Главная страница > Репортаж > Ford Trucks F-MAX. Восьмой в семерке

Ford Trucks F-MAX. Восьмой в семерке

Ford Trucks F-MAX создавали с амбициозной целью потеснить магистральники европейской «большой семерки». Сможет ли новичок решить эту задачу?
09.12.2019
2530
view counter

Хотя завод компании Ford Otosan, где производят тяжелые грузовики Ford Trucks, находится в турецком Эскишехире, местом рождения новейшего флагмана марки, седельного тягача F-MAX, на мой взгляд, все же правильнее считать Стамбул. Потому что именно в этом городе новейший магистральник стал именно таким, каким мы его знаем с прошлого года, то есть с момента громкого дебюта на международной выставке коммерческого транспорта IAA-2018. Ford Trucks F-MAX замыслили, прорисовали, сконструировали и воплотили в металле специалисты одного из самых крупных в Европе инженерных центров, официальное название которого R&D Centre.

Ford Trucks F-MAX, F-MAX, FORD, Форд, TURBOTRUCKS, турецкий Форд, Турботракс, Форд Тракс, СТ-КТ, Ford Otosan, магистральник, магистральный тягач

Построенное чуть более пяти лет назад в Стамбуле современное, состоящее из двух больших корпусов здание инженерного центра Ford Otosan действительно впечатляет и своей архитектурой, и своими размерами. Чтобы оно целиком попало в объектив фотоаппарата, мне пришлось пятиться сотню-другую метров. С такого расстояния поставленный рядом с входом R&D Centre исторический грузовик Ford D1210 смотрелся маленьким красным пятнышком. Число сотрудников инженерного центра – около 1200 человек. Почему так много? Потому что работают они сразу по множеству направлений, связанных с перспективной продукцией Ford. В частности, помимо тяжелых грузовиков здесь создают двигатели, а также малотоннажный коммерческий транспорт.

Ford Trucks F-MAX, F-MAX, FORD, Форд, TURBOTRUCKS, турецкий Форд, Турботракс, Форд Тракс, СТ-КТ, Ford Otosan, магистральник, магистральный тягач

Более того, именно в стенах R&D Centre рождается дизайн будущих автомобилей Ford Trucks. Святая святых инженерного центра – просторный зал с макетами перспективных грузовиков: здесь мне удалось увидеть несколько вариаций на тему Ford Trucks F-MAX, включая полноразмерный пластилиновый макет его окончательной версии кабины, а также вариант с кабиной раннего образца и вариант с люксовым оформлением экстерьера. Естественно, в зале оказались и выполненные в натуральную величину макеты другой перспективной коммерческой автотехники. Увы, их облик от колес до крыши скрывала плотная материя тента. Что это за автомобили? Следующее поколение строительных и развозных машин? Более проработанные вариации на тему показанного в Ганновере эпатажного тягача будущего? Модификации F-MAX с иными типами кабин? Впрочем, один из макетов получилось более-менее идентифицировать: черты пикапа не скроешь ни под какими покровами!

Ford Trucks F-MAX, F-MAX, FORD, Форд, TURBOTRUCKS, турецкий Форд, Турботракс, Форд Тракс, СТ-КТ, Ford Otosan, магистральник, магистральный тягач

От Стамбула до Эскишехира, где развернуто производство Ford Trucks F-MAX, по прямой около двух сотен километров. Расположенный в этом городе завод Ford Otosan, работая в одну смену пять дней в неделю, рассчитан на годовой выпуск 15 тыс. тяжелых грузовиков. При этом в 2018 году их было изготовлено порядка 7,5 тыс. – половина от возможного количества. Если бы компания и дальше ориентировалась исключительно на традиционный модельный ряд, то данный результат, судя по всему, можно было бы считать предельным. Потому что рывок способна обеспечить только принципиально новая модель!

Ford Trucks F-MAX, F-MAX, FORD, Форд, TURBOTRUCKS, турецкий Форд, Турботракс, Форд Тракс, СТ-КТ, Ford Otosan, магистральник, магистральный тягач

Таковой моделью как раз и стал Ford Trucks F-MAX, нацеленный на сегмент магистральных тягачей, один из самых массовых и доходных в Европе. В этом сегменте автомобили Ford Otosan прежде были представлены слабо, по сути – лишь модификациями развозных грузовиков и тягачей. Магистральника в современном его понимании в арсенале компании раньше не было. Получается, с классической модельной линейкой Ford Trucks новый F-MAX по своем рыночному позиционированию не пересекается. А раз так, то он способен, по крайней мере теоретически, не заместить «классику», а дополнить ее, тем самым стимулировав существенный производственный рост. Решение верное, но для его успешного претворения в жизнь требуется решить ряд попутных задач (о них чуть погодя). Пока же скажу, что Ford Otosan вполне ожидаемо не собирается сворачивать производство прежнего поколения машин – и новые, и старые грузовики завод как собирает, так и будет собирать параллельно, в зависимости от количества поступающих заказов.

Ford Trucks F-MAX, F-MAX, FORD, Форд, TURBOTRUCKS, турецкий Форд, Турботракс, Форд Тракс, СТ-КТ, Ford Otosan, магистральник, магистральный тягач

Предприятие, осуществляющее выпуск тяжелых грузовых автомобилей Ford Trucks, – полнокровный завод, где ведется не только финальная сборка, но и изготовление важнейших компонентов этих машин, включая кабины, рамы, двигатели и мосты. Из крупных узлов у стороннего производителя закупается лишь коробка передач, и то в планах разработка ее собственного варианта. То есть завод Ford Trucks в Эскишехире – самый настоящий производственный комплекс, автомобильный кластер с высокой степенью локализации производства, а потому крайне важный и ценный для своей страны и с экономической, и с социальной точки зрения.

Ford Trucks F-MAX, F-MAX, FORD, Форд, TURBOTRUCKS, турецкий Форд, Турботракс, Форд Тракс, СТ-КТ, Ford Otosan, магистральник, магистральный тягач

Сварочное производство изготавливаемых в Эскишехире кабин Ford Trucks занимает чуть более 5 тыс. м2. Оборудование, которым оно укомплектовано, включая 11 роботов, позволяет выпускать кабины в пяти разных вариантах. Почти 7 тыс. м2 отдано под окрасочный комплекс. Здесь осуществляются грунтовка и окраска кабин. Его производственная мощность – до 20 тыс. в год. Этот участок имеет высокую степень автоматизации, которая составляет более 70%. Сборочное производство – одно из наиболее крупных. Его общая территория занимает почти 44 тыс. м2. Помимо главного конвейера здесь расположены участок досборки кабин, а также участок тестирования готовой продукции.

Ford Trucks F-MAX, F-MAX, FORD, Форд, TURBOTRUCKS, турецкий Форд, Турботракс, Форд Тракс, СТ-КТ, Ford Otosan, магистральник, магистральный тягач

На единственной сборочной линии изготавливают 24 базовых модели, в число которых, как я уже говорил, входят автомобили сразу двух поколений. Отмечу, что вся выпущенная автотехника подвергается обязательной тестовой обкатке, проводимой на проложенной вдоль производственных корпусов специальной трассе, каждый из участков которой имитирует определенный вид дорожного полотна. Интересно, что на еще одной внутризаводской трассе круглосуточно, семь дней в неделю тестируют несколько изготовленных заводом автомобилей, которые с целью оценки качества сборки и долговечности конструкции проходят дистанцию, эквивалентную миллиону километров обычных шоссейных дорог.

Ford Trucks F-MAX, F-MAX, FORD, Форд, TURBOTRUCKS, турецкий Форд, Турботракс, Форд Тракс, СТ-КТ, Ford Otosan, магистральник, магистральный тягач

Цеха моторного производства расположены фактически бок о бок с цехами, где осуществляется выпуск грузовиков. Но их продукция идет не только на завод в Эскишехире. Дело в том, что здесь изготавливают в том числе двигатели для автомобилей, собираемых на еще одном турецком заводе Ford Otosan, расположенном в городе Измит. Понятно, это тоже автомобили Ford. Говоря более конкретно – хорошо известные у нас легкие коммерческие малотоннажники семейства Transit. Мощности для производства предназначенных для них двигателей составляют 65 тыс. в год. Не удивительно, что общая площадь моторного производства составляет внушительные 36,5 тыс. м2. Кстати, здесь же, в Эскишехире, делают и мосты для Ford Transit, которые поставляют не только на турецкий, но и на другие заводы, где собирают данную модель. Напомню, один из таких заводов с 2012 года действует в нашей стране, недалеко от Елабуги.

Ford Trucks F-MAX, F-MAX, FORD, Форд, TURBOTRUCKS, турецкий Форд, Турботракс, Форд Тракс, СТ-КТ, Ford Otosan, магистральник, магистральный тягач

Объем производства двигателей для тяжелых грузовиков Ford Trucks не столь значителен, как для малотоннажных Ford Transit. Возможности выпуска 9-литровых и 13-литровых рядных 6-цилиндровых дизелей семейства Ecotorq согласуются с уровнем выпуска автомобилей, для которых они предназначены. То есть и здесь производственные мощности рассчитаны на 15 тыс. изделий в год.

Изготовление двигателей, как и изготовление прочих компонентов Ford Trucks, существенно локализовано. В Эскишехире для них делают головку блока цилиндров, поршни, шатуны, маховик, шестерни, а также коленчатый и распределительный валы. В завершение темы моторного производства добавлю, что в планах компании создание и организация производства двигателей, работающих на природном газе. Тема перспективная: интерес к газовым тяжелым грузовикам сегодня растет как в Европе, так и у нас в стране.

Ford Trucks F-MAX, F-MAX, FORD, Форд, TURBOTRUCKS, турецкий Форд, Турботракс, Форд Тракс, СТ-КТ, Ford Otosan, магистральник, магистральный тягач

В России Ford Trucks F-MAX дебютировал успешно: с января по ноябрь 2019 года эксклюзивный дистрибьютор Ford Trucks, компания TURBOTRUCKS, передал российским заказчикам 80 таких тягачей. Неплохой результат! При этом фордовская «классика» – известные раньше под именем Cargo грузовики для строительства и дистрибуции – продемонстрировала еще более высокие показатели: за указанный период российские заказчики получили почти три сотни этих автомобилей. Спрос на них растет не случайно: продолжающие оставаться на хорошем современном уровне грузовики предыдущего поколения демонстрируют удачное сочетание практичности, стоимости и эксплуатационных характеристик. Более того, успешно выведя на российский рынок Ford Trucks F-MAX, компания TURBOTRUCKS в 2020 году собирается сделать упор на продвижение именно фордовской классики: двух- и трехосных грузовиков для дистрибуции и установки спецнадстроек, а также трех- и четырехосных строительных автомобилей.

Ford Trucks F-MAX, F-MAX, FORD, Форд, TURBOTRUCKS, турецкий Форд, Турботракс, Форд Тракс, СТ-КТ, Ford Otosan, магистральник, магистральный тягач

Я поездил по заводскому полигону за рулем одного из них – это было шасси с колесной формулой 8х4. У нас на раму таких, как правило, монтируют самосвальный кузов или «миксер», а в Турции запросто могут поставить, к примеру, тентованную бортовую платформу или цистерну. Готов засвидетельствовать: комфорт рабочего места водителя, работа органов управления, да и управляемость автомобиля находятся на вполне достойном уровне. Особенно понравилась коробка передач производства ZF – она механическая, но передаточные ступени переключаются без особых усилий и, что немаловажно, с хорошей четкостью.

Ford Trucks F-MAX, F-MAX, FORD, Форд, TURBOTRUCKS, турецкий Форд, Турботракс, Форд Тракс, СТ-КТ, Ford Otosan, магистральник, магистральный тягач

Но пересаживаешься за руль Ford Trucks F-MAX и понимаешь: вот он, современный уровень исполнения! Здесь в принципе все так, как это сделано в кабинах аналогов ведущих европейских производителей: по эргономике, по качеству материалов, по насыщенности современными системами новый магистральник по сравнению с предшествующим поколением грузовиков демонстрирует внушительный шаг вперед. Причем он получил кабину, рассчитанную именно на дальнобойные перевозки: здесь реально просторный спальный отсек с полноразмерными полками и всем необходимым сопутствующим оборудованием. Чтобы переключить коробку передач, уже не нужно орудовать рычагом – тягач оснащен автоматизированной ZF Traxon – на сегодня это одна из наиболее современных и эффективных коробок-роботов в своем классе.

Ford Trucks F-MAX, F-MAX, FORD, Форд, TURBOTRUCKS, турецкий Форд, Турботракс, Форд Тракс, СТ-КТ, Ford Otosan, магистральник, магистральный тягач

Таким образом, можно уверенно говорить о том, что помимо магистральников «большой семерки» и европейские, и российские междугородные перевозчики теперь могут рассматривать в качестве варианта еще один седельный тягач, который по своим базовым эксплуатационным характеристикам, по комфортабельности, по тяговооруженности, по насыщенности передовыми системами и оборудованием находится на одном с ними уровне. Как отмечалось, в нашей стране уже нашлись те, кто сумел по достоинству оценить все эти качества. Другое дело, что пока в числе покупателей Ford Trucks F-MAX – небольшие компании. Что, впрочем, понятно: крупные перевозчики с флотами в сотни автопоездов для подобного решения должны созреть. Точнее, созреть должны не они, а объективные условия: тем, кто при обновлении своих парков привык оперировать десятками тягачей, требуется иметь на руках неопровержимые данные об их надежности, остаточной стоимости и эффективности работы сервисной сети. Понятно, что для получения этих данных должно пройти определенное время.Ford Trucks F-MAX, F-MAX, FORD, Форд, TURBOTRUCKS, турецкий Форд, Турботракс, Форд Тракс, СТ-КТ, Ford Otosan, магистральник, магистральный тягач

Если вышеупомянутые показатели окажутся по крайней мере не хуже, чем у автотехники «большой семерки», Ford Trucks F-MAX в России наверняка ждет успех. Тем более что амбиции новичка помимо перечисленных достоинств подкреплены весьма внушительным межсервисным пробегом, даже в наших условиях составляющим 60 тыс. км, и привлекательной ценой: в единственной, но весьма насыщенной оборудованием комплектации с 500-сильным двигателем, автоматизированной трансмиссией и максимально просторной кабиной на сегодняшний день за Ford Trucks F-MAX просят, с учетом НДС, 79 900 евро.

Константин Закурдаев

Ford Trucks F-MAX, F-MAX, FORD, Форд, TURBOTRUCKS, турецкий Форд, Турботракс, Форд Тракс, СТ-КТ, Ford Otosan, магистральник, магистральный тягач




x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1039 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки