Электрический МАЗ-4381ЕЕ. Дорога к чистой энергии
Новости отрасли
Самое читаемое
В Белоруссии появился новый электрический грузовик. Пока – экспериментальный. Он называется МАЗ-4381ЕЕ и создан Минским автомобильным заводом с использованием разработанных и изготовленных Объединенным институтом машиностроения Национальной академии наук (НАН) компонентов силовой установки. Работы выполнены в рамках подпрограммы «Автотракторокомбайностроение» ГНТП «Инновационное машиностроение и машиностроительные технологии». От Объединенного института машиностроения МАЗ получил электродвигатель с высокоскоростной коробкой передач, накопитель энергии (тяговую аккумуляторную батарею), силовую и управляющую электронику, включая все системы и алгоритмы управления электрическими компонентами, систему заряда/разряда накопителя энергии, а также обеспечивающее реализацию этих алгоритмов программное обеспечение. Кроме того, в упомянутом институте разработаны оригинальные детали экстерьера: центральная и боковая панели кабины, накладки облицовки, панели дверей и бампера, которые сделали внешний облик машины более современным. Будучи груженым до полной массы, МАЗ-4381ЕЕ способен преодолеть до 200 км без подзарядки в условиях движения по городским и пригородным маршрутам.
Важно, что указанный образец электрического грузовика не только полностью разработан в Беларуси, в нем также достигнут практически стопроцентный уровень локализации производства, что обеспечит импортонезависимость используемых компонентой базы и интеллектуальной составляющей.
Посмотрим, что же представляет собой МАЗ-4381ЕЕ. Нетрудно увидеть, что за основу при его разработке взяли появившийся несколько лет назад 12-тонный среднетоннажник нового поколения МАЗ-4381 с сохраненными значениями колесной базы (4200 мм) и габаритной длинны (8130 мм), со стандартной рамой и серийным задним мостом производства самого Минского завода, правда, без механизма блокировки межколесного дифференциала. При создании электротрака из его конструкции исключили классический силовой агрегат вместе с системой его питания, заменив их на электрический провод. Асинхронный электродвигатель с жидкостным охлаждением, составляющий основу этого привода, изготовлен ОАО «Могилевлифтмаш». Его номинальная мощность 130 кВт, пиковая – 170 кВт, а крутящий момент в указанных режимах составляет, соответственно, 310 и 600 Нм. Согласующий двухступенчатый редуктор изготовлен Объединенным институтом машиностроения. Из технических особенностей ходовой части перспективного электротрака стоит отметить использование передней рессорно-пневматической подвески, тогда как у взятого за основу дизельного МАЗ-4381 она рессорная. Задняя подвеска – пневматическая, и спереди, и сзади используются стабилизаторы поперечной устойчивости, позволяющие более безопасно вписываться в поворот.
Обладая той же полной массой в 12 тонн, что и серийный дизельный среднетоннажник МАЗ-4381, его электрический преемник МАЗ-4381ЕЕ в версии с бортовой платформой везет груза почти на полторы тонны меньше: 3890 кг против 5340 кг – разница «съедена» массой аккумуляторных батарей, размещенных по обе стороны рамы в пределах колесной базы. Обладая номинальной емкостью в 300 Ач, эти батареи, как уже говорилось, обеспечивают запас хода между подзарядками до 200 км. Правда, 50 км или, скажем, 100 км – это тоже «до 200 км», поэтому в данном случае характеристика запаса хода выглядит несколько размыто. Зато однозначно приводится значение среднего расхода электроэнергии МАЗ-4381ЕЕ, равное 0,98 кВтч/км. Электротрак снабжен зарядным портом европейского типа CCS Combo 2, что не удивительно: судя по всему, его разрабатывали с прицелом прежде всего на рынок Евросоюза, где электрификация автотранспорта движется семимильными шагами. От обычной сети полная зарядка аккумуляторов займет 12 часов, а на быструю зарядку при максимальном токе 300А времени уйдет в четыре раза меньше.
Остается добавить, что габариты укрытой тентом грузовой платформы шторного типа с задними распашными дверьми сопоставимы с таковыми у дизельной версии грузовика и составляют 6150х2480х2550 мм. А внутренний объем тентованного кузова равен 39 м3. Впрочем, МАЗ-4381ЕЕ может использоваться с любой надстройкой, доступной для дизельной версии этого грузовика. Не случайно его первый показ состоялся именно в качестве шасси.
Константин Закурдаев
С нами уже 1039 профессионалов