Главная страница > Репортаж > IMAF 2021. Горизонты автомобильной отрасли

IMAF 2021. Горизонты автомобильной отрасли

В каком направлении развивается российский автопром и насколько это направление соответствует мировым тенденциям?
02.09.2021
1201
view counter

IMAF 2021 – один из самых авторитетных в нашей стране форумов, на которых обсуждаются проблемы, связанные с развитием промышленности и транспорта. Состоявшийся 24–25 августа двенадцатый по счету Международный московский автомобильный форум IMAF 2021 традиционно собрал руководителей действующих в России компаний автомобилестроительной отрасли, ведущих отраслевых аналитиков и представителей инновационного сектора. Каждый из них так или иначе старался донести свой ответ на весьма актуальный вопрос, каким же станет будущее как российской, так и мировой автомобильной промышленности. Впрочем, направление развития, предписанное мировому автопрому, сегодня более-менее понятно: генеральный курс выбран и утвержден. А вот каким это самое направление будет у нашей автомобильной промышлености – единого ответа пока нет. Точнее, таких ответов может быть множество, и не удивительно, что у большинства из собравшихся эти ответы в чем-то совпадали, но в чем-то – нет.

В первый день IMAF 2021 состоялось три секции, очень содержательные и интересные по тематике выступлений. На первой своим видением ситуации и перспектив ее развития поделились руководители действующих в России автопроизводителей с мировым именем: «АВТОВАЗа», «BMW Group Россия», «МАН Трак энд Бас Рус», «Скания Русь», «Фольксваген Груп Рус», «Хавейл Мотор Рус» и Hyundai Motor CIS; вторая секция была посвящена главным образом результатам и ближайшим перспективам развития российского рынка автомобилей и автомобильных комплектующих; третья – набирающим обороты инновационным технологиям в автотранспорте. Таким образом, форум охватил сразу несколько направлений, хотя между ними просматривалось нечто общее, удачно сформулированное в названии главной темы IMAF 2021: «автопром после кризиса: новая реальность, новые возможности».

IMAF 2021, автомобильный форум, ИМАФ, будущее автопрома, электрификация транспорта, развитие автопрома, автомобильная промышленность, СТ-КТ

В чем-то позиции выступавших на форуме были схожи, в чем-то разнились, но большинство представителей ведущих автопроизводителей в той или иной степени выразили удовлетворение действиями правительства страны в 2020 году, в результате которых удары, нанесенные пандемией по мировой экономике, для российского автомобильного бизнеса не стали столь сокрушительными. По словам одного из выступавших, российская власть находила разумные контрмеры и быстро претворяла их в жизнь, тем самым минимизируя обрушивающиеся на экономику и промышленность страны связанные с пандемией сложности. Действительно, вопреки опасениям, большинство действующих в России мировых автопроизводителей если и ухудшили результаты, то совершенно не в той степени, в какой виделось изначально. Более того, среди них есть и такие, кто эти результаты даже улучшил, причем у «BMW Group Россия» количество проданных в 2020 году автомобилей оказалось рекордным за всю историю компании в нашей стране.

А вот в чем представители мировых брендов оказались не столь единодушны, так это в оценке мер по стимулированию российским правительством внутреннего производства и внутренних продаж. Точнее, в этом вопросе они разделились на две большие группы: грубо говоря, одна включала заключивших с правительством так называемые СПИКи, вторая – импортеров готовой продукции. Первые говорили о помощи в локализации производства и, подспудно, о повышении конкурентоспособности их продукции в сравнении с продукцией вторых, а те в свою очередь кивали на повышение административных и экономических барьеров и напористо продвигали идею скорейшей электрификации используемого в России автотранспорта. Тут их можно понять: Европа, США и Китай, задающие тон в мировом автопроме и, одновременно, являющиеся ресурсопотребляющими регионами, давно приняли программы о переводе выпускаемых автомобилей на электротягу. На первый взгляд, казалось бы, это их внутреннее дело. Но ведь все крупные автопроизводители живут в том числе экспортом автотехники, включая экспорт в нашу страну. Причем для некоторых из них российский рынок по объемам поставок входит в первую пятерку, принося высокий доход, который может сойти на нет с полным переходом к производству электромобилей. Поэтому приобщить нашу страну к «делу прогресса», то есть к скорейшей электрификации транспорта, для мирового автопрома жизненно важно, хотя для нас, с какой стороны ни посмотри, электромобильная революция весомых материальных выгод не принесет. Скорее даже наоборот.

IMAF 2021, автомобильный форум, ИМАФ, будущее автопрома, электрификация транспорта, развитие автопрома, автомобильная промышленность, СТ-КТ

Впрочем, неправильным будет утверждать, что к прогрессу в сфере автомобилизма наша страна невосприимчива. Выступившие на конференции участники убедительно показали, что очень даже наоборот. Например, живущие в крупных городах россияне быстрее жителей многих развитых стран стали массово пользоваться каршерингом и онлайн-приобретением запчастей, наши IT-компании достигли значительного прогресса в беспилотной теме, транспортные компании активно насыщают свои автопарки телематическими системами, а Москва смогла войти в число одних из самых насыщенных электробусами городов мира.

Самое интересное, что даже руководители тех глобальных автопроизводителей, которые развернули у нас собственные производства, тему электрификации не ставили во главу угла: безусловно, она для них важна, но здесь, в России, у них есть много других, куда более актуальных проблем. Как не стала доминирующей «электрическая» тема на сессии, собравшей представителей инновационных трендов, хотя, казалось бы, именно в их выступлениях она непременно должна была доминировать. Но нет: автономность и подключенность – вот, судя по их выступлениям, две главные перспективные линии развития автотранспорта в России. И в мире, безусловно, тоже. Но там на пике еще и электрический тренд, а у нас, несмотря на все усилия кровно заинтересованных лиц и организаций, этого пока не скажешь. Оно и понятно: если рассудить логически, абсолютно все равно, какой автомобиль подключать к Всемирной сети и наделять искусственным разумом: с электрическим двигателем или с двигателем внутреннего сгорания. Во всяком случае, так рассуждают те, кто завязан на производство автотехники внутри страны. Более того, даже среди участвующих в конференции представителей зарубежных автопроизводителей было признано, что российские просторы делают использование электрических грузовиков в магистральных перевозках фактически нереализуемым. Во всяком случае, в ближайшей перспективе.

IMAF 2021, автомобильный форум, ИМАФ, будущее автопрома, электрификация транспорта, развитие автопрома, автомобильная промышленность, СТ-КТ

Тем не менее электрификация транспорта охватывает мир: для глобальных автоконцернов это уже не теоретизирование, а быстро надвигающаяся реальность, которой они изо всех сил стараются соответствовать. Поэтому втягивание в процессы электрификации нашей страны – вопрос лишь времени. Тем более что первый серьезный шаг в этом направлении уже сделан: российским руководством принята концепция развития электрического транспорта, по сути – «дорожная карта», наметившая основные меры для внедрения электромобилей в нашу жизнь на обозримую перспективу, а именно до 2030 года. В упомянутом документе прописаны и меры по стимулированию продаж электрического транспорта, и планы по развитию зарядной инфраструктуры, и задачи по созданию соответствующих компонентных производств. Что же, по крайней мере базовые направления в деле электрификации автотранспорта в нашей стране определены. Тем не менее в плане конкретизации и реализации данного документа еще есть о чем дискутировать.

Константин Закурдаев

 




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки