Granta Prima и Niva Legend Prima. Зачисленные в грузовики
Новости отрасли
Самое читаемое
Прошло всего чуть более месяца с того момента, как я протестировал Largus Prima и познакомился с его производством. Речь идет о выпускаемом нижегородским заводом спецавтомобилей «Промышленные технологии» (сокращенно «Промтех») малотоннажном фургончике на базе популярного у нас универсала Lada Largus, эдаком классическом каблучке на базе легкового автомобиля. И вот снова свидание с «Примой», да не с одной: теперь «Промтех» пригласил на Дмитровский автополигон познакомится с еще двумя новинками: Granta Prima и Niva Legend Prima. Оба грузовых фургончика, понятно, на базе тольяттинских легковушек. Какие роли у каждого из них в уже складывающемся семействе, чем они отличаются между собой и для чего предназначены? Давайте разбираться.
Когда около полутора лет назад проект «Прима» только начинал воплощаться «Промтехом» в жизнь, я уже знакомился с фургончиками на базе всех трех вышеназванных легковых автомобилей. Но каблучки на шасси Lada Granta и Niva Legend тогда так и остались опытными образцами, ставку же сделали на Largus как на самый приспособленный для коммерческих перевозок. Ему доработали заднюю подвеску, установили интегрированный заодно с кузовом 7-кубовый фургон, и получилась очень интересная альтернатива газовскому «Соболю», корейскому Hyundai Pointer и другим популярным у нас LCV грузоподъемностью до одной тонны. Не случайно Largus Prima, по словам одного из представителей «Промтеха», на сегодняшний день успел разойтись тиражом в несколько сотен машин.
К сожалению, судьба слишком сильно импортозависимой Lada Largus сегодня висит на волоске. АВТОВАЗ пока обещает максимально локализовать и возобновить производство только Lada Granta и, может быть, несколько позже – Niva Legend. Страхуясь, «Промтех» решил сделать серийными Prima и на их базе тоже. Причем с теми же самыми по размерам кузовами-фургонами, полезный объем которых, как я уже говорил, в промтоварном варианте составляет 7 м3. Унификация понятна – каждая новая размерность кузова требует нового производственного оборудования. В настоящее время оба малотоннажника получают Одобрения типа транспортного средства и уже в июне должны пойти в производство. Понятно, по мере поступления базовых легковых машин.
У первых опытных образцов Granta Prima и Niva Legend Prima кузова-фургоны получились скромнее по объему из-за меньшей длины, поскольку и шасси у них были короче, чем у Lada Largus. Теперь от этой разницы ушли, слегка увеличив новичкам колесную базу и разработав для них собственное основание кузова, лонжероны которого интегрированы с лонжеронами передней части базовых легковушек. Устанавливаемый на раму фургон сделан заодно и с днищем, и с кабиной, что придает конструкции машины дополнительную жесткость и прочность, делая ее более долговечной и безопасной в случае столкновения.
Как и у Largus Prima, в подвеске Granta Prima и Niva Legend Prima использованы пневмобаллоны, закупаемые у одного из российских поставщиков. Но вместо пружин установлены рессоры, из-за чего допустимая нагрузка на такую подвеску стала даже больше. Пневматика нужна в первую очередь для повышения долговечности подвески: воспринимая часть нагрузок, она снижает износ ее элементов. Кроме того, наличие пневмобаллонов позволяет регулировать клиренс в зависимости от заполнения кузова и уменьшить валкость в поворотах. Для изменения давления в системе у задней стенки кабины с внутренней стороны размещено управление компрессором. Правда, в бюджетной версии его не будет – при необходимости водителю придется поработать насосом.
Все три показанные на Дмитровском полигоне каблучка были с фургонами не только одной размерности, но и одного типа. То есть с промтоварными кузовами, в которых, согласно паспортным данным, Largus Prima и Granta Prima могут перевозить груз массой до 900 кг, а Niva Legend Prima – массой до 750 кг. Полная масса у новичков одинакова – 2160 кг. Кузов-фургон представляет собой алюминиевый каркас с отделкой из композитного материала. Предусмотрена правая боковая дверь. Толщина стенок кузова – 25 мм, в них в качестве наполнителя использован эктрудированный пенополистирол. То есть это, по сути, легкая изотерма. А если нужна настоящая изотерма под рефрижератор – толщину стенок сделают 50 мм. Тогда грузоподъемность Granta Prima станет 850 кг, а Niva Legend Prima – 700 кг. Впрочем, если будет воля заказчика, толщину стенок можно довести до 100 мм.
И в завершение – несколько слов о личных впечатлениях от управления новыми фургончиками. И в движении, и изнутри Niva Legend Prima чем-то напоминает трактор. Салон тесноват, посадка за рулем не совсем привычная, до рычага переключения передач нужно тянуться, тяга 83-сильного движка невысока. Но смысл в такой машине есть, поскольку остается большое число населенных пунктов, куда ни на какой другой легковушке попросту не проехать. Вот если бы вместо нее взять под фургон более современную Niva Trevel, у которой проходимость не хуже, а эргономика куда как лучше. И такой вариант вроде как прорабатывается, но, опять же, дальнейшая судьба бывшей «Шеви Нивы» туманна.
Granta Prima сумела приятно удивить. Точнее, сумело удивить ее базовое шасси. Здесь двигатель мощнее, чем у «Нивы» – он развивает 98 л.с., но главное – в паре с ним установлен 4-ступенчтатый автомат Jatco. Его конструкция считается устаревшей, но мне понравилась отзывчивость на педаль газа: стоит ее придавить посильнее, и автомат, не теряясь и не тормозя, переходит на одну-две ступени ниже, выдавая колесам хороший импульс. В общем, кто бы что про Granta с Jatco ни говорил, мне такая модификация пришлась по душе. И наверняка со мной согласятся те будущие владельцы Granta Prima, кому предстоит целыми днями доставлять грузы в изматывающем городском трафике. Другое дело, сохранятся ли и дальше поставки этих автоматов для АВТОВАЗа?
Не ясна в свете санкций и судьба 16-клапанного вазовского двигателя. Единственная его альтернатива, применяемый на Lada Granta 8-клапанный движок, заметно слабее – на максимуме он развивает всего 90 л.с. Для фургона с претензией на перевозку почти тонны груза эта разница ох как важна! Впрочем, тем, кому требуется возить как можно больше, «Промтех» готовит альтернативу каблучкам на базе тольяттинских легковушек – конструкторы работают над пополнением семейства Prima фургонами на базе УАЗ «Профи». А это уже совсем другие грузовые возможности!. Что касается Granta Prima и Niva Legend Prima, то они в перспективе будут предложены не только в варианте фургона. Оба вскоре примерят бортовую платформу в открытом и тентованном вариантах.
И в завершение – о ценах. Стоимость Granta Prima с кузовом-фургоном начинается от 1,6 млн. руб., Niva Legend Prima – от 1,7 млн. руб.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов