еще с советских времен это предприятие специализируется на изготовлении электрических складских погрузчиков, а последние несколько лет выпускает еще и малогабаритные вакуумно-уборочные машины. Одна из них как раз была представлена на выставке. Это МК2000 со щеточным оборудованием и 2-кубовым бункером для смета. От большинства зарубежных аналогов российскую модель отличают управляемые как передняя, так и задняя оси, а также более доступная цена, которая ниже примерно на треть. Детали корпуса, включая кабину, пока изготавливает один из российских партнеров, но со временем «ЗИК» собирается освоить их самостоятельно. Двигатель – или отечественный двухтопливный ЗМЗ (газ/бензин), или Kubota, а вот трансмиссия и вакуумно-уборочное оборудование – иностранного производства.
У представленного на выставке электрического складского погрузчика «ЗИК» начинка тоже оказалась импортной: по словам представителя предприятия, в России нет современных компонентов для такой техники, и, судя по всему, в обозримой перспективе не появится – из-за малых объемов их попросту невыгодно выпускать.
Промышленный гигант «Ростех» на выставке был представлен Ковровским электромеханическим заводом, где в последние несколько лет освоили выпуск колесной тракторной техники и погрузчиков под маркой Ant. Непосредственно на «Импортозамещение» из Коврова привезли сельскохозяйственный трактор Ant 4135F, он же – чешский Zetor. Впрочем, и в России он все равно скорее Zetor, чем Ant, поскольку на Ковровском электромеханическом заводе эти трактора всего лишь собирают из поставляемых чехами комплектующих. Локализация минимальна: колесные диски, светотехника, сиденье, противовесы. В перспективе у нас планируют целиком изготавливать кабину, но все равно полноценным производством тракторов это назвать сложно.
Вообще, выставка оставила впечатление, что главными действующими лицами в процессе импортозамещения в отечественном машиностроении оказались госпредприятия, особенно те, главная продукция которых производится в интересах минобороны. Им дан приказ «импортозамещай!», и они этот приказ выполняют. Подобный расклад – еще одно пусть косвенное, но подтверждение постепенного скатывания экономики страны к советской системе управления. Вот и у оборонных предприятий теперь появилась нагрузка в виде «товаров народного потребления». То есть в виде техники для гражданского применения. Даже на станине единственного представленного на выставке прицепного сельскохозяйственного орудия, а именно, культиватора «Русич», гордо красовалась надпись «оборонно-промышленный комплекс». А я еще недоумевал, заметив этот культиватор издалека: чего это его выкрасили в цвет хаки?
И еще один напрашивающийся по результатам выставки вывод: в значительной части, если не в большинстве случаев, импортозамещение выливается в создание российской оболочки того или иного продукта, под которой скрыты импортные узлы и агрегаты. То есть основная стоимость реализуемой в стране машиностроительной продукции как оседала, так и продолжает оседать в карманах зарубежных поставщиков. Едва ли не любой показанный на выставке экспонат – зрительное подтверждение подобного положения дел.
Компактный гусеничный вездеход-амфибия «Пелец Ровер Спорт» выпускает в Череповце компания «Северный технопарк». Корпус машины собственного производства, то есть российский, а 85-сильный двигатель – китайский. Потому что отечественных двигателей подобного литража попросту не существует, и создавать их производство в стране никто не собирается опять же по причине недостаточных объемов сбыта.
Не скрою, «Пелец Ровер Спорт» не оставляет равнодушным – очень необычный вездеход! Передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии – с использованием вариатора, то есть без разрыва потока мощности, а в самой трансмиссии применяется коробка передач от «Лады». Нужную ступень выбираешь перед началом движения и можешь поменять только остановившись. Всего их три: первая – для вязкого грунта и снега, вторая – для твердого грунта и сельских дорог, третья – для дорог с усовершенствованным покрытием. Управление – мотоциклетного типа, масса перевозимого груза в 800 кг превышает снаряженную массу, которая составляет 750 кг. Уникальная машина! Но без импортных агрегатов выпускать такую технику у нас попросту нереально, потому что отечественная компонентная база отсутствует.
Аналогичная ситуация – с также не имеющим зарубежных аналогов плавающим вездеходом «Шаман», производимым компанией «Авторос». У этой уникальной машины (четыре ведущих оси, полностью независимая подвеска, днище-лодка, все восемь управляемых колес, шины сверхнизкого давления, закрытая рама оригинальной конструкции) тоже зарубежный двигатель – прекрасно известный в нашей стране 146-сильный Iveco F1C. Причина его применения аналогичная – отечественного дизеля подобного класса и подобного качества в России никто не производит.
С нашим климатом и с нашими дорогами техника для их очистки – вот то самое направление, где у зарубежных образцов есть немало вполне достойных отечественных аналогов. На «Импортозамещении» компания «Уникар» из Омска показала интересный навесной снегоуборочный отвал, который можно установить на самый обычный УАЗ. Или на другой внедорожник. Для этого к передней части автомобильной рамы с помощью болтовых соединений крепится кронштейн, на который, в свою очередь, крепится механизм перемещения отвала.
Причем управление им осуществляется с помощью небольшого радиопульта: нажал нужные кнопки, и отвал поднялся, опустился, повернулся или сложился. Интересно, что во всем этом механизме лишь один импортный компонент – гидростанция. Это технически весьма непростой механизм, а потому в России, естественно, не выпускаемый. Зато и гидроцилиндры, и гидропроводка – отечественные: по нашим меркам уже прогресс! Как отечественные все металлоконструкции. Самое интересное, что выпускаемые «Уникаром» снегоуборочные отвалы, а компания делает их уже три десятка лет, не просто дешевле американских аналогов, разница в цене – более чем четырехкратная!
А вот где обошлось без импортных компонентов, так это в конструкции АВИОН 4401. На первый взгляд – перед тобой обычный бигфут с кузовом «УАЗ Патриот». На самом же деле – универсальная сельскохозяйственная машина, главное назначение которой – внесение удобрений. Которыми, как правило, подкармливают сельхозугодья сразу после схода снега, когда грунт под колесами больше напоминает болото. Отсюда – и колеса со здоровенными шинами низкого давления, и полноприводная уазовская трансмиссия. Хотя, теперь не только уазовская: сначала специалисты компании «АВИОН» для повышения грузоподъемности установили на вездеход задний мост от «Садко», а на выставку привезли экземпляр уже с обоими мостами от газовского полноприводника. От него же – раздаточная коробка. Точнее, одна раздатки из двух – другая, от «Патриота», тоже осталась на своем месте.
И еще два важных момента. Первый – разбрасыватель удобрений сделан съемным, и на раму вместо него можно установить бортовую платформу – тогда спецмашина становится обычным грузовиком. Второй момент – стоимость АВИОН 4401 существенно меньше, чем зарубежных аналогов. А потому и спрос на него есть – компания выполняет заказ за заказом. Что же, АВИОН 4401 оказался именно той машиной, в случае с которой импортозамещение реально сработало.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов