И швец, и жнец
Новости отрасли
Самое читаемое
Возможность выполнять различные операции экскаваторы получают за счет использования сменного навесного оборудования.
Кирилл Кирса, руководитель проекта Импульс «Технопарк Импульс»:
– Кроме традиционного ковша экскаватор может использовать многие другие приспособления и устройства, которые расширяют его стандартные функции. Эта машина по конструкции отчасти сродни с нашим телом: здесь есть мозг (процессор), сердце (силовая установка), нервная система (гидравлические контуры и магистрали), ноги (шасси), а также хотя и одна, но рука – стрела с рукоятью. Если мы берем в руку лопату, то копаем; если дрель, то сверлим; если молоток, то забиваем гвозди или крошим камни. Наши руки с тем или иным инструментом могут выполнять множество функций, и экскаваторная рукоять – тоже: что на нее установим, то она и сможет делать.
Одно из самых распространенных устройств среди сменного оборудования – гидромолот.
Дмитрий Гурко, менеджер по продаже навесного оборудования компании «Техногрэйд»:
– Гидромолоты – самый распространенный тип навесного оборудования. Используются они в строительстве и в добыче для разрушения камней, скальных пород, бетонных конструкций.
Из других типов сменного навесного оборудования, предназначенного для разрушения различных твердых материалов, спросом, хотя и заметно меньшим, чем гидромолоты, пользуется оборудование для разрушения бетона, а также еще несколько его видов.
Дмитрий Гурко:
– Многие наши клиенты покупают крашер для бетонных конструкций. Также хорошо продаются вибропогружатель для свай и вибробур – устройство для бурения скважин без вышек за счет гидравлической системы экскаватора. Часто спрашивают мультипроцессоры.
Кирилл Кирса:
– Гамма устройств, относящихся к разряду сменного навесного оборудования, велика, но можно выделить наиболее популярные из них. Такие как рыхлители – сменное навесное оборудование, применяемое для вскрытия мерзлых и смешанных грунтов. По сути, речь идет о своего рода бюджетной версии гидромолота, не требующей подключения гидравлики, но и в разы менее эффективной.
Пользуются спросом вибротрамбовки, применяемые для уплотнения различных видов грунтов: песка, гравия, щебня, асфальта при обустройстве строительных площадок, траншей, при планировочных работах.
Часто покупают грейферы – сменное гидравлическое навесное оборудование, представляющее собой многочелюстной ковш с поворотными челюстями для захвата груза, который необходимо переместить на небольшое расстояние. Для сыпучих грузов используют двухчелюстные грейферы, челюсти которых снабжены зубьями для подгребания и забора материалов. Также востребованы вибропогружатели для погружения и извлечения шпунтов различного профиля. Гидроножницы и оборудование для демонтажных работ требуется для разрушения сооружений и фундаментов, резки металла и первичного раскрашивания железобетонных конструкций.
На рынок экскаваторы в стандартной комплектации обычно поставляют с одним ковшом. Однако по заказу машины можно с самого начала оборудовать именно так, как нужно клиенту.
Кирилл Кирса:
– Как правило, экскаватор покупают для выполнения конкретных видов работ. От того, о каких работах идет речь, и будет зависеть комплектация машины. В стандарте практически всегда подразумевается ковш. Но если в функции машины заведомо закладывается, например, работа по перегрузке, то сразу же при покупке можно заказать экскаватор с грейферным захватом или иным оборудованием. Ковш же совершенно не обязательный аксессуар: каждая машина собирается из тех или иных опций и комплектаций.
Особняком стоят машины, приобретаемые под арендные парки. В этом случае может потребоваться более широкий набор «навесок».
Кирилл Кирса:
– В этих случаях покупатель старается заранее собрать расширенную комплектацию. Покупка дополнительного навесного оборудования позволяет максимально расширить функционал машины. Но если в парке уже достаточно техники с различным навесным оборудованием, то новая машина может приобретаться вообще без какой-либо навески.
При этом есть несколько вариантов навесного оборудования, часто используемого комплектом. Поэтому многие модели экскаваторов с самого начала комплектуют несколькими приспособлениями.
Кирилл Кирса:
– Самые популярные комплекты – ковш и гидромолот. Экскавация, особенно в городских условиях, зачастую останавливается при появлении в зоне работ камней, бетонных фундаментов и прочих препятствий, и тут очень кстати оказывается гидромолот! Поэтому городские машины, как и машины, специально укомплектованные для эксплуатации в условиях мерзлоты, комплектуют одновременно и ковшом, и гидромолотом. Экскаватор, работающий в котловане или карьере, обычно имеет только ковш, но если он используется на дроблении негабарита, то в стандарте будет гидромолот, а вот ковша может и не быть вовсе.
Существует два пути покупки навесного оборудования. Первый – его можно приобрести вместе с самим экскаватором, что удобно, но дорого.
Кирилл Кирса:
– Приобрести навесное оборудование отдельно, в специализированных компаниях, всегда более выгодно для покупателя, чем покупать его вместе с экскаватором.
По какой причине?
Дмитрий Гурко:
– Навесное оборудование обычно делают не производители экскаваторов, а сторонние производители.
Поэтому помимо прибыли непосредственного производителя в цену навесного оборудования при покупке у экскаваторного завода включается «интерес» последнего, а заодно и доплата за бренд. Так что, второй способ, когда оборудование приобретается у фирм, специализирующихся именно на его производстве, с точки зрения финансов выгоднее. Однако бытует мнение, что в этом случае могут возникнуть проблемы с совместимостью оборудования. Мол, пришедшая с завода машина гарантированно будет оснащена только подходящей под нее навеской. В случае же со сторонним поставщиком – это вопрос его компетенции. Возможно, так оно и есть в случае, если речь идет о недобросовестном поставщике. К сожалению, с такими фирмами-однодневками и впрямь приходится сталкиваться. Если же речь идет о компании, серьезно работающей на рынке и специализирующейся именно на навесном оборудовании, то здесь проблем быть не должно.
Кирилл Кирса:
– Скорее даже наоборот. Компания, которая специализируется на навесном оборудовании, знает о нем все, имеет большой ассортимент навески и способна грамотно установить ее с учетом всех необходимых настроек. Дилер же обычно работает лишь в рамках той линейки, которая идет от производителя. При этом он отлично справляется со стандартным оборудованием, с теми же гидромолотами. Но правильно установить какую-то более сложную навеску, например гидроножницы, особенно если они не омологированы производителем, большинство из них не смогут.
На самом деле установка навесного оборудования – не такое простое дело, как кажется на первый взгляд. Во-первых, требуется более или менее сложная настройка гидравлики и электроники.
Кирилл Кирса:
– Особенно в этом плане отличаются Volvo, Caterpillar и Komatsu. Их машины требуют очень сложного программирования и настройки при замене оборудования. Причем не только гидравлических параметров, но и электроники.
А во-вторых, могут не подходить посадочные места. Хотя навесное оборудование стандартно для машин одной и той же весовой категории, присоединительные размеры будут различаться.
Кирилл Кирса:
– Производители экскаваторов часто используют собственные присоединительные размеры и устройства. Разница между ними будет в диаметре соединительного пальца, в межосевом расстоянии, в ширине рукояти. Если гидромолот был установлен на Doosan, он вполне может не подойти для схожего по техническим характеристикам Komatsu – возникнут трудности с присоединением к рукояти.
Для того что бы избежать подобных проблем, производители навесного оборудования комплектуют навеску переходной плитой на конкретную машину.
Кирилл Кирса:
– Именно этот элемент персонализирован под модель экскаватора. Использование таких плит позволяет менять не всю навеску, а лишь переходную плиту, которая несоизмеримо дешевле навесного оборудования.
В тех же случаях, когда владелец техники планирует периодически устанавливать разное навесное оборудование, есть прямой смысл приобрести экскаватор со специальным устройством для быстрой его замены.
Дмитрий Гурко:
– С завода машина может идти с быстросъемом – устройством, позволяющим быстро заменить навесное оборудование. Есть машины, у которых оно идет в базе. Например, на некоторых экскаваторах-погрузчиках. Но все-таки чаще подобное устройство ставят под заказ. Без него менять навесное оборудование тоже можно, но придется вручную выбивать пальцы, совмещать посадочные места и опять забивать пальцы. Все это требует работы нескольких человек. С быстросъемом же заменить навесное оборудование, причем любое, сможет один оператор.
Преимущество покупки навесного оборудования у специализирующегося на этом поставщика состоит еще и в том, что у него обычно имеется полный ассортимент устройств каждого типа. Соответственно, можно выбирать. При этом нужно ориентироваться на несколько основных параметров.
Дмитрий Гурко:
– Во-первых, требуется обращать внимание, чтобы гидравлический поток, необходимый для нормальной работы навесного оборудования, соответствовал возможностям экскаватора.
Во-вторых, давление в системе. Требуемое для работы устройства давление должно совпадать с тем, которое способен поддерживать экскаватор.
В-третьих, нужно смотреть на то, чтобы параметры навесного оборудования соответствовали задаче, для которой оно покупается.
Кирилл Кирса:
– Проводя обучения для менеджеров торгующих компаний, я приучаю их задавать клиентам четыре главных вопроса, облегчающих подбор оптимального навесного оборудования. Первый и самый важный вопрос – «что?»: для производства каких работ покупается навесное оборудование. Тут мы определяем тип оборудования. Второй не менее важный вопрос – «чем?»: с помощью какой машины клиент собирается выполнять работу. Какая машина у него есть. Речь может идти не обязательно об экскаваторе в чистом виде. Это может быть и погрузчик, и мини-погрузчик, и экскаватор-погрузчик. Дальше выясняем «с чем?»: с каким материалом предстоит работать. От того, будет ли это грунт, камень, бетон, арматура, смешанные материалы, цельные конструкции, лес или что-то еще, зависят материал и конструкция навесного оборудования. Ну и последним должен стать вопрос «Сколько?» либо «чего хотим достичь?». Надо выяснить, каковы объем груза, глубина и диаметр бурения, ширина траншеи, количество кубометров в час, высота погрузки, вес и длина шпунта и прочее. Основываясь на этих данных, подбираются размеры и мощность навесного оборудования.
Если не получен ответ хотя бы на один из четырех вопросов, велика вероятность, что навесное оборудование вообще не подойдет для работ, не будет эффективным или же быстро придет в негодность.
Например: клиент хочет погружать шпунт. Смотрим, что есть. Есть экскаватор 20 тонн. Подходит. С чем предстоит работать. Допустим, с грунтом и песком. Отлично. Спрашиваем, на какую глубину собирается погружать. Выясняется – на 12 метров. Все, не пойдет – ни одна машина 20-тонной размерной группы без дополнительных опций не имеет соответствующей высоты выгрузки ковша. Другой вариант – человек хочет пробурить с помощью экскаватора шунт диаметром 300 мм, глубиной – 40 метров. Это, в принципе, невозможно: такой вид работ доступен только узкоспециализированной технике.
Есть еще один аспект, который также надо принимать в расчет при выборе навесного оборудования.
Кирилл Кирса:
– Перед тем как приобретать навесное оборудование, очень важно убедиться в доступности расходных материалов и наличии сервисной поддержки. Продавец обычно без проблем обеспечивает сервис экскаватора, а вот с «навесным» не всегда все бывает гладко. Причем даже у именитых брендов. В нашу сервисную службу чаще всего именно такая навеска и попадает. Даже самая современная сервисная служба дилера может не обладать необходимыми знаниями и опытом ремонта навесного оборудования!. Не говоря уже о комплектующих для всего широчайшего ассортимента навесок многочисленных брендов. В этом плане больше шансов решить проблему, обратившись в специализированное предприятие по работе с навесным оборудованием. Простой пример – чтобы разобрать стандартный гидромолот, нужно иметь динамометрический ключ усилием свыше 1000 кг. В экскаваторе таких моментов затяжек просто нет.
Проблема с обслуживанием навесного оборудования связана в первую очередь с обилием его производителей.
Кирилл Кирса:
– В одной только Корее несколько десятков компаний, которые собирают гидромолоты. Правда, тех, кто их именно производит, во всем мире не более пяти. И мы в их числе.
Ориентироваться среди обилия предложений сложно. Тем не менее, есть несколько правил, которые упрощают выбор. Самое простое из них – если есть сомнения, лучше доверить подбор специалистам.
Кирилл Кирса:
– Фирма, которая специализируется на навесном оборудовании (естественно, речь не идет о фирмах-однодневках), знает о нем абсолютно все, имеет большой ассортимент и умеет подбирать именно то, что будет соответствовать нуждам заказчика.
Кроме того, надо понимать, что качество продукции во многом связано с производителем. Причем именно с производителем, а не страной, в которой оборудование произведено.
Кирилл Кирса:
– В той же Италии пара десятков производителей гидромолотов. Но лишь один выпускает по-настоящему качественный продукт. Вообще у навесного оборудования нет национальности: многие именитые бренды производят комплектующие для своей навески на заводах, разбросанных по всему миру.
Правда, сказанное не касается Китая.
Дмитрий Гурко:
– Китайское оборудование я бы не советовал приобретать. По крайней мере, дешевое. Все-таки навеска – это исполняющее оборудование, подверженное максимальным нагрузкам. Бывали случаи, когда выполненные из не очень хорошего металла наконечники гидромолотов приходилось менять чуть ли не через каждые 100 часов. Это не выгодно! Кроме того нужно понимать, что при поломке навесного оборудования выходит из строя не только оно: часто страдает и сам экскаватор. Поэтому на Китай лучше не ориентироваться. Впрочем, он не сильно и востребован.
Среди «азиатов» Дмитрий Гурко выделил такие бренды, как FURUKAWA и DEAMO, из европейских – ARDEN. Кирилл Кирса из европейцев выделил бренды Hammer и Atlas Copco, из корейцев – Delta, подчеркнув, что эти компании поставляют свою продукцию на конвейеры нескольких ведущих производителей экскаваторов. Любопытно, что наши эксперты затруднились выделить лидеров этого сегмента рынка, сославшись на его широту.
До какой-то степени в качестве продукции можно ориентироваться по ее цене. Но здесь стоит учитывать, что оригинальное навесное оборудование стоит дороже точно такого же, но без логотипа.
Кирилл Кирса:
– Оборудование, предлагаемое поставщиками экскаваторов и брендованное по ОЕМ-системе при прочих равных будет значительно дороже того же самого оборудования в специализированных компаниях. Например, гидромолот для экскаватора-погрузчика с логотипом JCB почти в два раза дороже того же самого гидромолота, произведенного компанией Hammer, но только без логотипа. А корейский гидромолот Delta ничем не отличается от такого же, но с надписью SANDVIK. Разница же в цене – приблизительно двукратная!
Если говорить о цене на разные типы навесного оборудования, то при прочих равных самыми дорогими будут гидромолоты и оборудование для демонтажа, стоимость которых в некоторых случаях может достигать 10% от стоимости экскаватора.
Что касается влияния марки на стоимость, то, к примеру, финский гидромолот Hammer будет значительно дороже корейского Delta. Но это не значит, что Delta в чем-то уступает ему по качеству. Одинаковые по функциям, но разные по технологии изготовления оба гидромолота будут справляться с поставленными задачами. Гидромолоты Impulse не уступят в эффективности ни одному из представленных на рынке аналогу других брендов, но будут значительно дешевле для клиента благодаря более современным техническим и технологическим решениям, заложенным в их конструкцию.
Что же касается конкретных цен, то наши эксперты затруднились назвать их, сославшись на то, что они очень сильно зависят от параметров каждого конкретного изделия.
С нами уже 1039 профессионалов