Техцентр «Гранд Т» -  занимается поставками дорожно-строительной техники WEHEAVY
view counter
Главная страница > Коммерческий транспорт > Ford Transit из Алабуги. Секреты успеха

Ford Transit из Алабуги. Секреты успеха

Как в России производят Ford Transit и благодаря чему этим малотонажникам удалось стать одними из самых популярных в стране?
27.12.2021
2755
view counter

Ford Transit. Сделано в России

История производства в нашей стране семейства малотоннажников Ford Transit берет свое начало в 2011 году, когда российская компания «Соллерс» и всемирный автоконцерн Ford Motors подписали соглашение о создании СП «Форд Соллерс» с целью организации выпуска и продажи на территории России нескольких моделей автомобилей Ford. В их числе оказался уже хорошо известный на тот момент нашим перевозчикам Ford Transit седьмого поколения – его сборку в начале 2012 года развернули в Татарстане, на территории свободной экономической зоны «Алабуга». До этого на том же предприятии «Соллерс» в сотрудничестве с FIAT с 2008 по 2011 год выпускал аналогичный по классу малотоннажник Fiat Ducato.

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ

В 2014 году российская сборка Ford Transit превратилась в производство: на заводе освоили изготовление кузовов по полному циклу со сваркой, грунтовкой, окраской и комплектацией интерьером, а также штамповкой ряда основных деталей силами организованного буквально по соседству ООО «Джошкуноз Алабуга» – это дочерняя компания турецкого промышленного холдинга Coskunoz. Тогда же на конвейер завода в Алабуге встал Ford Transit следующего, восьмого поколения. В 2015 году, то есть в первый полный год реального российского производства этих малотоннажников, в их реализации на нашем рынке произошли значительные подвижки: годовые продажи выросли на 62% и составили 5,2 тыс. машин.

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ

Но это было только начало! По итогам 2021 года «Соллерс Форд» выходит на результат примерно в 21 тыс. автомобилей. Получается, выпуск Ford Transit в России за шесть лет вырос в четыре раза! Причем он набирал темп даже в 2019 и 2020 годах, осложненных не только обрушившейся на мир пандемией, но и трансформацией компании «Форд Соллерс» в «Соллерс Форд», связанной со сворачиванием бизнеса Ford Motors в России. Хорошо, что сворачивание оказалось не полным – Ford Transit смог не просто остаться, но и, вопреки складывающейся ситуации, значительно развить свой успех! За счет чего? Об этом мы еще поговорим.

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ

Так что же представляет собой производство Ford Transit в России и каковы перспективы его дальнейшего развития? За минувшее с 2014 года время ООО «Джошкуноз Алабуга» расширило выпуск предназначенной для фордовского малотоннажника штамповки, в номенклатуру которой теперь входят все основные внешние и ряд внутренних кузовных деталей. В большинстве случаев при их изготовлении используется сталь Магнитогорского металлургического комбината. Затем, после недолгой транспортировки, эти детали попадают в цеха сборочного завода «Соллерс Форд», где сначала сваривается днище будущего автомобиля, а потом оно, образно говоря, начинает обрастать боковинами и другими кузовными элементами. На сварке и окраске работают роботы.

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ

Так называемый черный, то есть сваренный, кузов сначала подается на линию предварительного обезжиривания поверхностей, которое проводится методом струйной обработки и методом окунания. В ходе окунания наносится и катафорезное покрытие толщиной 20 микрон, обеспечивающее металлу основную коррозионную стойкость. После этого на линии нанесения мастики герметизируются все швы. Посредством роботизированной линии на кузов наносится вторичный грунт, после чего для финишной окраски он отправляется на линию нанесения базовой эмали и прозрачного лака.

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ

На сборочном конвейере в салон монтируют сиденья, внутреннюю отделку и приборную панель, которая тоже локализована. Причем, чтобы на период упомянутых монтажных работ обеспечить удобный доступ для сборщиков, по конвейеру уже окрашенные кузова сначала перемещаются с отсутствующими дверьми, которые в это время находятся на участке подсборки, то есть установки внутренних панелей и прочих деталей. Стекла для малотоннажников поставляет Борский завод. Среди комплектующих, из которых собирают Ford Transit, также локализованы электропроводка, аккумуляторы, трубки тормозной системы, элементы системы выпуска отработавших газов, передний бампер, колесные диски, шины и стабилизаторы поперечной устойчивости.

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ

В общей сложности уровень локализации по состоянию на конец 2021 года достигает 28%. Но это – не предел. Согласно заключенному в 2019 году СПИКу, этот уровень постепенно повысят до 50%. Такого результата планируется достичь главным образом путем расширения штампового производства кузовных деталей и деталей подвески, а главное – освоением выпуска устанавливаемых на Ford Transit дизелей. И еще один немаловажный момент: в Алабуге изготавливают не только шасси Ford Transit, но и целый спектр кузовов для его комплектации.

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ

Свои двигатели, свои кузова

На самом деле моторный завод, который должен снабжать дизелями изготавливаемые «Соллерс Форд» малотоннажники, уже построен и оснащен всем необходимым оборудованием. И находится он тоже в Алабуге, буквально бок о бок с автомобильным производством. Это тот самый моторный завод, который начиная с сентября 2015 года серийно выпускал 4-цилиндровые бензиновые двигатели Sigma рабочим объемом 1,6 л для комплектации локализованных на предприятиях «Форд Соллерс» легковушек Ford Focus, Ford Fiesta и Ford EcoSport – все они на сегодня в России более не выпускаются.

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ

Мощность этого моторного завода составляет 105 тыс. двигателей в год, занимаемая площадь – порядка 42,6 тыс. м2. Здесь очень современное, то есть предельно автоматизированное, производство: доля операций, выполняемых в автоматическом режиме, достигает 95%! Причем это касается не только непосредственно производственных, но и внутрицеховых транспортных операций. А высокая автоматизация, как известно, один из определяющих факторов высокого качества продукции! Отметим, что локализация выпускавшихся в Алабуге двигателей Sigma была на высоте: в России для них освоили изготовление блоков цилиндров и головок блока, крышек коренных подшипников, поршней, коленчатых валов, а также свечей зажигания. Заливаемое моторное масло тоже было отечественным.

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ, Ford Sigma

В ходе разворачиваемого в настоящее время производства двигателей для Ford Transit их локализация пойдет по примерно тому же сценарию: выпуск основных компонентов также планируется организовать в нашей стране. И оборудование для этого уже есть. Но требует времени создание производства заготовок, в первую очередь – различных отливок, поэтому старт серийного выпуска дизелей в Алабуге запланирован на 2023 год. Кстати, одновременно с этим будет обновлен и изготавливаемый по соседству Ford Transit: в серию пойдет его модернизированный вариант, уже два года выпускаемый в Европе. Максимальная полная масса его самых тяжелых модификаций увеличена с 4,6 до 5 тонн. Что, кстати, позволит вывести на российский рынок версию с еще более длинной колесной базой.

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ

Важно, что в Алабуге будут серийно производить совсем не тот дизель, которым сегодня комплектуют малотоннажники Ford Transit, изготавливаемые на заводе «Соллерс Форд». Сейчас под их капоты ставят 2,2-литровый Duratorq максимальной мощностью 125, 135 или 155 л.с. А в производстве планируется освоить тоже 4-цилиндровый, но уже 2-литровый дизель под названием EcoBlue, отличающийся улучшенными эксплуатационными характеристиками. Если судить по спецификации европейских Ford Transit, на максимуме этот дизель в различном исполнении выдает 105, 130, 170 и 185 л.с. Правда, пока нет информации, все ли эти варианты будут доступны для малотоннажников, сделанных в нашей стране.

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ

 Если производство собственных дизелей для российских Ford Transit только готовится, то производство кузовов и надстроек для них уже ведется. Занимается им введенное в строй в августе 2018 года предприятие «СТ Алабуга» – как понятно из названия, оно находится на территории той же особой экономической зоны. Учреждено это предприятие известной нижегородской кузовостроительной компанией «СТ Нижегородец». Ford Transit с кузовами производства «СТ Алабуга» получают Одобрения типа транспортного средства (ОТТС) того же производителя, что и Ford Transit, непосредственно сошедшие с конвейера сборочного завода, на них распространяются те же гарантийные обязательства и та же сервисная поддержка со стороны дилеров.

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ

То есть «Соллерс Форд» несет ответственность перед потребителем не только за само шасси, но и за автомобиль в целом, вместе с установленной на него надстройкой. Сейчас завод в Алабуге производит на конвейере четыре базовых модели Ford Transit: шасси, цельнометаллический фургон, микроавтобус и комби. Тем не менее заказчику в общей сложности предложены более 170 их различных модификаций!

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ

Главная специализация «СТ Алабуга» – изготовление промтоварных и изотермических кузовов-фургонов. Толщина сэндвич-панелей у последних составляет от 4 до 10 см. Сначала они были привозными, а теперь изготавливаются здесь же, что позволило исключить случавшиеся повреждения при транспортировке. Производство ведется методом закрытой заливки с использованием в качестве наполнителя пенополиуретана – на сегодня это самая современная технология, обеспечивающая наиболее высокую производительность и наименьшую трудоемкость. К тому же пенополиуретан после вспенивания создает внутри сэндвич-панели монолитное наполнение без пустот и мостиков холода. Предприятие «СТ Алабуга» интересно еще и тем, что способно изготавливать целиковые сэндвич-панели уникальной длиной до 9 м!

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ

Число версий изготавливаемых «СТ Алабуга» промтоварных и изотермических фургонов определяется не только разнообразием размеров. К примеру, по желанию заказчика пол в них можно покрыть металлическим настилом, износостойкой фанерой или сделать заливным (толщина заливки 4 мм). Можно прорезать в стенках окна, двери и превратить грузовой фургон в грузопассажирскую или специальную модификацию. В полу можно сделать ниши под колесные арки, тем самым уменьшив погрузочную высоту.

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ

Можно установить гидроборт. Кроме того, на «СТ Алабуга» цельнометаллические фургоны превращают в микроавтобусы, прорезая в кузове проемы для окон и люков, монтируя сиденья и внутреннюю отделку. И здесь же изготавливают бортовые платформы разной длины. И все это – специально под комплектацию Ford Transit. Впрочем, уже были заказы и на изготовление изотермических кузовов-фургонов для камских грузовиков.

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ, автофургон, панельный фургон

Технология коммерческого успеха

Хотя с течением времени выпускаемый в Алабуге Ford Transit становится все более русифицирован, он по-прежнему остается примерно на треть дороже своего главного конкурента, бессменного лидера российского сегмента легких коммерческих автомобилей «Газели Next». Тем не менее год за годом Ford Transit продолжает наращивать свою рыночную долю на рынке нашей страны, отбирая ее в том числе и у нижегородского малотоннажника. Каким образом? Или дилерский ценник у нас перестал быть главным фактором выбора легкого коммерческого автомобиля? Давайте разбираться.

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ

О создании многочисленных специальных версий с целым спектром различных кузовов и надстроек, которые продаются с ОТТС и через дилерскую сеть «Соллерс Форд», уже говорилось – благодаря этому перевозчик получает гарантию и техническую поддержку не только на шасси, но и на весь автомобиль целиком, что нельзя не признать весомым плюсом! У такого коммерческого автомобиля и шасси, и надстройка выполнены с единым, то есть высоким, уровнем качества, контролируемым в том числе специалистами Ford Motors. И это, безусловно, снижает риски ведения бизнеса и положительно отражается на таком важном параметре конкурентоспособности, как остаточная стоимость при перепродаже. А что еще?

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ

А еще – «Соллерс Форд» делает упор на стоимость владения, которая для перевозчиков постепенно становится не менее важным фактором, чем цена при приобретении. В этом направлении серьезным шагом для Ford Transit стало состоявшееся в 2020 году 30-процентное снижение ценника на регулярное техническое обслуживание. Это не только снизило эксплуатационные затраты перевозчиков, но и сделало выгодным обслуживание малотоннажников в фирменных дилерско-сервисных центрах с гарантированным качеством, а не где-то на стороне. Кроме того, развиваются так называемые пакетные предложения, позволяющие перевозчику спланировать затраты на автомобиль на протяжении всего срока его эксплуатации, что важно в первую очередь для тех, кто привык планировать свой бизнес не на день и не на месяц вперед.

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ

Традиционно высокая остаточная стоимость Ford Transit за счет грамотно спроектированной, надежной и долговечной конструкции как шасси, так и надстроек не только делает эти малотоннажники востребованными на вторичном рынке, не только снижает потери перевозчика от простоев по причине неисправностей, но и позволяет сделать выгодные предложения по лизингу, включая операционный лизинг, при котором остаточная стоимость крайне важна. Кроме того, уверенность в высоких эксплуатационных качествах изготавливаемых в Алабуге Ford Transit открыла перед «Соллерс Форд» возможность воспользоваться таким новым для нашей страны инструментом, как подписка на автомобиль.

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ

По своей сути подобная услуга похожа на аренду: покупатель, точнее, подписчик получает малотоннажник во временное пользование и, будучи ограничен только годовым пробегом, каждый месяц выплачивает поставщику определенную фиксированную сумму. При этом все расходы, связанные с использованием автомобиля, включая его регистрацию, транспортный налог и страховку, поставщик берет на себя, за исключением разве что приобретения топлива. И выкупать автомобиль, как при финансовом лизинге, по окончании срока подписки не требуется. По сути, это тот же операционный лизинг, но нацеленный не на крупных корпоративных клиентов, а на небольших частных перевозчиков, которые часто сами сидят за рулем. Главный козырь подобной схемы – полная прозрачность и прогнозируемость расходов на транспортную составляющую, что, безусловно, делает бизнес более устойчивым.

Ford Transit, LCV, завод в Алабуге, Малотоннажник, производство Ford Transit, Соллерс Форд, СоллерсФорд, СТ Алабуга, СТ-КТ, Форд Транзит

Обратим внимание, что длительность подписки изменяется не днями, не неделями и даже не месяцами – минимальный срок составляет один год, а стандартным сроком считаются три года. В последнем случае годовой пробег ограничен 30 тыс. км. Но при выборе условий подписки на фирменном сайте можно самостоятельно увеличить лимит по километражу – просто месячная выплата в таком случае несколько возрастет. Конечно, если малотоннажник эксплуатируется едва ли не круглосуточно, подобное ограничение, скорее всего, покажется обременительным. Но для подобных эксплуатационных условий с большими пробегами есть различные варианты лизинга.

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ

А подписка будет оптимальным выбором для тех, кто, к примеру, использует машину лишь время от времени. Например, когда нужно утром привезти груз или сотрудников к месту торговли, а вечером забрать обратно. В этом случае машина в течение дня задействуется сравнительно непродолжительное время, а потому подписчик легко вписывается в ограничения по пробегу.

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ

Таким образом, предложение будущему владельцу приобрести не малотоннажник как таковой, а собранный вокруг него пакет услуг, оплата за который к тому же разнесена во времени, делает финансовые затраты на покупку и владение Ford Transit вполне сопоставимыми с таковыми при приобретении более дешевых аналогов конкурентов. И с каждым годом понимание этого появляется у все большего количества потенциальных покупателей, а потому продажи Ford Transit в нашей стране растут, стратегия продвижения малотоннажника подтверждает свою эффективность. Шутка ли, за десять лет существования СП «Соллерс Форд» на заводе в Алабуге произведено 115 тыс. Ford Transit. Впечатляющий результат! Удвоения которого, судя по нынешним темпам развития, удастся добиться как минимум в два раза быстрее.

Константин Закурдаев

Ford Transit, Форд Транзит, Соллерс Форд, СоллерсФорд, завод в Алабуге, производство Ford Transit, СТ Алабуга, малотоннажник, LCV, СТ-КТ




x
Вход на сайт
x
Регистрация
x
Новостная рассылка

С нами уже 1040 профессионалов

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки